Данный урок проводится в 11-х классах во время Недели математики в школе, его можно провести в конце учебного года для подготовки учащихся в игровой форме к ЕГЭ.
Цель: в игровой форме проверить степень готовности учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Задачи:
- формирование и развитие познавательной активности школьников;
- совершенствование знаний, умений и навыков по математике;
- развитие внимания, памяти, абстрактного мышления;
- воспитание интереса к математике.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, доска для отражения набранной суммы баллов для каждой команды.
1. Организационный этап урока.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы проводим игру “Как я готов к ЕГЭ по математике?”. Главная цель игры – проверить Вашу готовность к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Наша задача узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по математике. Победители будут награждены дипломами и призами. В игре принимает участие весь класс, который делится на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который курирует игру каждого участника своей команды. Каждая команда определяет название.
Заранее определяется счетная комиссия, которая будет считать баллы.
2. Ход игры.
Итак, игроки готовы? Начать игру я хочу со слов Р.Бэкона «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества.»
Первый этап игры. Угадайте авторов известных фраз о математике. Каждая команда по очереди пробует отгадать автора высказывания, за верный ответ – 5 баллов.
1. Математика – царица наук, арифметика – царица математики. Ответ: (К.Ф. Гаусс)
2. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Ответ: (М.В. Ломоносов)
3. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. Ответ: (А.С. Пушкин)
4. Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. Ответ: (Л. Эйлер).
Второй этап игры. Капитан команды определяет участников, которые будут выполнять задания по базовому курсу ЕГЭ. Каждому участнику даётся 20 минут, каждое верно решённое задание приносит команде дополнительные баллы.
- Первый участник выполняет 1 задание ЕГЭ (проверка вычислительных навыков). Приложение 1.
- Второй участник выполняет 8 задание ЕГЭ (геометрия в жизни). Приложение 2.
- Третий участник выполняет 13 задание ЕГЭ (стереометрия в жизни). Приложение 3.
Третий этап игры. Вам предлагается на выбор задания по трём темам:
- «Задачи практического содержания»,
- «Геометрия в жизни», «Тригонометрия»,
- «Уравнения», «Задачи» (20 задание ЕГЭ).
В каждой теме представлены по пять заданий разного уровня сложности от 10 до 20 баллов (см. слайд 1). Игру начинает первая команда, выбирает категорию задания и сложность, на обдумывание даётся 1 минута, в случае правильного ответа баллы засчитываются команде, которые фиксируются счётной комиссией. При неверном ответе, вторая команда может дать свой ответ, в случае верного ответа ей засчитывают баллы и выбор следующего задания делает победитель.
(Далее работа идёт с применением презентации).
Задания, которые предлагаются учащимся:
Задачи практического содержания (Слайды 3-12).
Баллы |
Задание |
Верный ответ |
10 |
Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 л бензина 20 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц? |
10800 |
20 |
В летнем лагере 236 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город? |
6 |
30 |
Больному прописан курс лекарства, которое нужно принимать по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. Упаковка содержит 10 таблеток по 0,5 г. Какое наименьшее количество упаковок требуется на весь курс лечения? |
7 |
40 |
Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков за воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся? |
7 |
50 |
Четыре рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять рубашек дороже куртки? |
15 |
Геометрия в жизни (Слайды 13 – 22).
Баллы |
Задание |
Верный ответ |
10 |
Какой наименьший угол (в градусах) образуют минутная и часовая стрелки часов в 7:00?
|
150 |
20 |
Пожарную лестницу длиной 13 м приставили к окну дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 5 м. На какой высоте расположено окно? Ответ дайте в метрах.
|
12 |
30 |
От столба высотой 9 м к дому протянули провод, который крепится на высоте 3 м от земли. Расстояние от дома до столба 8 м. Найдите длину провода в метрах.
|
10 |
40 |
Человек, рост которого равен 2 м, стоит на расстоянии 3,5 м от уличного фонаря. При этом длина тени человека равна 1м. Определите длину фонаря в метрах.
|
9 |
50 |
На рисунке изображён колодец. Короткое плечо имеет длину 4м, а длинное – 6м. На сколько метров опустится конец длинного плеча, когда конец короткого поднимется на 1 м?
|
1,5 |
Тригонометрия (Слайды 23–32).
Баллы |
Задание |
Верный ответ |
10 |
Упростите:
|
7 |
20 |
Упростите: |
54 |
30 |
Упростите:
|
5 |
40 |
Упростите:
|
-24 |
50 |
Найдите tgα, если cosα= и α |
-3 |
Уравнения (Слайды 33–42).
Баллы |
Задание |
Верный ответ |
10 |
Найдите корень уравнения:
|
-5 |
20 |
Найдите корень уравнения:
|
3 |
30 |
Найдите корень уравнения:
|
14 |
40 |
Найдите корень уравнения:
|
1 |
50 |
Найдите корень уравнения. |
-1 |
Задачи (20 задание ЕГЭ) (Слайды 43 – 52)
Баллы |
Задание |
Верный ответ |
10 |
На поверхности глобуса фломастером проведены 17 параллелей и 24 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделили поверхность глобуса? |
432 |
20 |
На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, получится 5 кусков, если по жёлтым – 7 кусков, а если по зелёным – 11 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов? |
21 |
30 |
В корзине лежит 30 грибов: рыжики и грузди. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков в корзине? |
19 |
40 |
Улитка за день заползает вверх по дереву на 5 м, а ночью сползает на 4 м. Высота дерева 10 м. За сколько дней улитка доползёт от основания до вершины дерева? |
6 |
50 |
Список заданий викторины состоит из 25 вопросов. За каждый правильный ответ ученик получал 7 очков, за неправильный ответ с него списывали 9 очков, а при отсутствии ответа давали 0 очков. Сколько верных ответов дал ученик, набравший 56 очков, если известно, что по крайней мере один раз он ошибся? |
17 |
3. Итоги игры.
В конце урока счётная комиссия подводит итоги игры, суммируя баллы, набранные командами. Победители награждаются отметкой «5» по алгебре и геометрии. В команде, которая проиграла, «5» получают самые активные участники.
Используемые источники информации.
- Открытый банк заданий по математике. http://mathege.ru/or/ege/Main.
- ЕГЭ 2016. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий/ И.В. Ященко и другие. – М.: Издательство «Экзамен, 2016. – 247с.».