Образовательные:
- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
- обогащение активного словарного запаса детей.
- совершенствование умений и навыков восприятия на слух.
Развивающие:
- развивать внимание, память.
- улучшать общую моторику и координацию движений.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять зща составление сложных предложений.
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.
Предварительная работа: рассматривание картин, беседа про осень и о его признаках, отгадывание загадок про осень.
Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Звучит мелодия П.И. Чайковского «Осень».
Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Беседа по слайду.
- Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.
- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Какие листья на деревьях? – Желтые.
- Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.
- Осенью холодно или тепло? и т.д.
Воспитатель показывает слайды про осень и рассказывает о ее признаках.
- Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом - в теплые шапки, пальто, и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)
- Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик. (2 слайд)
- Люди ходят под зонтиками, на улице много луж. (3 слайд)
- По утрам стелются туманы. (4-5 слайд)
- Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром. (6 слайд)
- Начинается пора листопада. (7 слайд)
- Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень. (8 слайд)
- Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней. (9 слайд)
- От холода заерзают лужи. (10 слайд)
- А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть. (11 слайд)
- Животные, как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утепляться»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой. (12 слайд)
- Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите - этот зайчик летом был серый, а концу осени стал белым. (13 слайд)
- Осенью звери стараются сделать побольше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело. (14 слайд)
- Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло. (15 слайд)
- Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай. (16-19 слайд)
3. Физкультминутка
Ветер северный подул: «С-с-с-с»,
(дуем)
Все листочки с веток сдул…
(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились
(помахать ручками в воздухе и присесть)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!
(постучать ладошками по бедрам)
Град по ним заколотил,
(топать ногами)
Листья все насквозь пробил.
(постучать ладошками по бедрам и топать ногами)
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл.
(руками накрыть голову)
4. Продолжение работы:
Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем а игру «Угадайка». Я буду говорить загадки, а вы отгадывать.
Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.
1.
Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
2.
Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)
3.
Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)
4.
Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили,
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)
5.
В огороде есть желтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)
6.
За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок,
Трогаешь – гладкая,
Кушаешь – сладкая. (Морковь)
7.
Вверху – зеленая,
Внизу – красная,
В землю вросла.
А что же это? (Свекла)
8.
Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это? (Арбуз)
9.
Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа… (Груша)
10.
В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)
11.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
- Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).
- Ребята, осень оказывается очень красивое время года! И ею всегда любовался русский поэт А.С.Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени «Унылая пора», которые нам прочитает ___________________.
5. Пальчиковая игра «Осенний букет»
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
6. Самостоятельная работа
- Ребята, мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.
Кому, что больше запомнилось из нашего занятия, все это переведем в наши альбомные листы.
Обсуждение по рисункам.
7. Подведение итогов
- Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?