Цель: Совершенствовать представления детей о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
- Образовательные: Формировать экологически грамотное поведение в природе. Закреплять представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом; Закреплять знание правил поведения в лесу.
- Коррекционные: Расширять словарный запас, упражнять в словообразовании (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом). Развивать воображение, память, мышление. Развивать умение выражать чувства при помощи пантомимики.
- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Маски животных, игрушка Старика-Лесовика, декорации с изображением леса, муляжи грибов, набор цифр, аудиозапись песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Предварительная работа: Занятия по темам «Животные наших лесов», «Правила поведения в лесу». Рассматривание альбома «Дикие животные». Разучивание стихотворений дома с родителями о животных, обитающих в лесу.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Педагог: Я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Там сейчас лето. Поедем на поезде, поэтому нужно приобрести билеты (педагог раздает детям карточки с цифрами и дети строятся в колонну по порядку)
Педагог оказывает помощь при затруднении.
Педагог: Остались минуты до отправления нашего поезда. Не забудьте попрощаться с родителями. Как вы это сделаете?
Ответы детей.
Педагог: По-е-ха-ли! По-е-ха-ли! Поезд набирает скорость, колеса стучат: «Тук-тук-ту-ту-ууу» (дети двигаются колонной под песню «Голубой вагон»)
2. Основная часть
Действия педагога | Действия детей |
|||||||
1. Введение в тему |
||||||||
- При-е-ха-ли! Вот мы и приехали на окраину леса – опушку. (в помещении размещены иллюстрации объектов природы, муляжи) Здравствуй, лес, дремучий лес, - Ребята, вы знаете, чем именно дорог нам лес? Для чего он нужен людям? |
Лес – это наше богатство! |
|||||||
2. Беседа о правилах поведения в лесу |
||||||||
- С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветут цветы, лекарственные травы. Когда вы идете в лес, то должны хорошо знать, как надо себя вести в лесу. Какие правила нужно соблюдать? Педагог сопровождает ответы детей демонстрацией картинок. - В лесу нет ничего лишнего. Все живое связано между собой. Посмотрите, какие здесь высокие деревья, как они раскинули свои мохнатые ветви. Давайте, пройдем сквозь них на лесную поляну, на которой светит солнышко. Хотите попасть на эту полянку? Не боитесь трудностей? |
Не ломать ветви деревьев и кустарников. Нет. |
|||||||
3. Игра «Пройдем по дорожке» (педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют) |
||||||||
1. Дует сильный ветер, очень трудно идти. |
Идут, согнувшись, с усилием, высоко поднимая ноги |
|||||||
2. Вот зашли в густой лес, ветер стих. Мешают ветки идти. |
Выпрямиться, осторожно идти вперед, поочередно отодвигая руками «ветки» |
|||||||
3. Стало холодно ,все замерзли. Надо погреться! |
обхватить себя руками, голову опустить на грудь. Хлопать руками по телу, прыгать то на правой, то на левой ноге. |
|||||||
4. Вот и согрелись. |
выпрямиться, улыбнуться друг другу, опустить руки вниз |
|||||||
5. Дорога выводит нас на поляну. |
идти спокойно, медленно |
|||||||
6. А вот и солнышко. Давайте подставим лицо солнечным лучам. Они ласкают наше лицо, согревая своим теплом. |
голова вытянута вперед, чуть приподнята. глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены |
|||||||
7. А уж солнышко припекло, припекло. |
поднять руки вперед, затем вверх, ладонями кверху; поклониться в пояс, опустив руки свободно вниз |
|||||||
4. Игра-превращение |
||||||||
- Вот мы и пришли на полянку. Путь наш был долгим и трудным, давайте отдохнем. Забирайтесь в палатки, я их уже поставила, и подремите часок-другой. - Просыпайтесь, сони! Пока вы спали, к нам пришел по-тихоньку Старичок-Лесовичок. Он может и вас превратить в зверей и зверушек, если сможете рассказать о них стихотворение, а затем он проверит, настоящая перед ним зверушка или нет. Дети превращаются в животных, педагог одевает маски. Старичок-Лесовичок задает разные вопросы, например белочке: - У тебя только 2 лапки? И шубка из перьев? А хвостик маленький и круглый? Ты не любишь грибы и орехи? Живешь под землей? И т.д. |
На полу сооружены «палатки» из стульев и накидок на них Дети присаживаются, «спят»
Дети читают стихи о животных. Каждый ребенок отвечает на вопросы о своем животном. |
|||||||
5. Игра «Ласковые слова» |
||||||||
С-Л: А теперь я хочу, чтобы каждый из вас назвал свою зверушку ласково. Как я могу вас называть ласково, ведь я вас всех люблю. |
Каждый ребенок называет своего животного ласково. |
|||||||
6. Игра «Лесная шишка» |
||||||||
С-Л: Ребята, а как вы думаете, звери любят играть? |
Да |
|||||||
На полу разложены еловые шишки. Педагог предлагает навести порядок в лесу и собрать шишки. Кто больше соберет шишек? Дети по команде начинают собирать шишки. По окончанию игры подводится итог игры – кто больше собрал шишек. |
||||||||
7. Итог занятия |
||||||||
- А теперь, я попрошу вас всех успокоиться, закрыть глаза, расслабиться, а я же тем временем превращу вас из зверят в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 - превращайтесь из зверят в ребят (снимает маски). - Вот вы и снова стали ребятами. Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам путешествие? - Давайте подумаем вместе, будет ли природе хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек или просто сорвем 2-3 цветка, а потом бросим? Или поймаем 1 бабочку? Разорим гнездо птицы? - Правильно! Каждая сломанная ветка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая ранка, нанесенная природе! Давайте лес любить, оберегать. Загостились мы с вами в лесу, пора отправляться домой. Занимайте свои места в поезде. А чтоб веселее ехать, исполним песню. По-е-ха-ли! (Дети двигаются под песню) - При-е-ха-ли! Наше путешествие подошло к концу. Растите, ребята, большими и добрыми, любите и берегите Землю, на которой живете. |
Да.
Природе будет хуже! |