В связи с расширением границ общения в современном мире, особое внимание приходится уделять формированию социокультурной компетенции.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Существуют следующие проблемы:
- неумение представлять родную культуру на английском языке,
- неумение находить сходство и различие в образе жизни своей республики и стран изучаемого языка,
- низкий уровень познавательного интереса к истории, культуры родного края.
Актуальность проекта обусловлена целью современного общества, включающего в себя воспитание у школьников положительного отношения к культуре говорящего на иностранном языке; знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны/стран изучаемого языка, включения школьников в диалог культур, знакомства с достижениями национальных культур и развитием общечеловеческой культуры; помогает осознать роль родного языка в зеркале культуры родного народа.
Цель проекта: формирование социокультурной компетенции у учащихся средней школы путем внедрения НРК в учебную программу по английскому языку.
Задачи проекта:
- внедрить национально-региональный компонент в учебную программу для формирования социокультурной компетенции;
- повысить интерес к изучению английского языка и развивать мотивацию учебной деятельности;
- повысить результативность обучения;
- активизировать творческую деятельность учащихся.
В основу исследования положена гипотеза: использование НРК на уроках английского языка будет способствовать формированию социокультурной компетенции у учащихся.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: январь 2014 – сентябрь 2014 г.
- Изучение и анализ материалов по теме проекта, создание программы проекта.
- Основной: Сентябрь 2014 – сентябрь 2015 г.
- Проведение уроков с использованием национально-регионального компонента, апробация программы.
- Заключительный: Сентябрь 2015 – декабрь 2015г.
Подведение итогов, выпуск электронного пособия с использованием компьютерной программы AutoplayMediaStudio.
Была проведена диагностика мотивов к изучению истории и культуры родного края на уроках английского языка в I-м и II-м полугодиях этого учебного года. Было выявлено, что по сравнению с I полугодием, когда только начали использовать НРК на уроках английского языка, во II полугодии у учащихся интерес к изучению истории и культуры родного края повысился на 8%, интерес к изучению английского языка – на 6%, удовольствие от выполнения творческих заданий – на 6%, и на уроках стало интересно 14% учащимся.
Результаты тестирования по английскому языку 6 «а» класса ФТЛ им. В.П. Ларионова по теме «Республика Саха (Якутия)».
В целях апробации НРК компонента был выбран 6 «а» класс МОБУ «ФТЛ им. В.П. Ларионова».
В эксперименте приняли участие 26 человек: 14 человек в I группе и 12 человек во II группе. Учащимся было предложено задание по монологической речи по теме «Якутия». Как видно из диаграмме №1,
- группа I с заданием почти не справилась: оценку «хорошо» получили всего 2 человека, оценку «удовлетворительно» - 3, оценку «неудовлетворительно» - 9. Диаграмма №2 показывает, что
- II группа, изучающая английский язык с национально-региональным компонентом выполнила задание на достаточно хорошем уровне. Из 12 человек 6 человек получили отметку «отлично», 5 человек – «хорошо» и только один человек выполнил задание на оценку «удовлетворительно».
Выводы:
Апробированные при внедрении НРК методы развития у учащихся основной школы социокультурной компетенции:
- способствует формированию устойчивой социокультурной компетенции;
- повышают мотивацию и интерес к изучению истории и культуры родного края, как в целом, так и на английском языке;
- дают возможность освоить и использовать современные цифровые технологии.