На современном этапе развития общества важной целью образования является создание условий для успешной социализации школьников. Важно, чтобы в этом вопросе педагоги и родители стали союзниками и единомышленниками, все проблемы решали согласованно. Одна из главных задач современного образовательного учреждения - создать систему, основанную на активном взаимодействии педагогического и родительского коллективов как равноправных партнёров, содействовать развитию педагогической культуры родителей. Решение этой задачи предполагает комплексную постановку задач в деятельности образовательного учреждения, одной из которых является информирование родителей о деятельности учебного заведения.
Отличием ситуации сегодняшнего дня является существенное расширение рамок и возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса за счет использования разнообразных сетевых технологий, в том числе интернет-технологий связи. Современные интернет-технологии призваны сделать образовательное взаимодействие удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что, в свою очередь, влияет на эффективность взаимодействия семьи и школы. Рассмотрим некоторые механизмы организации интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса.
С помощью социальной сети Дневник.ру [4] организовывается пространство взаимодействия субъектов (учащихся, педагогов, родителей) востребованность интернет-технологий как средства взаимодействия субъектов в образовательном процессе школы.
Выше приведенное взаимодействие свидетельствуют о позитивном влиянии интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса на развитие познавательной активности учащихся и позволяют сделать следующие выводы:
- динамика познавательной активности учащихся в процессе интернет-взаимодействия и вне сети зависит от эффективности применения новых образовательных технологий, побуждающих учащихся активно участвовать в жизни социума;
- развитие познавательной активности учащихся напрямую зависит от ценностно-мотивационных установок педагогов – участников интернет-взаимодействия;
- реализация идеи интернет-взаимодействия зависит от ориентации нормативной базы образовательного учреждения на стимулирование учителей, реализующих интернет-взаимодействие;
- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в сети Интернет требует высокого уровня ИКТ-компетентности субъектов взаимодействия;
Мы отмечаем, что интерес к интернет-взаимодействию у школьников заметно возрастает при органичном сочетании очного и дистанционного факторов (диалога при непосредственном контакте и в сети Интернет), причем второй способ контакта воспринимается ими как сама собою разумеющаяся поддержка в решении определенной образовательной задачи или расширении круга личностно-значимых проблем.
Одним из потенциально эффективных средств повышения качества школьного образования сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование Глобальной сети в качестве источника информации делают образовательный процесс ярким, запоминающимся и интересным для ученика, стимулируют развитие у учащихся познавательного интереса. Пристального внимания заслуживают возможности сети Интернет не только как емкого и оперативного дополнительного источника информации, но и как актуального средства коммуникации. В качестве такого средства Интернет предоставляет широкий спектр возможностей по организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (образовательные форумы, телеконференции, чаты и др.), привлекающих как содержанием, так и самим процессом коммуникации.
Такое взаимодействие реализуется в российской и зарубежной практике общего образования с 90-х годов прошлого века посредством организации и проведения телекоммуникационных образовательных проектов (в том числе – международных), см., например, [1,2]. Эти проекты, наряду с разрешением задач обучения в той или иной предметной области, обеспечивают развитие у учащихся межкультурной и языковой компетентностей и зачастую носят выраженный воспитывающий характер (см., например, материалы проекта, направленного на формирование у школьников социальной ответственности за сохранение окружающей среды [3]).
Организация сотрудничества в сфере образования с использованием Глобальной Сети сегодня является признанным средством повышения качества образования в школе. Причем это признание вышло за пределы исследовательских коллективов и укоренилось в общественном сознании.
Основными видами подобного общения являются:
- Ознакомление с сайтом школы
- Электронный журнал
- Сотовая связь
- Электронная почта
Крайне важно, чтобы процесс информирования родителей о нахождения ребёнка в школе начинался с порога школы, где устанавливаются пропускные терминалы, камеры слежения, установленные в различных помещениях, фиксирующие пребывание школьника в учебном заведении и способные предоставить информацию о нахождении учащегося в течение учебного дня.
Общение родителей со школой должно начинаться со знакомства с сайтом школы, где указывается вся необходимая информация, касающаяся системы работы, правил внутреннего распорядка, образовательные маршруты, а также необходимые нормативные документы, которые должны изучить родители. Кроме того, родители могут на школьном сайте ознакомиться с достижениями педагогов и учащихся, получить информацию об участии школы в различных проектах и т. д.
На школьном сайте многие классные руководители, а также учителя – предметники имеют свою личную страницу, где представлена система работы учителя, различные разработки уроков и мероприятий, фотографии и другая интересная информация для учеников и их родителей.
К сожалению, подобное общение не может на данном этапе быть наиболее значимым, поскольку наблюдается малый процент посещения данного сайта со стороны родителей по разным причинам: недостаточная компьютерная грамотность родителей, равнодушное отношение к своим детям, нежелание интересоваться успехами и проблемами успеваемости. К сожалению, решение подобных проблем в основном ложится на школу.
Недостаточная информированность о работе школы со стороны родителе и как результат, у них иногда возникает неадекватная реакция на требования, предъявляемые к школьникам учебным заведением. Если родители не достаточно информированы о работе школы, то во - первых они могут неадекватно реагировать на требования которые школа предъявляет (например незнание о существовании договора между школой родителями и учеником и соответственно не выполнение устава принятого в школе), во-вторых существует ряд проектов и ОЭР в которых школа участвует, родители по разному могут относиться к этому и даже отрицательно если не знают сути. Затем могут не знать о преимуществах для их детей (например, наличие индивидуальных маршрутов сопровождения для ребенка, преимуществах участия в разных конкурсах, конференциях и т.д., для будущего поступления и т.д.) Конечно, не многие родители ознакомлены с требованиями ФГОС и нового закона об образовании и потому могут считать, что школа работает, не правильно преподают не так (тем более что раньше нас учили по другому и их представления о работе школы может складываться по их жизненному опыту).
Вторым и очень важным по значимости средством взаимодействия родителей со школой является электронный дневник, где представлена информация не только о полученных оценках, но и о пройденных темах на уроке, домашних заданиях (часто учитель даёт свои комментарии к выполнению домашнего задания), а также педагог имеет возможность через электронный дневник известить лично родителей каждого ученика о дисциплинарных нарушениях, о невыполнении домашних заданий, пригласить на собеседование и, наоборот, отметить положительную динамику у школьника.
В связи с этим, классный руководитель, кроме устного общения, вынужден прибегать к средствам сотовой связи, электронной почте. Школы по-разному решают эти проблемы. Наиболее часто проводятся родительские собрания, где организовывается просветительская работа среди родителей в плане использования всех возможных электронных средств связи. А также проводятся различные дистанционные конференции для родителей и их детей. Интересной формой общения является электронная газета – совместный продукт деятельности классного руководителя, родительского комитета и учащихся.
Несмотря на все сложности, использование информационных технологий в работе с родителями имеет достаточно много положительных сторон:
- Быстрый доступ к необходимой информации о работе школы, к изучению нормативных документов и т.д.
- Просмотр различных видеоматериалов, фотографий, ознакомление с достижениями школы и лично её учащихся.
- Налаживание более тесного взаимодействия семьи и школы в процессе обучения.
Есть вопросы, которые нельзя отнести к положительным, такие как, недостаточная компьютерная грамотность родителей, равнодушное отношение к своим детям, нежелание интересоваться успехами и проблемами в обучении своих детей. К сожалению, решение подобных проблем в основном ложится на школу
Таким образом, на главное место в установлении взаимодействия между родителями и учителями выходят информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный по максимуму создать условия для гармоничного развития подрастающего поколения.
Список литературы.
1. Ахаян А.А., Машарова В.А. Влияние интернет-взаимодействия в образовании на развитие познавательной активности учащихся // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2011. № 12. С. 1695.
2. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Под ред. Е.С.Полат.-М.: Издательский центр “Академия”, 2004. 416с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат) - М., "Академия", 1999, 224с.
4. Ахаян А.А., В. Робинсон. Российско-Американский телекоммуникационный образовательный проект "Уолкер Конти", как пример дистанционной образовательной деятельности // Письма в «Эмиссия.Оффлайн»: электронный научный журнал. - ART 797, 2000г. - СПб., 2000. - URL: http://www.emissia.org/offline/2000/797.htm;- Гос.рег.№ 0320100088.