В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Определено, что УУД - это действительно формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что при рассмотрении понятия УУД обсуждались различные моменты с лучшими учителями-практиками, мнением которых стало то, что ребенок в своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в любой области.
В нашей школе ведётся работа по всем направлениям внеурочной деятельности – это:
Направления внеурочной деятельности | Форма, название |
Программа |
Спортивно-оздоровительное |
ОФП |
«Общая физическая» |
Лёгкая атлетика |
«Лёгкая атлетика» |
|
Хоккей |
«Я хоккеист» |
|
Художественно-эстетическое |
Танцевальный |
«Я вхожу в мир танца» |
Духовой кружок |
«Духовой оркестр» |
|
Кружок «Страна мастеров» |
«Бумагопластика, бисероплетение» |
|
Научно-познавательное |
Шахматный кружок |
«В мире шахмат» |
Клуб «Почемучка» |
«Наглядная геометрия» |
|
Военно-патриотическое. |
Патриотический кружок |
«Я, семья и Родина моя» |
Особое место в формировании УУД всех видов занимает кружковая работа, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Кружки, которые ведутся у детей моего класса, имеют разную направленность.
В системе патриотического воспитания учащиеся занимаются в кружке «Я, семья и Родина моя», что включает в себя работу с родителями и различными источниками информации. Первоклассники учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, получают первые навыки работы с книгой, журналом, газетой, учатся собирать информацию среди родственников, выполняют коллективные проекты по своей родословной, работают с различными ресурсами информации. Красной нитью в данном направлении проходит социально-значимая деятельность. На занятиях формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у учителя, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.
Следующее направление - художественно-эстетическое включает в себя три кружка. Занятия по ритмике способствуют формированию регулятивных УУД, а также личностных, позволяющих детям проявить себя в танце. Хореограф привлекает детей к музыкально-танцевальному творчеству. Игра на духовых инструментах развивает все виды УУД, а также способствует оздоровлению детей, через дыхательную гимнастику.
Занимаясь в кружке «Страна мастеров», дети учатся работать с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.). На занятиях формируются регулятивные УУД, ребята выполняют действия в определенной последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД.
Цикл научно-познавательного направления включает в себя курс по программе «Наглядная геометрия», что позволяет учащимся изучать не только правила по математике, но и приобрести навыки практической деятельности. Первоклассники на этих занятиях работают над формированием не только познавательных УУД, когда устанавливают логические связи, анализируют и делают выводы, но и коммуникативных при тренировке алгоритма доказательной речи, а также личностных - при обсуждении различных вопросов и тем предмета.
Спортивно-оздоровительная деятельность проходит в спортивном, тренажерном зале, а также на хоккейной коробке. Ведёт её учитель физической культуры. Эти занятия способствуют в области регулятивных действий - развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, в области коммуникативных действий - развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и т.д.
В основе всех занятий лежит системно-деятельностный подход.
Таким образом, формирование УУД обеспечивает решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.