Связь универсальных учебных действий с внеурочной деятельностью

Разделы: Начальная школа


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Определено, что УУД - это действительно формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.

Следует отметить, что при рассмотрении понятия УУД обсуждались различные моменты с лучшими учителями-практиками, мнением которых стало то, что ребенок в своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в любой области.

В нашей школе ведётся работа по всем направлениям внеурочной деятельности – это:

Направления внеурочной деятельности

Форма, название

Программа

Спортивно-оздоровительное

ОФП

«Общая физическая»

Лёгкая атлетика

«Лёгкая атлетика»

Хоккей

«Я хоккеист»

Художественно-эстетическое

Танцевальный

«Я вхожу в мир танца»

Духовой кружок

«Духовой оркестр»

Кружок «Страна мастеров»

«Бумагопластика, бисероплетение»

Научно-познавательное

Шахматный кружок

«В мире шахмат»

Клуб «Почемучка»

«Наглядная геометрия»

Военно-патриотическое.
Проектная деятельность

Патриотический кружок

«Я, семья и Родина моя»

Особое место в формировании УУД всех видов занимает кружковая работа, т.к. здесь происходит  дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  Кружки, которые  ведутся у детей моего класса, имеют разную направленность.

В системе патриотического воспитания учащиеся занимаются в кружке «Я, семья и Родина моя», что включает в себя работу с родителями и различными источниками информации. Первоклассники учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, получают первые навыки работы с книгой, журналом, газетой, учатся собирать информацию среди родственников, выполняют коллективные проекты по своей родословной, работают с различными ресурсами информации. Красной нитью в данном направлении проходит социально-значимая деятельность. На занятиях формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у учителя, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.

Следующее направление - художественно-эстетическое включает в себя три кружка. Занятия по ритмике способствуют формированию регулятивных УУД, а также личностных, позволяющих детям проявить себя в танце. Хореограф привлекает детей к музыкально-танцевальному творчеству. Игра на духовых инструментах развивает все виды УУД, а также способствует оздоровлению детей, через дыхательную гимнастику.

Занимаясь  в кружке «Страна мастеров», дети учатся работать с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.). На занятиях формируются регулятивные УУД, ребята выполняют действия в определенной последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД.

Цикл научно-познавательного направления включает в себя курс по  программе «Наглядная геометрия», что позволяет учащимся изучать не только правила по математике, но и приобрести навыки практической деятельности. Первоклассники на этих занятиях работают над  формированием не только познавательных УУД, когда устанавливают логические связи, анализируют и делают выводы, но и коммуникативных при тренировке  алгоритма доказательной речи, а также личностных - при обсуждении различных вопросов и тем предмета.

Спортивно-оздоровительная деятельность проходит в спортивном, тренажерном зале, а также на хоккейной коробке. Ведёт её учитель  физической культуры. Эти занятия способствуют в  области регулятивных действий - развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, в области коммуникативных действий - развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и т.д.

В основе всех занятий лежит системно-деятельностный подход.

Таким образом, формирование УУД обеспечивает решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач  жизнедеятельности  учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.