Возрастная категория: 3-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с новым произведением;
- помочь им раскрыть тему и идею стихотворения;
- учить читать вдумчиво, формировать технику чтения;
- вооружить приёмами понимания и анализа текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие речи (в том числе обогащение словаря);
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).
Планируемые результаты:
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами, передавая личное восприятие текста, своих переживаний и представлений |
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Учиться высказывать своё предположение, разгадывать, толковать, извлекать тайное, оставшееся за строками |
Учиться эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей (автора), сочувствовать, сопереживать |
Размышлять о характере и поступках героев, формулировать идею произведения Умение определять жанр произведения, его художественные особенности. учиться эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции |
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Учиться работать в паре |
Высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор) |
Содержание произведения
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.Под ветром воющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.Лежит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа.
- Прочитаем эпиграф к уроку: «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». Л.Н.Толстой. (Слайд № 1)
- Как вы понимаете это высказывание?
- Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит общение с талантливым, мудрым русским поэтом. Предположите, как мы будем общаться?
- Отгадав загадки, вы поймёте, на какую тему будет происходить наше общение.
(Слайд № 2)
Загадка 1:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
Загадка 2:
Она, кружась, сверкает,
А в ладошке быстро тает.
Станет капелькой в руке,
Как слезинка на щеке. (Снежинка» (Слайд № 3)
- Вот вы и назвали тему нашего разговора.
- А какие литературные произведения вам вспомнились при упоминании о зиме и снеге?
- Отгадайте, чьи это строки?
1)
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает..
Стозвоном сосняка… /Есенин/ (Слайд № 4)
2)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. /А. Пушкин/ (Слайд № 5)
3)
Вот моя деревня
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой… /И.Суриков/ (Слайд № 6)
4)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. /Н.Некрасов/ (Слайд № 7)
5)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою чудной жизнью он блестит… /Ф.И.Тютчев/ (Слайд № 8)
6)
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. /? /(Слайд № 9)
- С автором этих загадочных строк мы сегодня на уроке познакомимся. Это Бальмонт Константин Дмитриевич. Мы познакомимся со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка».
Ребята, возможно, кто-то из вас уже читал стихи этого поэта? Что вы знаете о нем?
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В пять лет он научился читать, а в девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. (Слайд № 10) «Ты почувствуешь, как я всегда люблю Россию и как мысль о нашей природе владеет мною. <…> Одно слово „брусника“ или „донник“ вызывает в моей душе такое волнение, что одного слова достаточно, чтоб из задрожавшего сердца вырвались стихи», — писал поэт 19 августа 1925 года дочери Нине Бруни, посылая ей новые стихотворения.. (Слайд № 11) Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? (будем читать о снежинке)
2. Определение цели урока и постановка задач учащимися с помощью учителя.
- Кто сможет сформулировать цель урока? (Побеседовать с автором. Понять, прочитав между строк, что хотел сказать нам автор, какими эмоциями, каким настроение хотел поделиться Константин Дмитриевич Бальмонт; определить идею произведения).
- Совместно составим план работы на уроке: (Слайд № 12)
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться…
3. Работа над стихотворением.
3.1. Чтение стихотворения учителем (можно под соответствующую тихую музыку)
- Я прочитаю это стихотворение, а вам предлагаю после прослушивания поделиться впечатлением, которое произведет на вас это произведение, настроением (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое…)
3.2. Повторное чтение детьми.
- Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают).
3.3. Филологическое («медленное») чтение, осмысление содержания стихотворения, составление системы образов, работа над выразительностью чтения.
- Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки).
- Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? (Восторг, грусть, нежность, восхищение). Да, он восторгается ею. А как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой? (Стихотворение начинается и заканчивается восклицательным предложением, передающим восторг; тут же для усиления эмоций Константин Дмитриевич использует еще один прием – повтор).
- Зачитаем эти строфы и сами попробуем передать этот восторг.
- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая). (Слайд № 13)
- Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая, умелая, сохранно-белая). Что у человека может быть белым, чистым? (Внешний вид, душа, совесть). Что помогают описать и ярко нам представить эти эпитеты? (Внешний вид и характер). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.
2 строфа.
- Какие слова одушевляют снежинку? (олицетворения – просится, проносится). Объясните значение слова» проносится» (двигается очень быстро – стремительно); «просится»« (Она стремится по собственной воле)
- Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная). (Слайд № 15) Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли "героине" преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая). Откуда держит путь наша снежинка?
3 строфа.
- Что такое лазурь? Какой она имеет цвет? (Небо, голубой). Куда она стремится?( На землю). Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну (… в безвестную страну…). Как вы думаете, почему Константин Бальмонт использовал слово «низринула»? Как вы его понимаете? (От слова « низко»; а, возможно, от слова «незримо» - темно). Глагол «низринуть» удачно выбран автором (в сравнении с глаголами «спускаться», «лететь»), т.к. привносит в описываемую поэтом картину тревогу , неизвестность, опасность, риск). Какие звуки передают это? (Лазурь чудесную она покинула, себя в безвестную страну низринула). (Слайд № 16)Такой специальный подбор гласных звуков для более точного изображения художественного образа, определенной картины называется в литературе – ассонанс. Как вы думаете, снежинка переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией следует произносить эти строки? (С беспокойством за нее, переживанием).
4 строфа.
- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Движется снежинка легко, скользит вниз, умело преодолевая опасности, когда рядом другие снежинки тают, превращаются в хлопья; наша же снежинка остается «сохранно-белой»). На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? (Слайд № 17) Перечитаем следующие две строфы.
5 и 6 строфы.
- Кто же он? (Ветер; и хотя под ветром снежинка дрожит, взметается, он ее любит, лелеет, качает, утешает, развлекает и закаляет в бешеном кружении с метелями). Какой художественный прием талантливо использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой (аллитерация, или звукопись: [в, щ, ш х, ж, др, з, ч] и другие). Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему надо читать эти строфы? (Движения становятся более резкими, неровными, их направление изменяются то вверх, то вниз – это надо показать интонационно при чтении)
7 строфа.
- Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась, невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее - «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора – скрытое сравнение. автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше). (Слайд №18) Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается»( показать нежность и величественность, безболезненность приземления, отсутствие травматизма, удовлетворенность пройденным жизненным путем…). Перечитаем строфу, передавая сказанное с помощью интонации.
Физкультминутка. (Слайд № 19-21)
- Смелая снежинка приземлилась, пора и нам отдохнуть (Офтальмологическая музыкальная физкультминутка с танцующей стилизованной снежинкой).
3.4. Осмысление идеи произведения.
- К. Бальмонт создал образ снежинки, которой он восхищается, любуется; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы? Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, невеста в подвенечном наряде, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный неизведанный жизненный путь с небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный, активный и жизнедеятельный ветер, спутниками которого часто являются метели, – сам поэт, встретивший на своем бурном жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды. В этом и заключается главная мысль стихотворения – идея. (Слайд № 22-23)
3.5. Подготовка партитуры к выразительному чтению, репетиция в выразительном чтении. Работа в парах. Проверка (логическое ударение, логические паузы, ритм, настроение…). (Слайд № 24-26)
3.6. Выразительное чтение стихотворения.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет.
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов свои секреты».
«А что стихи таят в секрете?» –
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу, я вам охотно помогу».
- Поделитесь своим мнением, нужно ли специально учиться понимать стихи?
- Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть секреты этого чудесного стихотворения, и как помог нам в этом удивительный талантливый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт? Что вы о нем узнали?
- Удалось ли нам достичь цели, поставленной в начале урока? Как удалось решить поставленные задачи: (Слайд № 27)
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться …
- Что особенно понравилось вам на уроке, затронуло ваши чувства, эмоции, переживания?
- Поделитесь своим настроением, впечатлением от работы на уроке с помощью цветовых сигналов: (Слайд № 28)
- снежинка синего цвета – настроение отличное, открыл новые знания, «секреты» стихотворения, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным;
снежинка зеленого цвета – настроение хорошее, открыл новые знания, не все «секреты» стихотворения открыл, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным; - снежинка розового цвета – настроение хорошее, открыл новые знания, «секреты» стихотворения понять пока сложно, общение с К.Д.Бальмонтом было полезным, но прочитать «между строк» удается не всегда.
5. Домашнее задание. (Слайд № 29)
- Выучить стихотворение наизусть; читать выразительно, понимая автора, представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства;
- Задание - по желанию: представившуюся в вашем воображении картину попытайтесь изобразить красками с помощью изобразительных средств.
6. Урок окончен. (Слайд № 30).