Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Вид урока: Рисование с натуры.
Цели урока:
- изучение начальных сведений о светотени (свет, собственная тень, блик, рефлекс, падающая тень), выявление объёма геометрических тел при помощи светотени;
- развитие наблюдательности, внимания, графических навыков;
- воспитание целеустремлённости, стремления к получению положительного результата.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться передавать объём геометрических тел при помощи светотени.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.
- Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.
- Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.
Оборудование и материалы:
- Для учителя: доска, наглядные пособия, геометрические тела из гипса, источник света.
- Для учащихся: альбом, уголь или чёрная акварель, банка, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт», В.Серова «Девочка с персиками», И.Хруцкого «Плоды».
Сценарий урока
1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Итоги урока. Рефлексия. Анализ работ.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Ребята! Давайте вспомним основные положения предыдущего урока. Откройте, пожалуйста, свои альбомы на странице, где вы выполняли упражнение по изображению куба с учётом угловой перспективы. Кто желает выйти к доске и изобразить куб с использованием линии горизонта и точек схода?
Вызываются 2-3 учащихся по желанию.
Вопросы для повторения:
- Для чего необходимо изучать законы перспективы?
- Как проявляются законы линейной перспективы в картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»?
- Дайте понятие линии горизонта и точки схода.
Проверим и проанализируем, как ребята на доске выполнили упражнение по изображению куба с использованием угловой перспективы.
Тема сегодняшнего урока – «Освещение. Свет и тень». Нашей задачей является изучение начальных сведений о светотени. Кроме того, мы должны, проверив конструктивное построение натюрморта, состоящего из геометрических тел, перейти к выявлению объёма геометрических тел.
Видеть и рассматривать предметы окружающего мира мы можем только с помощью источников света. Это могут быть естественные источники – солнце и луна или искусственные – электрический свет, свет свечи или костра.
Рассмотрим геометрическое тело, например, шар. Мы видим, что свет, распространяясь по форме, имеет различные градации – от самого светлого до самого тёмного. Для того чтобы научиться изображать эти градации, надо усвоить понятие светотени.
Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.
Образование светотени на предмете зависит от положения этого предмета по отношению к источнику света и от его силы. Светотень составляют такие отношения, как свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.
Свет – освещённая поверхность предмета.
Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета.
Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень.
Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.
Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность.
Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах.
Рассмотрите, пожалуйста, предметы округлой формы на натюрморте Ж.Б.С.Шардена и фрагменте картины В.Серова «Девочка с персиками». Определите в каждом случае, где находится источник света, и понаблюдай, как постепенно свет переходит в тень. Обратите внимание, наиболее глубокая тень находится не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинута в сторону освещённой части.
На картине И.Хруцкого «Плоды» мы видим, что предметы находятся на разном расстоянии от источника света. Сравните морковь, лежащую возле блюда с рыбой, и морковь в корзине. Очень хорошо видно, что освещённые поверхности предметов, расположенных дальше от источника света, теряют свою светосилу. Напротив, на переднем плане натюрморта контрасты света и тени на моркови усиливаются, свет и блики становятся ярче.
Давайте рассмотрим наш учебный натюрморт.
Определите на геометрических телах градации светотени (свет, собственную тень, падающую тень, рефлексы, блики, полутени).
Вопросы для закрепления:
- Какие градации светотени вы знаете? Назовите их в порядке уменьшения интенсивности света.
- Назовите на предмете самое светлое место и самое тёмное.
- Что такое рефлекс?
Перейдём к практической работе, выполнять которую будем углём или акварелью.
- Проверим конструктивное построение и компоновку геометрических тел.
- Приступим к выявлению объёма предметов при помощи светотени:
а) изобразим фон;
б) проложим собственные тени и свет;
в) выделим блики;
г) проложим полутени и рефлексы на предметах;
д) определяем тон падающих теней от предметов.
Самостоятельная работа учащихся.
Итоги урока. Рефлексия.
- Выставка детских работ у доски и их обсуждение.
- Анализ работ.
- Выявление вопросов, затруднений и недостатков.