Цель урока: Систематизировать, обобщить знания о четырех фигурах - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, их свойствах, признаках.
Девиз урока:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
(М.В. Ломоносов)
План урока:
- Загадки.
- Беседа с классом по вопросам.
- Работа по готовым чертежам (работа в парах).
- Применение в жизни (сообщение).
- Физкультминутка («истинно - ложно»).
- Тест (2 варианта).
- Домашнее задание: п. 45, 46, № 406, № 411, на оценку «5» № 412.
- Самостоятельная работа
- Итоги урока.
1. Загадки
УЧИТЕЛЬ: Вспомним определения четырехугольников. В этих загадках используются их свойства. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник).
1.
Знаете ли вы меня
Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам.
(Квадрат)
2.
И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня не называли,
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родным братом.
(Прямоугольник)
3.
Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я?
(Параллелограмм)
4.
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.
(Ромб)
(См. Презентацию)
По окончанию задания каждый учащийся оценивает себя сам, выставляется первая оценка в «Карточку самооценки» (см. Приложение 1)
2. Беседа с классом по вопросам
- К какому виду четырехугольников относятся прямоугольник, ромб, квадрат?
- Назовите свойства параллелограмма?
- Назовите признаки параллелограмма?
- Назовите особое свойства прямоугольника?
- Назовите особое свойства ромба?
- Назовите основные свойства квадрата?
3. Работа по готовым чертежам (работа в парах)
(См. Приложение 5)
Задание: Указать вид четырехугольника на рисунках. Объяснить почему?
Двое учащихся выполняют это задание на откидной доске (работают в паре). Учитель проверяет задание, остальные учащиеся оценивают друг друга, выставляется вторая оценка в «Карточку самооценки» (см. Приложение 1)
4. Применение в жизни
Сообщение:
Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях, со временем промежутки между квадратами зарастают.
В сельском хозяйстве применяют квадратно-гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.
В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.
5. Физкультминутка («истинно - ложно»)
Учитель: Я скажу несколько предложений. Если предложение ложное, то вы встаете, если верное, то поднимаете руку.
- Диагонали прямоугольника равны.
- Все углы квадрата прямые.
- Диагонали параллелограмма равны.
- В ромбе все стороны равны.
- Диагонали прямоугольника перпендикулярны.
- В параллелограмме противоположные стороны равны.
- Диагонали ромба равны.
6. Тест (2 варианта)
Вопросы. I вариант | Ответы |
1. Любой прямоугольник является… |
а) Ромбом |
2. Если в четырехугольнике диагонали равны, |
а) Ромб |
3. Ромб, у которого один угол прямой является |
а) Квадратом |
4. Какой четырехугольник не имеет собственно свойств, |
а) Прямоугольник |
5. Если в параллелограмме диагонали равны, |
а) Ромб |
Вопросы. II вариант |
Ответы |
1. Любой квадрат является … |
а) Параллелограммом |
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, |
а) Ромб |
3. В ромбе… |
а) Все углы равны |
4. Параллелограмм, один из углов которого прямой является… |
а) Прямоугольником |
5. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, |
а) Ромб |
(см. Приложение 2)
Результаты заносятся в таблицу, расположенную в конце теста, который содержит пять заданий. Выполнив тест, учащиеся обмениваются результатами, учитель называет правильные ответы. За верно выполненное задание – 1 балл.
Оценка заносится в «Карточку самооценки» (см. Приложение 1).
Выставляется итоговая оценка по трем заданиям в «Карточку самооценки».
Учитель подводит итоги «Карточки самооценки».
7. Домашнее задание: п. 45, 46, № 406, № 411, на оценку «5» № 412.
8. Самостоятельная работа (см. Приложение 3)
а) Составьте план действий по нахождению площади трапеции.
- Выделите основания трапеции. Обозначьте длину.
- Выделите боковые стороны. Обозначьте длину.
- Постройте высоту трапеции. Обозначьте длину.
- Найдите значения оснований и высоту.
- Выделите трапецию.
- Проведите расчет и запишите ответ.
- Запишите формулу площади трапеции и подставьте значения величин.
б) Рассчитайте площадь тонируемой поверхности стекол автомобиля.