Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним и старым,
И людям, что встречаю я.
Своя я питерским дождям,
Что не единожды воспеты.
Своя, мостам и парапетам,
Своя, полсвета обойдя.
Своя я рекам, что текут
Причудливо переплетаясь.
Я даже быть своей пытаюсь,
Львам, что город стерегут.
И восхищенье не тая,
Смотрю я с высоты собора.
На самый дорогой мне город
Да буду я ему своя.
Марина Корж
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке даются задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. - На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа ученик становится главным деятелем.
И еще, немаловажное условие современного урока: материал, подобранный учителем должен обогащать ребенка, способствовать его духовному росту и развитию. А для этого необходимо как можно больше включать в урок краеведческий материал. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и свое место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины и своего народа.
Подобные уроки обогащают учащихся знаниями о родном крае, воспитывают любовь к своей малой и большой Родине, способствуют формированию гражданской позиции, играют существенную роль в нравственном и эстетическом воспитании, а также обеспечивают межпредметные связи.
Технологическая карта урока
Тема: Текст. Типы текста. |
Тип: урок обобщения и систематизации знаний. |
||
Цель урока: формировать у учащихся понятия о типах текста и их особенностях. |
|||
Задачи: систематизировать знаний об отличительных особенностях текста, как системной единицы; совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык составления текста по его фрагментам. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение работать с информацией; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в паре и группе. |
Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний; воспитывать интерес к урокам русского языка. создать условия для формирования гражданской идентичности, истинного петербуржца. |
|
Межпредметные связи: литература, математика, история, история и культура Санкт-Петербурга |
|||
Ресурсы урока: презентация к уроку |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Читает стихотворение Марины Корж «Я в том городе своя» (слайд 1) Я в этом городе своя. - Понравилось? Чем? |
Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. Перечисляют. Цитируют строки стихотворения. Рассуждают. Предполагают. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
- На сегодняшнем уроке русского языка мы будем повторять все, что изучили на предыдущих уроках и говорить о нашем городе. А поможет нам Исаакиевский собор (слайд 3) | |||
- Но, сначала ответьте на такой вопрос: Почему у меня на доске написано слово «Предложение». | Предполагают. | ||
На доске выложены фрагменты таблицы «Предложения по цели высказывания и интонации» (слайд 4) - Помогите восстановить недостающие фрагменты. |
Называют изученный материал по теме «Виды предложений». | ||
Читает последние четверостишье стихотворения | Отвечают на вопрос. | ||
- Дайте ему характеристику
|
Предлагают свои варианты. | ||
- Кто не согласен? Почему? | Обсуждают результаты. | ||
- А когда несколько предложений связаны по смыслу друг с другом, что получается? |
Отвечают на вопрос, предполагают тему урока. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Мы поговорим о тексте Организует работу в группе: - Возьмите конверты, рассмотрите что внутри них лежит. Ответьте, почему полоски бумаги разного цвета? - Предположите, что же мы должны сделать? |
Раскладывают тексты по цветам, высказывают свои предположения. Делают вывод, что это разные типы текстов. Высказывают предположения. Делают вывод, что необходимо текст прочитать, расставить части по порядку, прочитать получившийся текст, определить его тип и доказать это. |
||
- Прочитай текст, который у вас получился и докажи свой выбор. | Каждая группа дополняет друг друга. Текст описание (Приложение 1) – выбран один предмет, идет его описание: цвет, форма, размер… в тексте много прилагательных, есть сравнения. Изображение красочное, нет движения Рассуждение (Приложение 3) – выдвигается тезис, который доказывается разными фактами и в конце вывод, итог Повествование (Приложение 2) – действие протекает во времени одно за другим. События развиваются и заканчиваются. Много глаголов, типа: «жил, был…» |
||
- Как вы думаете, для чего нужно изучать типы текстов, где и когда это может пригодиться? - Что нового, интересного вы узнали из прочитанного текста? |
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | ||
Организует индивидуальную работу с текстом о Санкт-Петербурге (методика продуктивного чтения) (Приложение 4) | Поясняют способ выполнения. |
||
- Вы немного работали в группе, в паре, а теперь поработаем индивидуально. Сейчас вам нужно внимательно проработать текст и ответить на вопросы-тесты (Приложение 5) По истечению времени проверка: 1-5 самопроверка Взаимопроверка Индивидуально (задание повышенной сложности) |
|||
Закрепление и подведение итогов |
|||
- Работая с данным текстом, вы узнали для себя новую информацию? Какую? |
Анализируют итоги урока. Делают выводы. |