Цель проекта:
- развитие личности ребёнка, его музыкально-исполнительских способностей и навыков;
- мотивации к дальнейшему овладению музыкальным искусством.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Активизировать полученные знания, умения, навыки и умение применять их на практике.
- Формировать навыки публичного выступления.
- Обогатить духовный мир учащихся посредством музыкальных пьес.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и инициативы учащихся.
- Содействовать развитию умений учащихся осуществлять рефлексивную деятельность.
- Инициировать интерес преподавателей и учащихся к новым цифровым технологиям в интерпретации музыкально-художественного замысла.
Воспитательные:
- Содействовать развитию эстетического вкуса и культуры речи учащихся.
- Формировать навыки совместной деятельности в команде.
- Воспитывать у учащихся и родителей любовь к музыке, как к искусству, обладающему наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Форма проекта: концерт-презентация.
Оборудование: афиша концерта (приложение 1), музыкальные инструменты, микрофоны, экран и компьютерная презентация (приложение 2).
План проведения:
Вступление
- Что такое детство.
Основная часть
- М.П.Мусоргский – великий русский композитор, чьё имя носит ДМШ.
- История появления фортепиано.
- История создания баяна.
- Изобретение синтезатора.
- Музыка сказок и мультфильмов.
- Музыкальные занятия.
- Любимые предметы и успеваемость (данные опроса, приложение 3).
- Любимые песни.
Заключение
- Чему учатся в ДМШ.
Ведущие: Александра и Алексей; Дарья и Александр.
Зал украшен и подготовлен к проведению мероприятия: на стене висит афиша, на сцене – музыкальные инструменты, микрофоны, возле сцены – экран и компьютер.
Слайд 1, Слайд 2
Дарья:
Детство – время золотое
И волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою,
Детство – это я и ты.
Александр: Легко ли быть ребенком? На первый взгляд это очень просто, но за время детства мы должны успеть научиться разговаривать, общаться, обслуживать себя, познать азы различных наук, а главное – найти свое место в жизни.
Алексей: Детство есть у каждого человека. Каким бы оно не было – оно останется, как говорят взрослые, самым лучшим временем в нашей жизни, полным радостных воспоминаний.
Слайд 3
Александра: Ведь детство это когда бантики и рюкзаки больше тебя в два раза.
Алексей: Детство – это когда твой кот старше тебя.
Александр: Детство – это когда коленки в зелёнке круглый год.
Дарья: Детство – это море конфет, это когда сникерс у тебя на лице и на одежде, на пальцах и на столе, на занавеске и в животике!
Александра: Детство – это увлечение всем и вся. Это постоянные мамины нервы – ведь неизвестно, что ещё придёт в голову не в меру любопытному ребёнку.
Алексей: Детство – это когда накидываешь на стол одеяло и представляешь, что это шалаш, в котором прячешься от привидений и взрослых...
Александр: Детство – это когда бежишь ночью из туалета и радуешься, что тебя никто не съел.
Слайд 4
Дарья: Ребята! А наше детство не простое! Оно у нас музыкальное! Ведь мы все почти каждый день ходим в музыкальную школу.
Слайд 5
Александр: З.Компанеец «Мы школьники». Исполняет Солнышкин Александр.
Слайд 6
Александра: Наша музыкальная школа носит имя великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он родился в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии в 1839 году.
Алексей: М.П. Мусоргский написал оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и много различных произведений для симфонического оркестра. Он так же писал произведения для фортепиано. Всем известны его «Картинки с выставки» и романсы.
Слайд 7
Александра: В музыкальном творчестве Мусоргского нашли выражение русские национальные черты. Эта особенность его стиля проявила себя в умении обращаться с народной песней, в мелодии, гармонии и ритме, а также в выборе сюжетов для своих произведений из русской жизни.
Слайд 8
Алексей: Послушаем русские народные песни.
«Отдавали молоду». Исполняет Ефимов Ярослав.
Слайд 9
Александра: «На горе-то калина». Исполняет дуэт «Вань-вань»: Иван Леонов и Иван Михальченко.
Слайд 10
Частушки.
Все:
Как пришли мы в эту школу,
Было нам всего семь лет.
Сразу стали, как министры,
Ни минутки лишней нет!
Входим в школу – отовсюду
Струн и клавиш перезвон.
Ну а если б не ходили,
Знали б лишь металлофон!
Александр:
Под весёлую гармошку
Я пою, не устаю
Уже целый год пропел я
Еще больше пропою.
Алексей:
Берегите ваши уши –
Разбор слушать нелегко.
А за вредность лучше дайте
Педагогам молоко.
Александр:
На сольфеджио я с Дашей –
Друг без друга нам нельзя!
Ведь диктанты пишет Даша,
А аккорды строю я.
Алексей:
Викторина по муз-ре,
Что экзамен по физ-ре:
Повороты вправо, влево
И наклоны на бедре!
Александра:
Наступает вдруг экзамен.
Зал, рояль, ажиотаж!
Как же сдать его – не знаем,
Будем брать на абордаж.
Все:
Если мы поём фальшиво,
Просим мы нас не ругать.
А за наше настроенье
Лучше ставьте цифру пять!
Слайд 11
Дарья: С тех пор как я стала ходить в музыкальную школу, я совсем перестала играть со своими игрушками.
Слайд 12
Александра: А как же ты не заметила, мы теперь не в игрушки играем. Мы играем на музыкальных инструментах! Фортепиано было любимым инструментом многих известных музыкантов. На нем играли: замечательные русские пианисты, известные всему миру – Святослав Рихтер, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Денис Мацуев.
Слайд 13
Дарья: Фортепиано изобрёл в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", (гравичембало кол пиано и форте) что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Затем это название сократили, и появилось слово «фортепиано». Инструменту фортепиано уже более 300-х лет.
Слайд 14
Александра: В семействе фортепиано есть два «брата». Большой концертный инструмент – рояль, что значит «Королевский» и пианино – с такой же клавиатурой, но поменьше размером для комнаты или класса.
Слайд 15
Дарья: Г.Галынин «Зайчик». Его нам представит Цветков Макар.
Слайд 16
Александра: М.Качурбина «Танец Мишки с куклой» исполнят Киенко Александр и Шукаева Дарья.
Слайд 17
Алексей: Ц.Кюи «Испанские марионетки» прозвучат в исполнении Ефановой Александры.
Слайд 18
Александр: В 1822 г. германский мастер Христиан Фридрих Бушман сконструировал гармонику – инструмент, на правой крышке которого находился гриф с небольшим числом клавиш, а на левой – ручка для растягивания и сжима меха. На такой гармонике исполнялась только мелодия, клавиатуры для исполнения аккомпанемента не было.
Слайд 19
Дарья: Через полвека, совершенствуясь и хорошея, гармоника распространилась по всему миру. И превратилась в известную нам гармонь. Главная особенность гармоники заключалась в том, что она настроена по диатонике и могла играть только в одной мажорной или минорной тональности. На протяжении второй половины XIX века гармонь была просто народным инструментом. Она сопровождала народные гулянья, свадьбы и праздники.
Слайд 20
Александр: В 1907 году петербургский мастер Пётр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.
Слайд 21
Дарья: «Русская частушка». Исполняет Петухов Владимир.
Слайд 22
Александр: Украинская народная песня «Ты до меня не ходи». Исполняет Михальченко Иван.
Слайд 23
Дарья: Латышская народная песня «Лошадка». Исполняет Киенко Василий.
Слайд 24
Александр: Швейцарская народная песня «Кукушка». Исполняют Шатров Ефим и Богданов Дмитрий.
Слайд 25
Алексей: Синтезатор – это одно из самых значительных изобретений прошлого века. Ещё в конце XIX века русский учёный Лев Термен, используя законы физики и электрическое питание, создал инструмент под названием терменвокс. Этот инструмент представлял собой простую и мобильную конструкцию, подобных которой нет до сих пор. Слайд 26
Это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его: музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет ноты, которые выдаёт терменвокс. Инструмент считается одним из самых сложных в освоении из когда – либо созданных человечеством. Звук, который выдаёт терменвокс, очень специфичен, но именно за это он до сих пор ценится музыкантами и используется при записи.
Слайд 27
Александра: Первые синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами. Вот почему у многих слово «синтезатор» ассоциируется с «космическими» звуками, которых не бывает в природе. Слайд 28
Алексей: Цифровые синтезаторы, на которых мы играем, появились в 90-х годах прошлого века. Благодаря синтезу уникальных звуков возникли новые стили современной музыки. Слайд 29
Александра: А.Полонский «Лёгкий ветерок». Исполняет Белозёров Константин.
Слайд 30
Дарья: А ещё в нашем детстве много мультфильмов и сказок. Они у нас тоже музыкальные!
Александр:
Ах, как любит сказки детвора,
Сказок много, и прожить на свете нам без них нельзя!
Пусть герои сказок дарят вам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Дарья: Вы на сцену посмотрите и нам сказку назовите!
Слайд 31
Александр:Ф.Черчелль «Белоснежка». Исполняет Родионова Нелли.
Александра: Это была сказка ….. «Белоснежка и семь гномов».
Слайд 32
Александр: М.Майкапар «Мотылёк». Исполняет Криворучко Елизавета.
Александра: Это мультфильм ….. «Мотылёк»
Слайд 33
Александр:. Детская песня «Серенький козлик». Исполняет Российцев Павел.
Александра: Эта песенка из сказки ….. «Бабушкин козлик»
Слайд 34
Александр: Е.Крылатов «Колыбельная Медведицы». Исполняет Попов Владимир
Александра: Эта песенка из мультфильма ….. «Умка»
Слайд 35
Александр: С.Петерсен «Марш гусей». Исполняет Шукаева Дарья
Александра: Это мультфильм …. «Жили у бабуси»
Слайд 36
Александр: Русская народная песня «Жучка и кот». Исполняет Леонов Илья.
Александра: Кто знает мультфильм про собаку и кошку? .... «Как Кошечка и Собачка мыли пол»
Слайд 37
Александр: А.Спадавеккиа «Добрый жук». Исполняет Башина Виктория
Александра: Эта песенка из сказки ….. «Золушка»
Слайд 38
Александр: А.Роулли «Волк на мотоцикле». Исполняет Чернецов Александр
Александра: Назовите мультфильм про волка ….. «Ну, погоди!»
Слайд 39
Александр: И.Ядова «Принцесса». Исполняет Суворова Софья
Александра: Из какой сказки эта Принцесса? ….. «Рапунцель»
Слайд 40
Александр: Е.Дербенко «Поросята и серый волк». Исполняет Юшкевич Александр
Александра: Эта песенка из мультфильма ….. «Три поросёнка»
Алёша: Саша, а ты любишь сладости?
Александра: Да я очень люблю мороженое. Взрослые говорят, что в детстве оно самое вкусное! Мороженое любим не только мы, но и Лунтик и Мусти, и Грузовичок Лёва!
Слайд 41
Алёша: Музыкальное «Мороженое» Э.Градески нам преподнесёт Юркина Анастасия.
Александр: В детстве мы много времени проводим «на колёсах»: родители отвозят нас в школу, потом забирают с уроков, а когда они не успевают, мы ездим на маршрутках или велосипедах.
Дарья: А я ещё езжу на роликах!
Александр: А я на скейте!
Слайд 42
Дарья: Н.Петти «Колёса». Исполняет Корсаков Алексей.
Слайд 43
Александр: В музыкальной школе я мечтал учиться с самого раннего детства. Мне это даже снилось. Вот выхожу я на сцену, такой красивый, модный, стильный. Зал полон зрителей, везде разноцветные огни! Я беру инструмент и играю! А мне все аплодируют, аплодируют!
Дарья: Какая у тебя красивая мечта! А ведь мы с тобой мечтаем об одном и том же. Как ты думаешь, наша мечта скоро сбудется?
Александр: Я думаю, что пока мы не осилим все уроки, которые нам преподают, она не сбудется….
Дарья: Наши преподаватели говорят, что заниматься нужно каждый день.
Александр: Как же можно заниматься каждый день, если надо ещё и уроки делать, и в секцию сходить, да и погулять хочется?
Слайд 44
Дарья: Надо успевать распределять своё время и время наших родителей, чтобы они не мешали, а помогали нам выполнять учебный план – документ, согласно которому мы учимся в школе. В нём говорится, что «по учебным предметам объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом»:
- в 1-2 классе по 3 часа в неделю,
- в 3-4 классе по 4 часа в неделю,
- в 5-6 классе по 5 часов в неделю,
- а в 7-8 классе по 6 часов в неделю.
И кроме специальности ещё по 1,5 часа ансамбля, полчаса слушания музыки, 1 час сольфеджио и 1 час музыкальной литературы.
Александр: Кошмар! Это значит, я должен заниматься дома 8 часов в неделю! Если так учиться, то мечта точно сбудется…
Слайд 45
Дарья: В.Шулешко «Танцевальный сувенир». Исполняют Юшкевич Александр, Ефанова Александра, Корсаков Алексей.
Дарья: Знаешь, Саша, у нас в музыкальной школе есть традиционное русское школьное единоборство.
Александр: Это какое такое единоборство?!
Слайд 46
Дарья: Это борьба с нотами!
Алексей: Да с нотами мы боремся с первого по выпускной класс. Их всего семь. Но как только мы начинаем изучать новое произведение, то сразу их забываем… Просто магия какая-то!
Слайд 47
Дарья: А какие у наших ребят любимые предметы?
Александра: По последним данным музыкального опроса, любимым предметом участников нашего концерта является «Специальность».
На втором месте – «Музыкальная литература» или «Слушание музыки».
На третьем месте – «Сольфеджио».
На четвёртом – «Хор».
Дарья: А как у нас с успеваемостью по этим предметам?
Александра: По последним данным музыкального опроса, лучше всего участники нашего концерта успевают по предмету «Специальность»! Не зря же этот предмет у большинства из них самый любимый!
Такая же хорошая успеваемость у наших ребят по предмету «Музыкальная литература» или «Слушание музыки» и «Хор». А вот «Сольфеджио» даётся ребятам не очень-то легко.
Александр: Ну да, по специальности у всех хорошие оценки. Во всяком случае, лучше, чем по сольфеджио!
Алексей: Я понял: чтобы быть по всем предметам на высоте, нужно… учиться на самом верхнем этаже школы! Именно там у нас проходят уроки по специальности!
Слайд 48
Александра:. Е.Дербенко «Орловский сувенир». Исполняют Масич Никита, Горбунов Константин, Смирнов Алексей.
Слайд 49
Александр: Дорогие родители и ребята! Давайте споём наши любимые «детские» песни! Без их исполнения у Елены Евгеньевны не проходит ни один урок! Итак:
Слайд 50
А.Блантер «Катюша». Исполняет Богданов Дмитрий.
Поём все вместе!
Слайд 51
Дарья: Русская народная песня «Коробейники». Исполняют Киенко Василий и Киенко Александр.
Слайд 52
Дарья: А.Новиков «Смуглянка». Исполняет Шатров Ефим.
Слайд 53
Александра: Ребята! В музыкальной школе мы учимся играть на разных музыкальных инструментах, узнаём о тех, кто пишет музыку, учимся её слушать.
Алексей: Мы играем в ансамблях и учимся общаться, выступаем на концертах и учимся быть уверенными в себе.
Дарья: Мы уже узнали, что с помощью музыкальных звуков можно нарисовать образ различных музыкальных героев сказок и мультфильмов, передать музыку колёс, представить весёлые и грустные музыкальные истории, пережить различные человеческие чувства.
Александр: Музыка может рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер людей и рассказывать целые истории.
Слайд 54
Александра: И.Матвиенко «Конь». Исполняют Масич Никита, Горбунов Константин, Смирнов Алексей.
Слайд 55
Александра: Наш концерт подходит к концу, но наше музыкальное детство ещё не кончается. Оно семимильными шагами убегает от нас в наше музыкальное будущее!
Слайд 56
Дарья:
Музыка – лукавая работа:
Чтобы людям сердце волновать,
Мало пьесу выучить по нотам –
Надо научиться колдовать.
Александр:
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чём поёт капель,
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Алексей:
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну, карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного, чистого ручья.
Дарья:
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом!
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом – колдуном!
Слайд 57
Александра: «Детство» (из репертуара группы «Ласковый май»).
Исполняют Исаченков Тимофей и Белозёров Константин.
Слайд 58
Александр: Наш концерт окончен. До новых встреч!
Список использованных источников
1. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1985.
2. История развития баяна. [Электронный ресурс]. М., 2010. URL: http://muz-teoretik.ru/istoriya-razvitiya-bayana/ (Дата обращения 20.01.2017).
3. Стихи о музыке. [Электронный ресурс]. М.: 2011. URL: http://www.muz-urok.ru/stihi17.htm (Дата обращения 22.01.2017).
4. Стихи.ру. [Электронный ресурс]. М.: 2011. URL: http://www.stihi.ru/2011/01/13/5979 (Дата обращения 23.01.2017).