Игра направлена на раскрытие творческого потенциала и практику нестандартного решения задач. В решении экологических проблем сегодня перед человечеством стоит задача поиска оригинальных решений и выхода за пределы того, что мы умеем и знаем. Это непростая задача, требующая переосмыслить прогресс и научиться думать по-другому. Для этого в самых разных областях применяется дизайн-мышление. Это методика, которая помогает выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи, чтобы найти нестандартное решение.
Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.
В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и создать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги.
Предмет: география.
Аудитория: 7-8 классы.
Тип урока: игра.
Продолжительность: 1 урок (45 мин.)
Цель урока: знакомство с экологическими проблемами Волги и способами их решения.
Задачи:
Образовательная:
- узнают о значении Волги для жителей России и Чувашии;
- познакомятся с основными экологическими проблемами реки и способами их решения на разных уровнях;
Развивающая:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
Воспитательная:
- примут участие в командной работе;
- освоят азы дизайн-мышления;
- смогут выбрать подходящий для себя способ внести вклад в решение экологических проблем.
Планируемые результаты: Урок-игра направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся. В решении экологических проблем сегодня перед человечеством стоит задача поиска оригинальных решений и выхода за пределы того, что мы умеем и знаем. С одной стороны, нам необходимо продолжить обеспечивать себя всем необходимым, не отказываясь от плодов научно-технической революции, а с другой - как минимум, снизить негативное влияние на окружающую среду, сделать нормой непричинение вреда природе и, как максимум, сделать так, чтобы хозяйственная деятельность человека улучшала общую среду обитания всех живых существ.
В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и создать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги.
Технологии:
- Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2003;
- проектор, экран, компьютер, группы участников, ведущий, зрители (по желанию); помещение подходящего размера;
- по одному столу для каждой группы и стулья для всех участников; оборудование для демонстрации презентации и видео со звуком; материалы для прототипирования (бумага, ручки, пластилин, зубочистки, вторсырье и т.п.) для каждой группы;
- 2 микрофона, если игра проводится для большого количества участников
Решаемые проблемы:
Перед человечеством сегодня стоит важная задача - сохранить среду своего обитания. Опытным путем и с развитием науки людям удалось выяснить, что ресурсы природы не бесконечны и живые природные системы нельзя перегружать и эксплуатировать сверхинтенсивно. Важно найти и сохранять баланс между необходимой хозяйственной деятельностью и заботой об источнике всех наших благ. Однако большинство наших технологий сегодня не могут этого обеспечить.
С одной стороны, нам необходимо продолжить обеспечивать себя всем необходимым, не отказываясь от плодов научно-технической революции, а с другой - как минимум, снизить негативное влияние на окружающую среду, сделать нормой непричинение вреда природе и, как максимум, сделать так, чтобы хозяйственная деятельность человека улучшала общую среду обитания всех живых существ.
Это непростая задача, требующая переосмыслить прогресс и научиться думать по-другому. Для этого в самых разных областях применяется дизайн-мышление.
Основные термины:
- Экология
- Экологические проблемы;
- "День Волги"
- Хозяйственная деятельность человека;
- Окружающая среда;
- "Здоровая река";
- "Экономическая артерия страны";
- Биологические ресурсы;
- Очистные сооружения;
- Добровольчество (волонтерство),
- Экологический мониторинг;
- Среда обитания
Ход урока
Игру рекомендуется провести в один из учебных дней в апреле или мае накануне экологического праздника «День Волги», который ежегодно отмечается 20 мая.Мероприятие можно проводить для одного класса, для параллели классов или для сборных команд из представителей разных классов.
Участников нужно разделить на группы. Рекомендуемое количество участников - от 3 до 8 человек, приблизительно одинаковое в каждой группе.
Описание игры
Игра направлена на раскрытие творческого потенциала и практику нестандартного решения задач. В решении экологических проблем сегодня перед человечеством стоит задача поиска оригинальных решений и выхода за пределы того, что мы умеем и знаем.
В ходе игры ребятам предстоит посмотреть видеоурок, выбрать проблему, над решением которой им интересно поработать, освоить азы дизайн-мышления и создать прототипы устройств, которые помогут людям сохранить здоровье Волги.
Вступительное слово ведущего
Ведущий: Приветствую вас, дорогие друзья! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено экологическому празднику - Дню Волги, который отмечается 20 мая. Главная цель праздника Волги - привлечение внимания к экологическим проблемам реки и призыв к людям охранять от загрязнений волжские воды. Наша Волга-матушка и кормилица России - нуждается в бережном отношении. Сегодня мы с вами узнаем, что угрожает реке, и как каждый из нас может помочь сохранить ее здоровье.
Просмотр видеоурока
Ведущий: С одной стороны, нам необходимо продолжить обеспечивать себя всем необходимым, не отказываясь от плодов научно-технической революции, а с другой -как минимум, снизить негативное влияние на окружающую среду, сделать нормой непричинение вреда природе и, как максимум, сделать так, чтобы хозяйственная деятельность человека улучшала общую среду обитания всех живых существ.
Это непростая задача, требующая переосмыслить прогресс и научиться думать по-другому. Для этого в самых разных областях применяется дизайн-мышление. Вы что-нибудь слышали о дизайн-мышлении?
СЛАЙД 2
Ведущий: Эмпатию можно определить как умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания.
СЛАЙД 3
Ведущий: В течение 3 минут обсудите в группах и запишите ответы на вопрос: Что означает «здоровая река» и почему людям нужно, чтобы Волга была здоровой?
Участники выполняют задание в группах. По истечении времени каждая группаназывает по кругу по одному ответу, не повторяя те, которые уже были озвучены,и дополняет свои списки.
СЛАЙД 4
Проблема № 1
Волга является экономической артерией нашей страны. Она обеспечивает водой и энергией огромное количество населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Мы забираем воду из реки, используем ее и возвращаем обратно, не утруждая себя как следует ее очистить.
Волга уже исчерпала свои возможности по самоочищению. После постройки дамб волжские водохранилища стали практически непроточными, загрязнения не вымываются течением, а накапливаются на дне. Это наносит серьезный ущерб ее биологическим ресурсам. Поэтому, если ничего не предпринимать, в недалекой по историческим меркам перспективе волжская вода вообще может стать непригодной для людей. Очистные сооружения часто отсутствуют, физически износились или технологически устарели.
Эксперты говорят, что для оздоровления Волги нужно наладить в Волжском бассейне экологический мониторинг состояния окружающей среды, запустить строительство, модернизацию очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства, внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод, а на вредных производствах в обязательном порядке установить современные автоматизированные системы контроля стоков.
Проблема № 2
В Волге с каждым годом становится меньше воды. Чтобы предотвратить обмеление, важно позаботиться о малых реках, которые несут свои воды в Волгу. Они мелеют из-за вырубки лесов на их берегах, а также превращаются в свалки из-за обилия мусора на берегах.
Проблема № 3
Бассейн Волги загрязняют несколько сотен затонувших и брошенных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Они содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда затонули с остатками грузов - зачастую это ядохимикаты, которые со временем вымываются и попадают в воду. Ржавеющее железо, оставшееся горючее и опасные грузы медленно отравляют Волгу. Затопленные суда могут создавать препятствия течению и представлять опасность судоходству. Если затонувшее судно находится рядом с теплоэлектростанцией, загрязненная отходами вода может привести в неисправность оборудование и оставить без тепла населенный пункт. Подъем затонувших судов стоит немалых денег, и каждая операция по-своему уникальна.
Важно не нанести вреда тяжелой техникой, а также найти способ грамотно утилизировать судно, чтобы оно не продолжило загрязнять окружающую среду на свалке.
Проблема № 4
Если человек знает и любит природу, понимает, какие процессы в ней происходят, к каким последствиям приводит тот или иной поступок, насколько тесно мы связаны с окружающей средой, он не станет вредить самому себе, как не станет рубить сук, на котором сидит. Все хотят дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть безопасную пищу, но далеко не все понимают, как мы сами себя лишаем этих благ, принимая неверные решения или надеясь, что природа сама о себе позаботится и будет бесконечно снабжать нас всем, что мы пожелаем. Важно, чтобы намерение сохранить Волгу и необходимые экологические знания были у каждого жителя приволжских регионов.
Также важно развивать добровольчество (волонтерство), общественный контроль и другие гражданские инициативы, когда простые люди помогают государству и бизнес-компаниям принимать и реализовывать правильные решения, служащие общему благу. Я предлагаю вам поразмышлять над решением одной из предложенных проблем. Выберите ту, которая вам наиболее интересна, и сформулируйте вопросы, на которые будете искать ответ. Решением проблемы может стать устройство, технология, система или последовательность действий. Например, роботы-рыбы могут обнаруживать затонувшие объекты под водой, делать экспресс-тест воды и определять, насколько объект опасен, а также передавать GPS‑координаты и другие данные. Подумайте, какие устройства могут очищать воду, обнаруживать загрязнения, помогут справиться с накопленным мусором, превращать вредное и ненужное в полезное и сделать так, чтобы новые отходы не появлялись, какие технологии помогут быстро и эффективно обучать людей или напоминать им о том, как вести себя правильно, и т.п.
Участники обсуждают в группе и выбирают проблему, над решением которой хотят поработать.
Подведение итогов и рефлексия
Подведем итоги.
Благодарим участников за их заинтересованность, активность, креативность. В игре нет победителей и проигравших. Волге нужны и важны усилия каждого!
Ребята! Мы призываем вас развивать творческое мышление и получать знания, которые помогут решать задачи, приносящие пользу людям и природе.
Что нового вы узнали (о Волге или друг о друге)? Что больше всего вам понравилось и запомнилось? Что вы планируете сделать в ближайшее время или в будущем для сохранения нашей Волги?
Ресурсы
- Великая Волга: Классическая Картина Происхождения И Современное Состояние // Астраханский Вестник Экологического Образования. - 2020.
- олга или Кама впадает в Каспийское море? 30 ноября 2017 года.
- 20 мая - день великой реки Волга. Муниципальное бюджетное учреждение «Управление экологии города Чебоксары» (17 мая 2013).
- Судоходные реки России.
- Волга: Факты о России. 2020. 24 октября 2018 года.
- Схема водных объектов бассейна р. Волга.
- Обмеление Волги.
- www.разделяйснами.рф.
- www.разделяйфлешмоб.рф.
- www.рсо.вузэкоквест.рф.