Реализация системно-деятельностного подхода на логопедических занятиях с детьми, имеющих речевые нарушения (на этапе реализации ФГОС дошкольного образования). Из опыта работы

Разделы: Логопедия


ФГОС дошкольного образования, с целью повышения качества образования, определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: «к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может свободно и грамотно выражать свои мысли и желания» [1].

Также новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и, обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования.

Проблема преемственности отдельных ступеней образования всегда являлась актуальной, и на современном этапе требует нового подхода. Свою задачу как учителя-логопеда, вижу в том, чтобы сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным, адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.

Сегодня современный ребенок не такой, каким был его сверстник еще несколько лет назад, потому что меняется жизнь, предметный и окружающий его социальный мир.

Перед логопедом, встала задача построить обучение таким образом, чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами, тогда знания надолго запомнятся и станут основой того фундамента, на который будет опираться все дальнейшее образование ребенка.

Чтобы решить эту задачу, я решила органично сочетать традиционные методики обучения и современные развивающие технологии.
Так как на современном этапе развития дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход, то я, среди наиболее распространенных развивающих технологий, выбрала модифицированную технологию деятельностного метода для дошкольной ступени «Ситуация», разработанного под руководством д.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон , адаптировала ее для дошкольников с нарушениями речи [2].

Данная технология направлена на формирование мотивации обучения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а также на развитие речи, что соответствует требованием ФГОС дошкольного образования.

Суть технологии системно-деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.

Основной частью всех занятий являются игровые технологии, так как ведущая деятельность дошкольника – игра. Образовательная деятельность – это система игр, в процессе которых дети решают разные проблемные ситуации, соревнуются, делают открытия. Они и не замечают, что играя с игрушками, картинками, мячами, идет обучение. Весь образовательный процесс воспринимается детьми, как естественное  продолжение их игровой деятельности.

Структура занятия данной технологии включает следующие этапы:

1. Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность, для этого дети вовлекаются в беседу, связанную с их личным опытом. Для повышения мотивации к обучению применяю разные игровые приемы, которые помогают включить детей с первых минут занятия в учебную деятельность:

  • использование персонажей известных сказок и мультфильмов;
  • элементов театрализации, когда герои «приходят» со своей проблемой, задачей, загадкой;
  • использование загадочных писем, дисков, волшебных книг, посылок;
  • отгадывание загадок, игры типа 4-й лишний предмет, когда дети, по словам отгадкам определяют тему или имя героя.

Ключевыми фразами этапа являются вопросы: «Хотите помочь?».

2. Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

На данном этапе актуализируются знания и опыт  детей, необходимые для построения нового знания.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Здесь в рамках сюжета создается, моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в действиях. Например. К заданию на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами формулирую вопрос: «Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?  Котенок – очень ласковое животное. Как вы думаете, если он такой ласковый, как он будет разговаривать? (рассуждение детей) Сейчас будем называть ласково эти предметы.

Развивается познавательный процесс.

4. Открытие детьми нового знания (способа действия).

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска для себя новых знаний. Дети рассуждают, самостоятельно решают вопрос, приходят к выводу, что герой-котенок все предметы будет называть ласково.

Используя проблемные методы: направляющие вопросы, подводящий диалог, незаметно помогаю детям выйти из проблемной ситуации.

- «Мы умеем определять первый звук в словах и последний. Как же определить, какой гласный звук спрятался  в середине слова?»

- Выбор предложения для конца текста, почему одно из них не подходит?

Так, дети получают начальный опыт решения проблемной ситуации, открывая новые знания.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

На этом этапе логопед предлагает игры, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенными  ранее знаниями.

При этом обращается внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Работа  в парах или в подгруппах, позволяет формировать диалогическую речь, навыки культурного общения.

6. Осмысление (итог).

На данном этапе логопед помогает осмыслить свои действия, фиксировать достижение  цели, создавая  условия для  получения радости от хорошо сделанного дела. Так реализуется потребность в самоутверждении, повышается уровень самооценки.

Успешное самостоятельное (под наблюдением и плавной коррекции логопеда) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует желание и умение преодолевать трудности, т.е. учит учиться.

На занятиях можно использовать все шесть этапов, а также можно ограничиться отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение длительного времени и др.).

В своей практике  я использую системно-деятельностный подход на различных этапах логопедических занятий, в средней группе, старшей и подготовительной.

Системно-деятельностный метод органично сочетается с различными современными технологиями, которые я использую на своих занятиях:

  • ИКТ – повышают мотивацию, заинтересованность детей на занятиях;
  • Игровые технологии – большая группа приемов и методов в форме различных игр;
  • Здоровьесберегающие технологии – это элементы самомассажа, голосовые и дыхательные упражнения, динамические паузы, упражнения по сохранению зрения, психогимнастика;
  • Кинезиологическая технология, благодаря которой активна речевая и интеллектуальная деятельность, развиваются межполушарные связи, улучшаются память и внимание.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе логопеда – это системность. В процессе логопедической работы сложилась система использования из занятия в занятие речевых разминок, физкультминуток, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. 
Использование системно-деятельностного подхода в логопедических (комбинированных) группа имеет свою  специфику и особенности.
Несформированная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У наших детей ограниченный объем и неустойчивость внимания, недоразвитие его произвольной функции. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память. Они забывают сложные инструкции, последовательность заданий.

Деятельностный же подход к обучению предполагает наличие познавательного интереса, понимание того, что именно нужно освоить, умение контролировать свои действия по достижению результата, т.е. относительно высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

Решить эту проблему мне помогают:

1. «Рабочие программы» - адаптированные для детей с нарушениями речи, с учетом особенностями их  психофизического развития.
2. Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты каждого ребенка.
3. Специальные методы и приемы, способствующие продуктивному усвоению материала детьми с ТНР.

Рекомендации по организации образовательной деятельности с применением деятельностного подхода и стилю общения детей с нарушениями речи.

1. Учитывая особенности развития детей с ТНР, разную степень овладения речью детьми, условно создаю интегрированные подгруппы. Дети, имеющие большие речевые проблемы в речевом развитии, учатся у детей с меньшими проблемами; дети, имеющие низкую мотивацию к овладению правильной речью, берут пример с детей, имеющих сформированную эмоционально-волевую сферу.

2. Взаимодействуя и обучаясь с детьми с нормальным и более высоким уровнем речевого развития, дети эффективнее усваивают новый материал.

3. В содержание фронтальных занятий использую новый материал, связанный с личным опытом ребенка, так как он больше понятен и интересен детям.

4. На занятии используются общие виды заданий. Меняется только уровень сложности инструкции, задания и опорного материала.

5. Задания для детей ориентированы на «зону ближайшего развития», что помогает постепенно и плавно освоить новое,  делает процесс обучения и развития ребенка комфортным, возрастает интерес к обучению.

6. Детям, испытывающим трудности в обучении, не всегда удается быстро понять новый материал и достичь хороших результатов. Им предлагается индивидуальная последовательная помощь, сначала направляющая, активизируя внимание ребенка вопросами: «Не спеши», «Подумай», «»Посмотри внимательней», затем – «организующая» («пошаговый контроль»).  И, если это не помогает – «обучающая».

7. Побуждать детей высказываться, не боясь допускать ошибки, поощрять инициативу в постановке и решении проблемы.

8. Не оставлять без внимания ни одного ответа. Во время бесед, обсуждений, выслушиваю каждого желающего, в первую очередь застенчивых и робких детей.

9. Стараться давать только положительные оценки высказываниям. Вместо оценки «правильно», лучше сказать «интересно», «любопытно», «необычно», «хорошо».

10. Постараться найти возможность похвалить каждого ребенка (не только за результат, но и за даже небольшую деятельность в процессе занятия), что способствует повышению  самооценки.

В итоге, уже к концу второго года обучения с применением данного метода, отмечаются значительные изменения:

  • наблюдаются в процессе обучения постепенное нарастание активности, самостоятельности детей;
  • дети стали решительнее и смелее в поиске решений проблемных ситуаций, не боясь ошибиться;
  • расширился и обогатился словарный запас детей, что обеспечивает более точное его употребление при построении суждений, при описании, анализе и классификации объектов действительности;
  • дети более активно и свободно начали применять модели речевого поведения в различных речевых ситуациях.

Существует много разнообразных технологий.  Самое главное правильно выбрать подходящую технологию для определенной категории детей.

На мой взгляд, применение системно-деятельностной технологии позволяет обеспечить активность мыслительной и практической деятельности детей с нарушениями речи, приводя к полноценному освоению и отработке необходимого материала, качественному овладению знаниями и умениями.

Таким образом, практический опыт работы с дошкольниками показывает, что данный  системно-деятельностный метод является продуктивной формой обучения детей с нарушениями речи, способствующий развитию личностных качеств, коммуникативной компетентности, познавательного, творческого потенциала, что станет основой формирования у детей готовности к саморазвитию.

Литература.

1. «Федеративный  Государственный Образовательный Стандарт» дошкольного образования».

2. Петерсон Л.Г., Буренина А.И., Протасова Е.Ю. Концептуальные идеи примерной  основной  общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий». Издательство «АПК и ППРО», Москва, 2012.

3. Солдатенкова Е.Н., Федорова Т.В. Технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон  в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы». Молодой ученый. -2017г. – №15,2 – с.170-172.

Приложение

План-конспект  логопедического занятия  в старшей группе с использованием образовательной технологии деятельностного метода по теме «Возвращение похищенных букв»

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Формировать фонематические представления: называть слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
  • Упражнять в различении гласных и согласных звуков;
  • Формировать понятия «звук»,  «буква»,  «гласный звук»,  «согласный звук».
  • Упражнять в звуковом анализе слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать общую и мелкую моторику при помощи элементов фонетической ритмики, графические навыки, ориентацию  на плоскости.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Оборудование. Конверт с письмом, предметные картинки, в названиях которых первый звук «А» (по количеству детей), картинки со звуком «О» в середине слова, демонстрационные предметные картинки, карточки с недописанными буквами по количеству детей, простые карандаши, схемы слов (демонстрационные), лесные подарки.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Л: - Доброе утро, ребята!

Л.: - Сейчас действительно утро. А кто может ответить, утро наступает после вечера, после ночи, перед ночью?

Дети: Утро наступает после ночи и перед днем.

Л.: Давайте начнем утро с улыбки. Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Л.: - Ребята, сегодня пришло письмо. «Дорогие ребята! В нашей лесной школе случилась беда. Злой волшебник похитил буквы. Помогите нам, пожалуйста».

2. Затруднение в игровой ситуации.

Л.: Вы хотите помочь друзьям? Я так и знала! Вы добрые и дружные, поэтому обязательно справитесь с заданиями, которые нам приготовил Злой волшебник. За каждое выполненное задание он будет возвращать по одной букве.

Л.: Итак, мы отправляемся в путь. /Звучит музыка/.

3. Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.

Л.: - Вот и первое задание. На столах у вас картинки. Определите, какой первый звук в этих словах. А чтобы его услышать, что нужно сделать?  Дети выделяют и называют первый звук. (Логопед выкладывает на схеме первый звук).

Л.: Вы отлично справились с заданием, поэтому вернулась буква «А».

Л.: Второе задание. Упражнение «Скажи во множественном числе». Образовать мн.число и определить, какой звук слышится в конце каждого слова (бант – банты).

(Логопед выкладывает на схеме последний звук).

Л.: Мы называли первые звуки в словах,  мы называли последние звуки в словах, а теперь самое трудное задание. Но чтобы вернулась еще одна буква, нужно выполнить это задание (показывает на схему). Отгадайте, а какой спрятался гласный звук в середине каждого слова? /На доске картинки /. Чтобы его услышать, что надо сделать?

Картинки: дом,  слон,  кот,  сок,  лось,  нос,  мост,  хор,  рот,  соль,  гол,  пол.

Переверните желтые картинки и определите, какой гласный звук спрятался в середине слова на  ваших картинках?

(дети называют звуки «О»). Логопед выкладывает на схеме кружок в середине слова.

Л.: Вот и еще одна буква вернулась (О).

4. Физкультминутка с элементами фонетической ритмики.

«В старом дереве дупло, это домик буквы «О». / Руки показывают круг/
Рядом с нею на суку притаилась буква «У». / Руки вверх/
В гости к нам издалека прибежала буква «А». / Руки вниз/
Буквы стали веселиться, и смеяться, и кружиться» / Кружатся вокруг себя/

5. Л.: Вы постарались, выполнили все задания Злого волшебника, поэтому похищенные буквы вернул волшебник. Ребята, а то, что мы видим на доске, это буквы или звуки? А то, что слышим? Эти буквы, какие звуки обозначают?  Назовите их. /А,  Ы,  И,  О/

Л.: Чем похожи эти звуки, что у них одинаково? /они гласные, их можно петь/. Давайте расскажем о них стихотворение.

«Гласные тянутся песенкой звонкой
И  - И  - И  -       И    -    И   -     И
Могут заплакать и закричать
ООО   -     У  -  У  -  У
Могут качать в колыбельке Аленку:
А  -  А   -   А   -    А   -    А
Могут, как эхо в лесу закричать:
АУ!       АУ!         АУ!»

6. Л.: - Остальные буквы надо отремонтировать, восстановить. Допишите их, добавьте недостающий элемент.  Дети дописывают  буквы и называют их:  К,   М,   Н,   Х.

Л.: - Мы восстановили, починили эти буквы и они вернулись. А чем эти буквы похожи, что у них общее? /они согласные/. Дети слушают стихотворение  об этих буквах (читает подготовленный ребенок).

 «Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные  …  согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь».

7. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Л.: Ребята, вы помогли вернуть буквы лесным зверятам, они будут радоваться, и благодарят вас за сообразительность.

- Какое задание было самым трудным?

- Что для вас было самым интересным?

- Как вы думаете, почему вам удалось выполнить все задания Злого волшебника?

Лесные зверюшки благодарят вас за помощь, и прислали вам из леса подарочки (орешки).