Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Специализация: русский язык.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Развивающие:

  • развивать умения распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
  • формировать УУД, учиться управлять совместной познавательной деятельностью.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах (коммуникативные умения), отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей;
  • интерес и бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Добрый день! Сегодня я - капитан судна дальнего плавания "Феникс" Крипочина Ольга Сергеевна -  собрала Вас для того, чтобы сообщить важное известие. Секретная лаборатория лингвистики поставила перед экипажем 5 класса сложнейшую задачу - доставить в лабораторию ценный цветок, растущий на далеком острове. В лаборатории мне сообщили его координаты расположения и дали карту,  но вот беда - карта старая и название острова стерлось. Помогите, пожалуйста, восстановить его. Для этого необходимо отгадать загадку.

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное)

II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Итак, наш путь лежит на остров под названием "Имя прилагательное".

Цель: повторить сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах с ним связанных.

Путь будет нелегким. На нашем пути встретятся река "Верю! Не верю!", опасные и непроходимые джунгли, водопад орфограмм, гора кратких прилагательных, волшебный лабиринт. И только пройдя все испытания мы получим ключ от ворот прекрасного сада, где мы найдем тот самый волшебный цветок. Перед Вами лежит тетрадь, где Вы будете отмечать пройденный путь.

III. УГЛУБЛЕННАЯ РАБОТА НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ СВЕДЕНИЯМИ

Отплываем! Отдать швартовые!

1 испытание

Я вижу остров! Это остров под названием "Имя прилагательное"!

Посмотрите, как он прекрасен! Начинаем!

А вот и первое испытание - река "Верю! Не верю!". Для того, чтобы переправиться через реку, мы сыграем в игру "Верю! Не верю!"


  • "+" ДА,
  • "-" НЕТ

Ребята, давайте проверим утверждения.

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, что там на берегу реки? Это же лепесток цветка. Возьмем его.

А теперь вспомним утверждения, которые были неверными и исправим их.

- Что такое имя прилагательное?

- Что означает имя прилагательное?

- Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что это значит?

- Чем имя прилагательное является в предложении?

Продолжаем наше путешествие.

2 испытание

Что это впереди? Это же джунгли и пробраться сквозь них мало кому удавалось. Попытайтесь, может у Вас получится. На каждой ветке зашифрованы прилагательные краткие и полные. Найдите их.

Проверяем.

- Как отличить краткие прилагательные от полных?

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- Чем в предложении являются краткие прилагательные?

Среди непролазных джунглей обнаружены еще два лепестка цветка, который помоем Вам открыть ворота в волшебный сад. Продолжаем путешествие.

3 испытание

Смотрите, какой прекрасный водопад. Он очень опасен, потому что это водопад орфограмм. Впереди ждут новые испытания.

Вам необходимо справиться с орфограммой О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных.

- Давайте вспомним, в каком случае пишется О, а в каком Е?

Проверяем.

У подножия водопада обнаружен еще один лепесток. Ребята, не забудьте его подобрать и взять с собой. Продолжаем путешествие.

Физминутка

Вы немного устали и Вам необходимо отдохнуть. Давайте тихонечко подплывем к горе.

Право руля!
Лево руля!
Качаемся на волнах!
Посмотрите направо!
Посмотрите налево!
Что там впереди?

4 испытание

Посмотрите, какая прекрасная гора! Вам будет нелегко преодолеть эту гору! Если Вы справитесь, то дойдете до последнего испытания и получите волшебный цветок. Чтобы преодолеть эту гору, необходимо вспомнить на какие вопросы отвечают краткие имена прилагательные?

Ребята, Вы успешно справились и с этим испытанием. Взгляните, на горе еще один лепесток, который поможет Вам. Отправляемся дальше.

5 испытание

Осталось последнее испытание - Лабиринт прилагательных. Пройдите его и попадете в волшебный сад.
Для начала вспомним, что "прилагательное" в переводе с греческого означает "эпитет". Вам необходимо это помнить, чтобы не пропасть в непростом лабиринте. Что это? Похоже, что слова уплыли! Давайте прочитаем текст.

- Чего не хватает в данном тексте?

- Кто автор этих строк?

- Откуда этот отрывок?

- Вставьте  имена прилагательные.

Ребята, Вы молодцы и смогли выбраться из запутанного лабиринта, найдя еще один важный лепесток.

Выразительное чтение.

- Для чего используют имена прилагательные в тексте?

Отправляемся к воротам волшебного сада.

IV.  ОБОБЩЕНИЕ

Ребята, вы успешно справились со всеми испытаниями и получили все лепестки цветка. Собрав все лепестки вместе, Вы сможете открыть ворота в волшебный сад и получить тот цветок, который необходим.

Смотрите, какой прекрасный цветок!

- Что же написано на лепестках этого цветка? (признаки имени прилагательного)

- Что такое имя прилагательное?

V. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Только раз в год - (дата урока) в волшебном саду распускаются эти волшебные цветы. Вы прошли все испытания и можете сорвать один цветок. Но каким будет этот цветок, зависит лишь от вас. Сейчас я предлагаю Вам самим оценить свою работу на уроке. Перед Вами лежат лепестки трех цветов:

  • белый, если вы оцениваете свою работу на "3",
  • красный - "4",
  • синий - "5".

Ребята, этот цветок уникален и прекрасен. Внешний вид цветка зависит от ваших знаний и год от года этот цветок имеет свой цвет и не бывает одинаковым.

- О чем говорили на уроке?

Чтобы ваш цветок не погиб, рядом с ним лежит сверток, где написано, как необходимо ухаживать за цветком. Это и есть ваше домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо.

Приложение.