Формирование пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог


 Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентировок. Важность изучение ориентировки в пространстве определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей. А данный вопрос очень важен, так как дети-дошкольники испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая». Определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.
Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т.д.).

Ф.Н.Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути в работе с детьми:

1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным заданием.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта.

Основная задача воспитателя- наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа "Детство", где целью является - развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).

Используемые методы и приемы программы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.

Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, компьютер):

  • блоки Дьенеша,
  • палочки Кюизенера,
  • модели.

Форма организации детской деятельности:

  • индивидуально-творческая деятельность,
  • творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  • игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  • игры головоломки,
  • задачи-шутки,
  • кроссворды,
  • ребусы.

2. Дидактические игры:

  • сенсорные,
  • моделирующего характера,
  • специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении ориентировки в пространстве. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы.

Таким образом, пространственная ориентация, в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Исследования Марии Фидлер показали, что понятия формируются на основании операций, выполняемых детьми и позволяют выработать умение дифференцировать, классифицировать, обобщать и абстрагировать. [23,с.17]

Для того, чтобы узнать, как дети ориентируются в пространстве мы провели с детьми обследование.  

Методы исследования пространственных представлений.

Игра «Найди ключи»

Цель: Умение ориентироваться в пространстве. Распознавать условные обозначения.

Материал: План комнаты, Вини-Пух, стрелки.

По заданию взрослого дети должны по плану комнаты проехать с Винни-пухом путь поезда и найти ключи.  На плане стрелкой обозначены изменения направления.

«Узор»

Цель: Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

Игровой материал: плоские геометрические фигуры

Описать узор от себя.

«Куда бросим мяч?»

Цель: умение определять заданное направление.

Игровой материал: мяч

Кидали мяч и спрашивали куда кинули мяч (вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо)

В качестве критериев оценки уровня ориентировки в пространстве использовалась система знает, не знает, путается.

Знает - ребёнок четко умеет ориентироваться в пространстве, умеет видеть характерные признаки предметов, Устанавливает связи впереди-сзади, вверху-внизу, влево-вправо. Определяет, словом положение ого или иного предмета.

Путается – ребёнок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, но может допустить малые ошибки в направлении влево и вправо. Самостоятельно осуществляет действия. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Не знает - ребёнок ориентируется с помощью взрослого, ждет подсказки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности с трудом или вообще не выполняет.

Формирование ориентировки в пространстве детей 4-5 лет предполагает разработку системы игр в контексте разных видов деятельности.

1 Этап - были предложены следующие игры на формирование ориентировки в пространстве.

  • «Найди спрятанную игрушку», цель - развитие понимания схематичного изображения.
  • «Запомни картинки», цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по расположению.
  • «Повторяйте друг за другом», цель - развитие понимания схематичного изображения вверх, вниз.
  • «Зверюшки на дорожках», цель - умение выделять направление впереди-сзади.
  • «Нарисуй картинку палочками» цель – развитие пространственного воображения.
  • «Куда пойдешь и что найдешь», цель - учить определять направление.
  • «Цветные дома», цель – определение словами положения предметов (домов).

2 Этап - следующие игры:

  • «Что изменилось?», «Кто, где прячется?», цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.
  • «Учимся находить видимые различия», цель - ориентировка на плане в группе.
  • «Куда бросим мяч?», цель - развитие внимания, определение направления.
  • «Гномы с мешочками», цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх-вниз, направо-налево, сзади-спереди).
  • «Кто ушёл и где он спрятался?», цель - умение двигаться в заданном направлении по устной команде.
  • «Угадай, что где находиться» с усложнением.
  • «Что изменилось» с усложнением.

3 Этап - следующие игры:

  • «Внимание», цель - умение ориентироваться по плану детского сада.
  • «Что изменилось?», цель - ориентировка с усложнением.
  • «Исправь ошибку», цель - умение дифференцировать направления.
  • «Разрезные картинки», «Сложи узор», цель – умение ориентировки в пространстве.
  • «Где это было?» цель – выделение левой и правой сторон.
  • Игра “Назови соседей, цель - определение правой и левой сторон.
  • «Кубики для всех», цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме).

Было проведено множество дидактических игр по ориентировке в пространстве.

Игра «Части тела»

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.»

Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Определи по следу»

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу». Что наверху, что внизу? (Анализ башен, построенных из геометрических тел).

Ориентировка на листе бумаги:

  • Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
  • Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.

Дидактическая игра “Куда пойдешь, то и найдешь”

Цель: продолжать учить различать пространственные направления: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх.

Игровое действие: ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

- Направо пойдешь – зайца найдешь. Налево пойдешь – слона найдешь. Назад пойдешь – котика найдешь. Вперед пойдешь – гномика найдешь.

Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например:

- Я пошел направо и нашел зайчика.

Количество играющих: 5-6 человек.

Для закрепления полученных результатов мы обыгрывали такие стихотворения В.Берестова.

Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Усвоение ориентировок слева-справа.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» – раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.

Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Стихи и песенки ребенок запоминает и быстрее и легче. В своих играх на ориентировку применяли стихи, потешки, песенки. Это облегчило нашу задачу и дети с большим удовольствием запоминали и обыгрывали. Вместе с той работой, которую проводили в группе, дополнительно давали эти же игры обыгрывать дома, для закрепления.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

Обновление и качественное улучшение системы ориентировки в пространстве дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных пространственных представлений.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Для эффективного повышения уровня пространственных ориентаций предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

Целенаправленное развитие элементарных пространственных представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.