Психолого-педагогические условия успешного обучения аудированию в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


 Предмет «Иностранный язык» в начальной школе

Язык есть основное средство человеческого общения и представляет собой систему, состоящую из определенных элементов (фонетических, лексических, грамматических  и др.), функционирующих по определенным  законам. С помощью этой системы формируется мышление человека  и развиваются все его психологические функции (память, внимание, восприятие и др.)

Процесс овладения иностранным языком - процесс двусторонний. Он включает в себя обучающую деятельность учителя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Ученики овладевают  аудированием, говорением, чтением и письмом на иностранном языке.

Совершенно очевидно, что наиболее  благоприятным вариантом является процесс овладения  иностранным языком в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка представляется менее благоприятным. Именно это обстоятельство обусловливает специфику учебного предмета «иностранный язык» и сложность обучения ему. Поэтому учитель иностранного языка всегда стремиться расширить «границы» учебного времени и увеличить объем практического использования изучаемого языка, поддержать интерес учащихся к иностранному языку за счет использования игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения. Овладеть языком - значит познать определенную совокупность знаний и развить навыки и умения. Знания являются базой и фундаментом этого процесса. Успешное  овладение языком обусловлено переходом знаний, в результате выполнения упражнений, в  навыки  и умения. Важно  различать языковые и речевые навыки.
Языковой навык – это правило сообразная  операция, в основе которой лежат обобщенные связи. Основное свойство языковых навыков – осознанность. Они создают основу речевых навыков. Речевой навык – это упрочившийся способ выполнения действия, закрепившаяся операция.

Основными свойствами речевых навыков являются следующие (по А.А.Леонтьеву):

- автоматизированность (определенная скорость, целостность, отсутствие напряженности, готовность к включению в речь);

- устойчивость (прочность);

- гибкость (способность к обобщению и переносу);

- возможность осознания для самоконтроля.

Знания и навыки формируются, как правило, параллельно и взаимосвязано в процессе выполнения упражнений, моделирующих реальные условия общения, а также в условиях реального общения с носителями изучаемого языка. Формирование языковых и речевых навыков  является промежуточной (хотя и важной) ступенью в овладении иноязычным речевым общением. Главной целью является развитие речевых умений, которые выступают в качестве основных способов речевого общения.

Существует четыре вида речевых умений: аудирование и чтение (рецептивные виды речевой деятельности), говорение и письмо(продуктивные виды речевой деятельности). Их  формирование и составляет основной предмет обучения (деятельность учителя) и основной объект овладения(деятельность учащегося).Овладение речевыми умениями является ключевой задачей учебного предмета «Иностранный язык».

Психологические особенности учащихся начальной школ

 Для успешного обучения аудированию на начальном этапе  изучения иностранного языка в школе важно учитывать психологические  особенности учащихся. Важно учитывать ведущий вид деятельности младших школьников. Значимость ведущей деятельности состоит в том, что она подготавливает ребёнка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном  возрасте ведущей является  игровая деятельность. В начальной школе происходит постепенная  смена ведущей деятельности от игровой к учебной деятельности. При этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль.

Основной характеристикой деятельности являются мотивы, которой она побуждается. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. Именно в этом возрасте предоставляется  уникальная возможность для реализации принципа коммуникативности, за счёт глобально действующей игровой мотивации. Учащиеся в начальной школе общительны и эмоциональны. Внимание учеников привлекает всё новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным, развивать волевые качества личности. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующих волевых усилий. Поэтому важно управлять вниманием детей.

Управление вниманием состоит:

- в использовании материала, интересного ученику в содержательном плане;

- в обеспечении каждому ученику понимания смысла(мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

- в обеспечении знания способа выполнения упражнении;

- в создании комфортной обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Память учащихся в начальной школе достаточно развита, однако они легко и быстро запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Надо учитывать эту возрастную особенность и организовывать учебный процесс создавая мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой. Так же надо развивать у них способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить.

Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Эти способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка  школьниками. От того, в какой степени развиты эти процессы у ребёнка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения.

Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это на самом деле ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание, волевые качества. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой помощи, а также способов, которыми её можно обеспечить.

Ещё один фактор, который влияет на процесс овладения детьми иностранным языком- это их опыт владения родным языком. Имеющийся у них речевой и коммуникативный опыт в родном языке может служить учителю опорой при формировании способностей к общению на иностранном языке.

Для младших школьников важен ещё один фактор – это фактор успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей, поддерживает их интерес  к предмету. Важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд.

Дети очень чувствительны к оценке, которую им даёт учитель.Учитывая эту возрастную особенность, Ш.А. Амонашвили разработал систему содержательных оценок, она включает в себя четыре компонента:

1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

3) конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Учёт психологических особенностей учащихся и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешного процесса обучения иностранному языку в начальной школе.

Обучение аудированию в начальной школе

Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения иностранному языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Развитие аудирования и устной речи создаёт необходимую коммуникативную базу и предпосылки для естественного перехода к чтению и письму.

В учебном процессе аудирование является одновременно средством и целью обучения. Аудирование даёт возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.

Аудирование – это развитие у детей умения понимать на слух:

- основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов с опорой на зрительную наглядность;

- коротких сообщений педагога и сверстников, построенных на знакомом языковом материале, в том числе выражений классного обихода.

Важным условие мобилизации восприятия детей, активности их внимания и мышления является наличие у детей желание слушать тексты на иностранном языке. Это желание возникает, если ребенок знает, зачем он слушает и что будет в результате этого. Поэтому прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей: « Послушай звуковое письмо волшебника и нарисуй рисунок», «Послушай письмо Пети и ответь на его вопросы», «Послушай и отгадай загадки» и т.д.

Для создания внутренней мотивации важно чтобы текст соответствовал как интересам, так и потребностям детей, так и тому уровни трудности, который они легко могут преодолеть. В зависимости от полноты понимания информации различают два вида аудирования : с полным пониманием ( или детальным пониманием) и пониманием основного содержания аудиотекста.

Необходимо практиковать оба вида аудирования, но начинать рекомендуется с развития умения понимать полное содержание текста.
Для этого используются две группы упражений. Упражнения, направленные на формирование механизмов аудирования, функционирование которых и позволяет понимать речь на слух.

Первым и очень важным механизмом является речевой (или фонематический) слух – способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи. Следующий механизм - оперативная память – способность удерживать  речевые  цепочки разной протяженности и извлекать из них смысл. И третий механизм – механизм вероятностного прогнозирования, облегчающий понимание звукового текста.

На начальном этапе обучения аудированию эффективно использовать игровые технологии. Вот некоторые примеры игр в начальной школе.

Фонетические игры:

Цель: постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

1)  Playing Airplane. [v]

- Вы когда-нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в «английский» самолётик:

The plane is travelling up in the sky
vvv – vvv – vvv.
Moving so fast and ever so high
vvv – vvv – vvv.
Over the land and over the sea
vvv – vvv – vvv.
But we always come back in time for tea
vvv – vvv – vvv.

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

2) Go, my little pony, go! [ou]

- Вы когда-нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:

 Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Gallop, pony, gallop, go!

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки.

 3) Monkey Talk. [ð]

-  Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: «They, they, they», а учёная обезьянка разговаривает как поэт:

«Thee,Thee, Thee»:
Little monkey in the tree
This is what he says to me,
They, they, they
Thee, thee, thee”.
Monkey jumps from limb to limb
While I chatter back to him:
Thee, thee, thee
They, they, they”

Стих может говорить только учитель, а ученики произносить слова “Thee, thee, thee, They, they, they”, но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Основное содержание упражнений на развитие фонематического слуха составляют  упражнения:

- на дифференциацию (различение) звуков  (долгих и кратких звуков, межзубных и свистящих и пр.), например, на дифференциацию гласных [i  i:], «Дональд  Дак мне рассказывает, что часы у него то спешат, то отстают: [tik – ti:k]. Как спешат часы у Дональда? [ tik  tik  tik]  Как отстают? [ti:k   ti:k  ti:k]
Хлопните в ладоши один раз, если услышите краткий звук [i], и много раз. Если услышите долгий [i:] [ti:k – tik –tik – mi:t – milk], etc.

- на фонетический анализ слов:

«Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [t]: sandwich, orange, TV set, juice, tomatoes,etc.»;

Содержанием упражнений на развитие оперативной памяти являются словосочетания, предложения, небольшой текст, в том числе рифмовки и короткие стишки. Учащиеся должны быть способны прослушать  и повторить их в нужной последовательности.

Упражнения на развитие вероятностного прогнозирования предполагают завершение детьми предложений, которые произносит учитель.
Речь учителя - не только задания на языке, но и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения. Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и совершенствовать навыки аудирования.
На начальном этапе основным носителем языка для учащихся является учитель. Поэтому необходимо обеспечить учащимся чёткое и правильное произношение звуков, слов и отдельных предложений, чтобы они хорошо владели словом как лексической единицей, пользовались им при построении своего самостоятельного высказывания и хорошо узнавали его в тексте.

Перед прослушиванием текста необходимо выполнять предтекстовые упражнения. Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, названию текста. Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных  знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей, а также психологического напряжения перед прослушиванием.

Существенную роль играет и последовательность (от простого к сложному) предъявления аудиоматериала, его характера в упражнениях:

- живая речь учителя (на уровне фразы);

- монологическая речь учителя;

- монологическая речь в записи с опорой на зрительный ряд;

- естественная речь носителя языка.

При  обучении детей аудированию используются различные визуальные опоры (рисунки, таблицы и другой изобразительный материал) и вербальные опоры(ключевые слова, план в виде утверждений или вопросов), значительно повышающие эффективность извлечения содержания из прослушанного.

Также важно приучать и поощрять учеников к самостоятельному прослушиванию аудиозаписей.

Заключение

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.

Так же аудирование имеет первостепенное значение при изучении звуков, важно, чтобы дети четко уловили звук, и при поддержке учителя, смогли воспроизвести его. Здесь они должны уловить разницу между тем, как произносит учитель, и как произносят они сами, учитель должен требовать от них более верного произношения звука, как можно ближе к произношению учителя, корректировать сразу после воспроизведения звука. Неправильное произношение ведет к непониманию смысла сказанного. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую  роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.

Младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности,  природная любознательность и потребность в познании нового, а также отсутствие так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык». В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентиры, интересы, воля и др. Изучение иностранного языка позволяет ученику осознать себя как личность, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нём уважение  и терпимость к другому образу жизни.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение,1983.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Педагогика, 1982.
  3. Выготский Л. С. Игра и еёроль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии.№6,1966.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  5. Леонтьев А.А. Естественность (личность) иноязычного общения как основополагающий принцип обучения языку. Тезисы доклада симпозиума по психологии и теории коммуникации. М.,1991
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
  7. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. ИЯШ №6, 1987.
  8. Никитенко З.Н., Негневицкая Е.И. Книга для учителя к учебному пособию «Начинаем изучать английский язык». М.: Просвещение, 2003.
  9. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1986.