Мастер-класс "Использование метода креативного мышления Эдварда де Боно на уроке литературы"

Разделы: Мастер-класс


В стандарте основного общего образования по литературе говорится о том, что целью изучения литературы в школе  является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Чтобы достичь планируемых результатов, необходима систематическая работа в указанном направлении.  От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Поэтому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Рассмотрим метод Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления» на примере рассказа И.С.Тургенева «Муму».

1. Белая шляпа: информация.

-Что мы знаем о Герасиме? Каково его положение в обществе? (он крепостной)

Какая нам нужна еще информация, чтобы понять поступки героев? (кто такие крепостные, что такое крепостное право)

2. Красная шляпа: чувства и интуиция.

- Выскажите свои чувства, когда Татьяну выдавали замуж за Капитона?

- Когда Герасим повез собачку на реку?

3. Черная шляпа: критика.

- Выскажите свое отношение к крепостному праву, в чем вы видите его отрицательные моменты?

4. Желтая шляпа: логический позитив.

- Что же светлое несет нам рассказ Тургенева? (Герасим перестал бояться, это первый шаг к отмене крепостного права)

5. Зеленая шляпа: креативность.

- Как вы думаете, как мог поступить Герасим, если бы жил в наше время?

6. Синяя шляпа: выводы.

- Сравните жизнь людей при крепостном праве и жизнь в нашем правовом государстве.

Итог.

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяют сделать ее красочной и увлекательной.

Презентация.