В стандарте основного общего образования по литературе говорится о том, что целью изучения литературы в школе является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Чтобы достичь планируемых результатов, необходима систематическая работа в указанном направлении. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Рассмотрим метод Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления» на примере рассказа И.С.Тургенева «Муму».
1. Белая шляпа: информация.
-Что мы знаем о Герасиме? Каково его положение в обществе? (он крепостной)
Какая нам нужна еще информация, чтобы понять поступки героев? (кто такие крепостные, что такое крепостное право)
2. Красная шляпа: чувства и интуиция.
- Выскажите свои чувства, когда Татьяну выдавали замуж за Капитона?
- Когда Герасим повез собачку на реку?
3. Черная шляпа: критика.
- Выскажите свое отношение к крепостному праву, в чем вы видите его отрицательные моменты?
4. Желтая шляпа: логический позитив.
- Что же светлое несет нам рассказ Тургенева? (Герасим перестал бояться, это первый шаг к отмене крепостного права)
5. Зеленая шляпа: креативность.
- Как вы думаете, как мог поступить Герасим, если бы жил в наше время?
6. Синяя шляпа: выводы.
- Сравните жизнь людей при крепостном праве и жизнь в нашем правовом государстве.
Итог.
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяют сделать ее красочной и увлекательной.