Группа детей 5-6 лет.
Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков С-Ш.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям.
- Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение - омонимами.
- Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.
- Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания;
- Приобщать к словесному искусству.
- Воспитывать добрые чувства к товарищам, вежливому обращению с ними.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
- Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма.
- Развивать тонкую моторику и координацию движений.
Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.
Оборудование: иллюстрации к сказке, предметные картинки, ИКТ (проектор, экран, документ-камера).
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.
Ход занятия | Решаемые задачи |
(Детей приглашаю в полукруг). С добрым утром, с новым днём! Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки? (дружить, помогать, узнавать что-то новое) А Вы дружите друг с другом? (да) А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем) Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми) Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку. |
Организовать детей, настроить и подвести к теме занятия. Активизировать словарь признаков и глагольный словарь. |
Садитесь пожалуйста на стулья. Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел? (Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто. Плаваю под мостиком, Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба. Давайте скорее я вам прочитаю сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло?(Да). Тогда слушайте внимательно. |
Подготовить детей к восприятию текста. Учить отгадывать загадки. |
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела: |
Познакомить с содержанием сказки. |
Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась? (Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом? |
Учить припоминать содержание сказки с помощью опорных картинок. Учить детей определять правильную последовательность картинок и воспроизводить текст с опорой на них. Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма посредством пения «дразнилки». |
Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. |
Развивать общую моторику, координацию движений. |
Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно. Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать? (выходит ребенок). Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо). Вам помогут картинки и мы с ребятами. |
Привлечь внимание детей к тексту, дать установку на последующий пересказ. Учить связно пересказывать текст с опорой на картинки. Учить детей работать в паре. Учить детей вежливо обращаться с просьбой к товарищу. |
Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а лисичка то наша шла по берегу моря, да? (да) А Вы знаете, как шумит море? (ш-ш-ш) Правильно, а ещё на море дует сильный ветер, он свистит: с-с-с. Давайте мы с вами поиграем в веселую игру и научимся различать звуки Ш и С (давайте) Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Ребята, когда я буду произносить звук С (песенку ветра), вы должны поднять руки и сильно покачиваться из стороны в сторону, а если произнесу звук Ш (песенку моря), то надо шуршать ладонями и шаркать ногами, можно и одной ногой. Главное, чтобы было шумно, как на море. Давайте попробуем. (Давайте). Тогда начинаем. С,ш,ш,с,с,ш,с,ш. Ребята, какие вы молодцы, выполнили без ошибок. А теперь я усложню задание, и посмотрим, как вы справитесь. Я Вам буду говорить слова из сказки, с которой мы сегодня познакомились, а вы, если услышите в слове звук С начинайте опять покачиваться, а если в слове есть звук Ш, то, что надо сделать? (шуршать ладонями и шаркать ногами) Правильно. Готовы? (Да) Тогда начинаем, будьте внимательными. Шла, сказала, лиса, большеротый, рыбёшка, косматая. Здорово получилось, очень внимательными вы были. А теперь садитесь на ковер поудобнее, пожалуйста. |
Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш. Развивать общую моторику и координацию движений. |
Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка? (Да). Про что была сказка? (лисичка бычка обидела). Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться) А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду) Скажите, что это за песенка: с-с-с (песенка ветра). Правильно, а вот такая: ш-ш-ш (песенка моря). Здорово, что Вы запомнили. Я так рада, что Вы такие дружные, вежливые и спасибо Вам за то, что так много мне помогали на этом занятии. А если Вам так понравились сказка и ее герои, то в свободное время Вы можете в нее поиграть. У нас есть маски и костюмы, хорошо ребята? (Да) А наше занятие подошло к концу, мне пора с Вами прощаться, но скоро мы обязательно увидимся. До свидания ребята. (До свидания). |
Подведение итогов занятия. |