Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
- Развитие навыков культурного поведения в общественных местах.
- Формирование положительных моральных качеств.
- Формирование умения давать само- и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей и сообща принимать решения.
Ход занятия
1.
Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.
У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.
1 группа
Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.
2 группа
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
3 группа
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Перечислите их. Как можно назвать эти слова?
Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Вы уже догадались, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости, о доброте. Это культура поведения в которой заключается уважение к людям.
Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства.
Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.
2. Итак, отправляемся в страну Вежливости.
И встречает нас удивительная «Коробка ощущений». (С одной стороны в коробке - мягкий пушистый предмет, с другой – колкий)
- Ребята, что лежит в этой коробке.
- Как можно узнать?
- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения?
Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)
- Что ты почувствовал, когда его гладил?
- А у кого возникли другие ощущения?
- Что же ты почувствовал?
Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу?
3. А теперь проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.
Ребята представят несколько ситуаций. Будьте внимательны.
Инсценировки.
1. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Все места заняты.
Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Ребята, как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)
2. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” - ответила Таня.
Права ли Таня? Как думаете, ребята? (Нет.)
Что ответила мама?
4. (Несколько школьников прогуливаются по сцене, изображая прохожих)
Выходит Коля. Он радостно и громко обращается к товарищу.
К. Мишка, здорово!
М. Привет.
К. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил да, а Витька говорит нет.
(Прохожие пробираются мимо, остановившихся посреди дороги ребят, обходя их. Приятели явно им мешают.) (Отходят, продолжая разговор, теперь прохожие идут свободно по тротуару.)
На сцену входят четыре подружки. Они идут, взявшись под руки, весело разговаривают, громко смеются, опять тротуар занят. Снова приходится обходить ребят.
- Какие ошибки вы заметили в поведении ребят?
Вывод: Если ты идёшь с товарищами, не занимай весь тротуар. Встретил товарища и остановился поговорить с ним – отойди в сторону. Обращаться друг к другу надо вежливо. Разговаривать тихо, спокойно.
5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, - закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” - удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, - объяснил мальчик.
“Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”.
Что должен был сделать мальчик?
7. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие? Ваше мнение.
(Спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?” Не “часов”, а “который час?” После ответа надо сказать: “Спасибо!” Не кричать)
8. Группа ребят во дворе (одни играют в мяч, другие прыгают через скакалку, третьи в классики).
Зоя не знает как пройти ей по необходимому адресу, обращается к играющим в мяч: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы»
Ребята в разнобой:
- Налево! Сначала через мост, потом направо. Да нет же! Не надо через мост. Около трамвайной остановки.
Зоя огорченно и недоуменно пожав плечами уходит.
Каждый из вас знает по собственному опыту, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.
А как быть, если не знаешь адреса? Или трудно объяснить.
Вывод: Всегда приходи на помощь тем, кто в этом нуждается.
9. Инсценировка стихотворения (герои: чтец и “неряха”):
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).
Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица “Неряха”.
А теперь ваши одноклассники напомнят вам о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой.
4. Подготовленные дети под музыку демонстрируют школьную и спортивную одежду.
5. Но не только одежда красит человека, но и его…(поступки).
Рассмотрите картинки «Случаи из школьной жизни». Обсудите с соседом, кто из ребят поступает правильно, а кто – нет. Поставьте в кружочках галочки красного и зеленого цвета.
Опишите ситуации, в которых ребята допустили ошибки и сформулируйте правило правильного поведения.
6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо встать и хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите и не вставайте.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
7. Как хорошо, что вы желаете быть вежливыми! Ведь волшебные слова выручают нас, когда мы общаемся и с друзьями, и с незнакомыми людьми. Как важно уметь подобрать правильные слова!
Закончи фразу, походящими по смыслу словами.
1.Если я хочу найти новых друзей, то скажу……. | … здороваюсь с ними, говорю «проходите, пожалуйста» |
2.Если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать… |
… «Здравствуй, давай с тобой дружить.» |
3. Когда ко мне приходят гости я всегда… |
…«Простите, пожалуйста, или будьте добры, скажите…» |
4. Если вы не знаете имени человека к которому обращаетесь, лучше всего начните фразу со слов… |
…«Извини, пожалуйста» |
8. Дома вы оформляли карточки со словами, которые должен знать воспитанный человек. Давайте составим «Словарь вежливых слов»!
Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
(Дети на доску вывешивают вежливые слова, написанные и оформленные дома. Там же заголовок «Ежели вы вежливы…»)
Есть еще много добрых слов. Давайте дополним ими наш словарь. Не забывайте использовать их в своей речи.
9. И в заключение наши ребята прочтут стихи С.Я.МАРШАКА «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ»
1.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
2.
Ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
3.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
4.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьете.
5.
И ежели вы вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
6.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
10. Наше занятие подходит к концу. Спасибо всем за выступление.
Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила поведения в общественных местах? Какие?
Как вы считаете, важны ли эти правила в нашей жизни? Зачем они нужны? А что значит быть культурным человеком?
Понравилось вам наше сегодняшнее мероприятие? И чем именно?
Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах поведения в общественных местах.
Использованная литература.
- Сценарии школьных праздников: Методическое пособие / Н.Б. Троицкая, Г. А. Королева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
- Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Оборудование.
- магнитофон;
- аудиозаписи песни “Доброта”,музыкальные фрагменты для показа моделей одежды;
- таблички с вежливыми словами;
- костюмы “неряхи”, “старушки”;