Цель: закрепление обобщающего понятия «одежда».
Задачи:
- Образовательные:
- Учить описывать предметы осенней одежды.
- Учить правильно называть предметы осенней одежды, знать их назначение.
- Коррекционно-развивающие:
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
- Учить выделять и правильно произносить звук «ш».
- Развивать фразовую речь, слуховое внимание, память.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию.
- Воспитывать бережное отношение к одежде.
Оборудование:
- Большой мяч.
- Магнитофон, диск с записями детских песен.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации из серии «Одежда» (5-6 иллюстраций).
- модели осенней одежды.
Раздаточный материал:
- тетрадь для подготовки руки к письму
- цветные карандаши.
Словарная работа: одежда, осенняя, ткань, воротник, рукава, чтобы было тепло.
Предварительная работа:
- приготовить одежду,
- подобрать слова для игры,
- предварительная работа с детьми,
- беседы о сезонных изменениях,
- наблюдения за людьми,
- опыты с тканью
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приемы: словесный, игровой, практический.
Структура:
1. Вводная часть – 3 минуты:
А) игра на слуховое внимание,
Б) игра на развитие памяти.
2. Основная часть – 12 минут:
А) беседа на тему «Одежда»
Б) игра «Спрошу – ответь» на активизацию имеющихся у детей знаний
В) игра с мячом «Что можно делать с одеждой?».
3. Физкультминутка – 3 минуты.
4. Заключительная часть – 10минут:
А) игра «Показ осенней одежды»,
Б) игра «Дорисуй».
5. Итоговая часть – 2 минуты.
1 – 2 за столами
2(В) – 3 на ковре
4(А) - у подиума
4(Б) - за столом
Ход занятия
Вводная часть
А) Дети входят в группу. Игра на слуховое внимание.
Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы будем учиться правильно называть предметы осенней одежды, описывать ее. Узнаем, для чего нужна осенняя одежда. Слушайте меня внимательно.
- Сейчас на свое место сядет тот, на ком надета желтая футболка и черные шорты (садятся дети в желтых футболках и черных шортах).
- Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья).
- А теперь садитесь все остальные.
Б) Игра на развитие памяти: «Запомни слова».
Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.
- шапка, куртка, шарф, штаны, перчатки
Педагог спрашивает двух-трех детей.
Основная часть
А) Беседа на тему «Одежда». На магнитной доске иллюстрации осенней одежды.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чем мы будем разговаривать сегодня?
Дети: Об одежде.
Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? Так о какой одежде мы будем сегодня говорить?
Дети: Об осенней одежде.
Педагог обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение одежды.
Например: «Какое это пальто, куртка? (осеннее, теплое). Какого цвета? Что есть у пальто? Что есть у куртки? (воротник, рукава, карманы, пуговицы). Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы не дуло). Про что скажем «теплый», «мягкий»? и т.д.
Б) Игра «Спрошу – ответь» на активизацию имеющихся у детей знаний.
Вопросы воспитателя:
- Из чего шьют одежду? (из ткани).
- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) Плащ (кожаный).
- Ткань из шерсти, какая ткань? (шерстяная) Свитер? (шерстяной).
- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) Брюки? (джинсовые).
- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) Пальто? (драповое).
В) Игра с мячом в кругу «Что можно делать с одеждой?»
Дети образуют круг в игровой зоне. Педагог берет в руки мяч, и становится в центр круга.
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.
Педагог бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, мять, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.
Физкультминутка.
Игра «Как мы идем гулять осенью?»
Дети имитируют одевание.
Воспитатель: поможем друг другу завязать шарф. Скажите правильно, что вы надели?
Дети хором: шарф.
Воспитатель: посмотрите, какой сильный ветер! Как он дует? Шшшшшш… Давайте укутаемся в теплый шарф? (имитация).
Закрепляющая часть
А) Показ осенней одежды.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Показ мод», моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь?
Воспитатель: занимайте места в «зрительном зале».
(Дети садятся на стульчики. Воспитатель готовит «моделей»).
Воспитатель: Итак, встречаем модель … (имя ребенка).
Педагог включает магнитофон с записями детских песен. Ребенок выходит, и рассказывает об одежде на фоне звучащей музыки. В случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы.
Выслушивается 2-4 рассказа.
Воспитатель: на этом наш показ закончен. А сейчас назовите слова, которые вы запоминали в начале нашего занятия.
Опрос 2 – 3 детей.
Б) Игра «Дорисуй» - закрепление новых слов (работа в тетрадях).
Воспитатель: у вас на столе лежат листы бумаги с рисунками осенней одежды. Цветными карандашами дорисуйте на картинке недостающую деталь и раскрасьте одежду так, как вам нравится. Самостоятельная работа детей за столами.
В ходе выполнения работы воспитатель спрашивает у детей название тех деталей одежды, которых не хватает.
Итоговая часть
Педагог: скажите, какая их игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?