Сегодня на уроке мы с вами отправимся на выставку.
На доске картинки
Что такое выставка?
Наша выставка необычная и на ней выставлены необычные экспонаты – это картинки, но они нарисованы не только красками, но и звуками музыки. Чтобы на эту выставку попасть, мы про нее прочитаем в учебнике (стр.58).
Подробнее о музыкальных картинках нам расскажут в сообщении, а вам задания дать собственное название каждому предложенному экспонату (перечисляется только характеристика)
Cообщение
- Как вы назвали картинки? (см. Приложение)
(Баба Яга. Гном. Балет невылупившихся птенцов. Богатырские ворота. Старый замок. Ссора детей после игры. Прогулка)
Разложите карточки – картинки перед собой.
Я буду называть слово – характер персонажа, а вы покажите картинку, которая этому слову – характеру соответствует…… (развешиваю слова под картинками)
ИГРИВЫЙ, КРАДУЩИЙСЯ, ЯРОСТНАЯ, ТОРЖЕСТВЕННАЯ, БОДРАЯ, СКОРОГОВОРКА
Выдаю карточку с остальными словами
- НАСТОРОЖЕННАЯ
- СТРЕМИТЕЛЬНАЯ
- КОЛЮЧАЯ
- ЗЛАЯ
- ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ
- ПЕСЕННАЯ БОГАТЫРСКАЯ
- НЕТОРОПЛИВАЯ
- СДЕРЖАННА
- ПЕРЕПОЛОХ (ЧИТАЕМ ВСЛУХ)
А теперь мы составим музыкальную выставку на своих столах и поместим картины в рамки. Будет звучать музыкальный пример. Вы выбираете 2 слова, которые подходят под характер музыки, подчеркиваете их, а в рамочку выставки вставляете картинку, которая соответствует характеру.
Викторина: узнаем муз. Пример. (гном, Богатырские ворота, Прогулка. Ссора детей. Старый замок)
Все эти музыкальные картинки объединены между собой в единое целое одной из этих пьес, которая повторяется после каждого примера. Какая это пьеса (прогулка). Почему именно она следует в течении всего произведения? (автор переходит от картинке к картинке и идет по выставке – прогуливается).
Такое произведение из нескольких частей, объединенных между собой называется сюита.
- О какой сюите мы сегодня говорим? (сюита «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского). Это произведение и является темой нашего сегодняшнего урока.
Под следующий муз пример мы станцуем
Физкультминутка «Балет невылупившихся птенцов»
- О какой картинке шла речь? (балет невылупившихся птенцов)
- О какой картинке мы еще не говорили? (баба Яга)
Перед вами большой портрет этой самой бабы Яги, чего на нем не хватает? (цвета-красок).
А в музыке тоже есть краски. Как называется окраска звука в музыке? (тембр).
Тембр какого инструмента звучит в сюите Мусоргского (фортепиано).
А теперь попытаемся раскрасить нашу бабу Ягу. Выберите из своих карандашей только 4 главных цвета, в которые вы раскрасите бабу Ягу. Покажите их всем (сравниваем).
Давайте посмотрим на бабу Ягу в учебнике на стр. 64. Какие тут цвета? – читаем учебник.
(Выдаю маленькую раскраску бабу ягу)
А теперь мы раскрасим бабу Ягу на выставке с нашего стола.
(Раскрашивают)
А теперь посмотрим, какими эти картинки увидели на союзмультфильме (смотрим мультфильм).
Материал сегодняшнего урока мы проверим, решая кроссворд.
Кроссворд
- Человек, который пишет музыку
- Композитор, автор сюиты «Картинки с выставки»
- Художник, автор рисунков музыку к которым написал Мусоргский
- Инструмент, на котором исполняется произведение
- Пьеса, объединяющая все картинки
- Муз жанр, состоит из нескольких частей, объединенных общим замыслом
- Окраска звука в музыке
- Популярный исполнитель конца 20 века, который использовал пьесу «Картинок с выставки» в своем альбоме
Предлагаю вам узнать какую композицию из «Картинок с выставки» использовал в своем знаменитом альбоме……… популярный американский исполнитель конца 20 века.
Видео богатырские ворота
Кто узнал этого певца? (Майкл Джексон)
Обобщение: таким образом русская классическая музыка интересует не только русских людей и не только классических музыкантов, но и современных певцов с других континентов. Они делают современные аранжировки и часто используют ее в своих композициях.
Домашнее задание.
- Раскрасить бабу ягу
- Узнать какие русские композиторы еще написали произведения, которые так же назывались? (см. Приложение)