На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В начальной школе закладываются основы духовной культуры, формируются музыкально-эстетические идеалы. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. Наиболее синтетической формой художественной деятельности, на мой взгляд, является игра-драматизация. Именно в игре драматизации активно развиваются не только музыкальные, но и актерские ,режиссерские, литературные способности.
Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций,) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.
Драматический метод важен тем, что дает понять личность другого, поставить себя на его место, поэтому применяется не только в «умственно-образовательных», но и в нравственно-воспитательных целях.
Для успешной реализации данных уроков использую метод драматизации, который предполагает на уроках музыки в начальной школе следующее:
- определенную музыкально образовательную и драматургическую цель;
- сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности;
- наличие сюжета в рамках которого развивается музыкально-познавательная деятельность школьников;
- исполнение всеми участниками музыкально-сценического действия определенных ролей;
- использование аксессуаров и элементов атрибутики.
Драматизацию как один из методов обучения музыки можно отнести к нескольким группам методов обучения:
- Методам усвоения знания, основанным на познавательной активности репродуктивного характера;
- Методам самостоятельного овладения знаниями (проблемным), основанным на познавательной активности школьников в ходе решения музыкально-познавательных проблем;
- Экспонирующим (оценочным) методам с доминацией эмоционально-художественной активности.
Одним из важных факторов использования на уроках метода драматизации, является создание учащимися образа, который в условиях интегрированного урока музыки может быть как конкретным персонажем, или имитацией какого-либо элемента музыкальной речи.
Инсценировка музыкальных сказок, народных и композиторских песен, музыкально-литературных композиций, проводимые детьми младшего школьного возраста, приводят их к пониманию многообразия музыкального и театрального искусства.
Применение драматизации как практического метода способствует реализации знаний, умений и навыков учащихся в различных видах творческой деятельности (в музыкальной, изобразительной, актерской), где каждый ребенок может применить свои способности
Музыкальные игры-драматизации в развернутой форме проводятся на заключительных уроках четверти, полугодия или года для обобщения музыкально-слухового опыта и систематизации музыкальных знаний учащихся в каждом классе.
В 1-2 классах игры драматизации используются для получения первичных знаний о музыкальном языке, осознания единства эмоционального содержания и средств музыкальной выразительности. В 3 классе игры-драматизации способствуют закреплению знаний об элементах музыкальной речи, формируют представления учащихся о единстве содержания и формы в музыке, принципах музыкального развития. В 4 классе игры-драматизации помогают создать общее представление о многообразии культур разных народов.
На уроках музыки использую следующие игры-драматизации:
1 класс
- «Что нам осень принесет?»;
- «Праздник осени»;
- «Встреча с Весной-Красной»
2 класс
- «Музыкальная сказка»;
- «Звуки природы»;
- «Посещение музыкального театра».
3 класс
- «Оркестр»;
- «А у нашего двора»;
- «Времена года»;
- «Музыкальный магазин».
4 класс
- «Богатырский турнир»;
- «Музыкальное путешествие по Европе»;
- «Музыкальный круиз».
Главная цель использования игр-драматизаций на уроках музыки-развитие музыкального мышления младших школьников, усвоение новых знаний о музыке, проникновение в сущность музыкального искусства.
Список литературы
1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. М.: «Вако», 2014.
2. Надотинская Т.В. Игры драматизации на уроках музыки. М:Владос, 2003.
3. Необычные уроки музыки 1-4 классы. Составитель Л.В. Масленникова-Волгоград: «Учитель», 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом министерства образования и науки от 22.09.2011г. №2357.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://www.myshared.ru/slide/,(12.012.2016г.)
6. Статья по музыке на тему «Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки» http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library, (15.01.2017г.)