Задачи:
- закрепить представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством предметов;
- уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» - «позже», умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже»;
- составлять сериационный ряд по данным временным отношениям.
Ход занятия
1. Математическая зарядка.
Руки лежат на столе. Один – поднимаем левую руку; два – поднимаем правую руку; три – поднимаем левую руку вверх; четыре – поднимаем правую вверх руку; пять – хлопок над головой; пять – хлопок над головой; четыре – ставим правую руку на стол; три –– ставим левую руку на стол; два – правая рука лежит на столе; один – левая рука на столе.
- Счёт на бусах от 1-5.
- Повторить цифры от 1 до 5.
- Счёт предметов на карточках 1, 2 и соотнесение их с цифрой (числовой веер).
Воспитатель показывает карточки с разным количеством предметов, а дети на веере – цифры, соответствующие количеству предметов.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ
2. Работа с абаком. (откройте один кружок, покажите цифру, которой обозначается один кружок)
- Что нужно сделать, чтобы кружков стало 2? (открыть ещё один). Откройте ещё один кружок и покажите какая нам нужна цифра.
- Что нужно сделать, чтобы кружков стало 3? (открыть ещё один). Откройте ещё один кружок и покажите какая нам нужна цифра.
- Что нужно сделать, чтобы кружков стало 4? (открыть ещё один). Откройте ещё один кружок и покажите какая нам нужна цифра.
- Что нужно сделать, чтобы кружков стало 4? (открыть ещё один). Откройте ещё один кружок. Знакомство с цифрой 5.
- Учим стихотворение про цифру 5.
А потом пошла плясать,
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула
Ножку круто изогнула.
3. Игра: «Найди хозяина».
- Воспитатель раздаёт детям игрушки (ёж, лиса, медведь, заяц, волк), цифры от 1 до 5, картинки с изображением земляники (от 1 до 5).
- Рассказ воспитателя. Решили звери собирать в лесу землянику, а потом встретиться и посмотреть, кто больше собрал?
Первым прискакал зайка (выходит ребёнок с игрушкой зайца), вторым притопал медведь, затем прибежала лиса, волк, а последним приковылял ёжик. (Дети с игрушками выстраиваются в линейку в том порядке, как пришли звери).
Стали они рассматривать, кто сколько ягод собрал? У ёжика -5, у зайца – 4, у лисы – 3, у волка – 2, а у медведя – 1. Ну-ка ягодки, найдите своих хозяев! А в это время в лесу заблудились цифры и случайно вышли на полянку.
– Цифры, найдите свои картинки! ( цифры встают рядом с картинками соответствующим числу).
- Как определить, кто больше ягод набрал? Постройтесь в порядке возрастания.
4. Уточнить временные отношения «раньше», «позже».
Составляем сюжетный ряд в порядке раньше, позже.
Набор сюжетных картинок:
1. Семя.
2. Росток.
3. Стебель с бутоном.
4. Стебель с цветком.
Составляем нужный ряд и объясняем: «Почему так».
5. Работа в парах. Разложи картинки в нужном порядке. Почему? Что было раньше, что позже (наборы разных картинок).
6. Логическая игра «Совмести не «совместимое». (Зелёная елочка – зелёный стул; большой мяч – большая кукла; зелёная звёздочка – красная звёздочка…). Дети должны объяснить, по какому признаку они соединили картинки.
7. Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнили?
- Что вызвало интерес?
8. Самооценка. Оцените свою работу с помощью смайликов (улыбается – отлично; чуть-чуть кривится – хорошо; грустный – плохо).
Заслушиваются ответы детей о своей самооценке, особенно тех, кто показал грустного смайлика.