Музыка. Когда она приходит в жизнь детей? В пять, семь лет, иногда гораздо, гораздо позже. И все начинают учиться с одним чувством и желанием: играть! Всем хочется сразу исполнять «настоящую» музыку! Ведь детям еще непонятно, что для этого придется пройти долгий путь учения. А путь лежит через огромное разнообразие детского музыкального репертуара. Нам, пианистам, повезло. Для детей написано так много музыки, что мы, безусловно, вспомним лишь самые известные циклы. И.С.Бах «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», детские пьесы Л .Моцарта, «Альбом для юношества» и «Детские сцены» Р.Шумана, «Детский альбом» П.Чайковского, Н. Мясковский «Пьесы для детей», А.Гречанинов «Бусинки», К. Орф «Музыка для детей», Д.Кабалевский «Фортепианная музыка для детей и юношества», Б.Барток «Микрокосмос», К.Дебюсси «Детский уголок», М.Равель «Моя Матушка-Гусыня», С.Прокофьев «Детская музыка», Д.Шостакович «Танцы кукол», Г.Свиридов «Детский альбом», А.Хачатурян «Детский альбом», С.Майкапар «Бирюльки», С.Слонимский «Альбом для детей и юношества», Р.Щедрин «Тетрадь для юношества», Э. Денисов «Детский альбом», С. Губайдулина «Музыкальные игрушки», Д. Куртаг «Игры». Какое богатство! А список далеко не полный! Что же характерно для всех этих циклов? Высочайший эстетический уровень в сочетании с педагогическими задачами. А это означает, что мы можем работать с учеником первого класса так же, как со студентом! Принципы остаются неизменными. Меняться может только язык общения и круг образов. Поэтому для нас так важен репертуар для детей, который позволяет работать с начинающим учеником как с маленьким музыкантом. Это гораздо интереснее и для учителя, и для ученика. Художественная ценность - это то, что объединяет все эти циклы. Но как много при этом отличий, какое многообразие! Пьесы И.С.Баха (которые он писал для своих детей) – первая встреча с полифонией, с музыкальными жанрами XVII века. Старинные танцы: менуэт, сарабанда, куранта, жига и др. От этих сочинений - прямой путь к инвенциям и «Хорошо темперированному клавиру» (штрихи, аппликатура, динамика, артикуляция). Начало воспитания слуха, внимания, пространственного мышления.
Знакомство с русским романтизмом, конечно, в цикле «Детский альбом» Чайковского, с западным – в детских циклах Р.Шумана: «Альбом для юношества» и «Детские сцены». «Альбом для юношества» был написан в 1848 году и состоял из двух частей. 43 пьесы располагаются по возрастающей степени трудности. Интересно и то, что наряду с традиционными пьесами («Хорал», «Маленький этюд», «Маленькая фуга») Шуман включает в сборник тонкие романтические миниатюры («Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехерезада»). Вспомним здесь и «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» Р. Шумана(в переводе с немецкого П.И. Чайковского). «Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник». «Между твоими товарищами дружись с теми, которые больше тебя знают». «Играя новейшие сочинения, старайся разобрать, суть ли они произведения искусства или порождение дилетантизма. Стой за первые, - но не возмущайся против последних». «В искусстве не творится ничего великого без энтузиазма». Разве чувствуется, что это написано 2(!) века назад? – Нет, как будто сегодня.
Пьесы П.И.Чайковского настолько популярны, что их не минует ни один ученик. В одном из писем в феврале 1878 года Чайковский пишет о своем желании создать небольшой сборник детских миниатюр по аналогии с «Альбомом для юношества» Р. Шумана. А в мае 1878 года цикл уже написан в дар любимому племяннику Володе Давыдову. Пройдет 15 лет и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову свою последнюю, гениальную Шестую симфонию. «Детский альбом» имеет свою драматургию и включает в себя лирические пьесы («Утренняя молитва», «Мама», «Болезнь куклы»), песни и танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька», французская, итальянская, немецкая, неаполитанская песенки), мир детских игр («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»). Какое разнообразие жанров и образов! В детских пьесах поражает способность композиторов высказать очень тонкие мысли и чувства простыми средствами. Это позволяет самым маленьким играть настоящую музыку, как они и мечтали. В то же время почти все эти циклы были исполнены в концертах или записаны на диски знаменитыми мастерами. Это говорит об эстетической ценности, которая привлекала и продолжает привлекать пианистов.
XX век. Меняется музыкальный язык. «Детская музыка» С.Прокофьева – подлинное воспитание у детей любви к живой природе. Программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. «Утро», «Ходит месяц над лугами», «Дождь и радуга», «Вечер». Интересно, что все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастную структуру. А педаль в этих пьесах уже совершенно «прокофьевская», которая встретится позже в сонатах и концертах.
«Танцы кукол» Д.Шостакович сочинил для своей дочери в 1952 году. В этом цикле автор использует музыку к оркестровым балетным сюитам на основе балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Сборник отличают и гармоническая острота, и свежесть мелодий, а пьесы доступны самым юным исполнителям.
В пятитомном (!) собрании «Музыка для детей» немецкий композитор К.Орф предлагает свою методику раннего развития музыкальных способностей детей, творческого начала, интереса к импровизации и ансамблевой игре.Для системы К.Орфа характерна связь музыки с речью и движением, непременное коллективное музицирование. Интересно, что современник К.Орфа Д.Кабалевский имел схожие с ним взгляды, уделял большое внимание программе уроков музыки в общеобразовательных школах. Композитор, пианист, дирижер, педагог, Почетный президент Международного общества музыкального воспитания, автор «Фортепианной музыки для детей и юношества», и многочисленных книг по педагогике.Названия только некоторых из них говорят о содержании: «Как рассказывать детям о музыке?», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Прекрасное пробуждает доброе». Как это актуально сегодня, когда одним из основных требований современного образования является, прежде всего, воспитание личности ребенка. Известный венгерский композитор и педагог З.Кодаи тоже считал, что элементарное музыкальное образование должно охватывать всех детей независимо от их способностей. Следует отметить, что венгерские музыканты внесли огромный вклад в детскую музыкальную педагогику. В 1926 году Б.Барток начинает работу над циклом «Микрокосмос», которому посвятил 12лет. Сборник содержит 153(!) пьесы. Б.Барток широко использует фольклорный материал, знакомит с современным музыкальным языком, объединяет танцы, песни, упражнения, этюды в целостную концепцию развития музыкального мышления и пианистических навыков. Безусловным продолжением этих принципов является новаторский цикл другого венгерского композитора Д.Куртага «Игры». Важно, что цикл сохраняет лучшие традиции музыкальной педагогики прошлого со стремлением в завтрашний день. В этом цикле ученик встретит новые приемы музыкального языка, например кластерную технику. Д.Куртаг работал над «Играми» около тридцати лет, создав своеобразную современную школу фортепианной игры, ориентированную на развитие творческой инициативы, способности детей к импровизации.
Французские авторы двух ярких и самобытных циклов для детей - К.Дебюсси и М.Равель. Проходя эти пьесы, мы знакомим учеников с языком импрессионизма .В юности Клод Дебюсси неоднократно бывал в России (1880 -1882г.), гостил в семье баронессы Н. фон Мекк, почитательнице музыки П.И.Чайковского. Французский композитор и пианист не только хорошо знал, но и исполнял музыку русских авторов. «Детский уголок» - яркое и красочное концертное произведение. «С первых же тактов пьесы «Doktor Gradus ad Parnassum» возникает прелестный облик ребенка за роялем…, пребывающего в чудных грезах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство» (Альфред Корто). Цикл М.Равеля «Моя Матушка- Гусыня» написан для исполнения в четыре руки и всегда интересно звучит в концертном исполнении, так как каждая пьеса начинается с литературного отрывка из сказок. Сюита была написана для фортепиано в 1908 году, а в 1911 году оркестрована автором. Премьера состоялась сначала в Париже, а затем в Петербурге в 1912 году. Театральность и сказочные сюжеты делают цикл увлекательным для детей как маленький спектакль.
Во второй половине XX века композиторы советского авангарда Э.Денисов и С.Губайдулина тоже обратились к детской музыке. Особенно ярко новаторский язык авангарда проявился в пьесах С.Губайдулиной «Детские игрушки». В своих комментариях к циклу С.Губайдулина пишет: «Этот сборник я сочиняла как запоздалое посвящение собственному детству». По уровню трудности пьесы различны - от начального этапа обучения до сложных произведений для юношества. Каждая из пьес имеет программное название. Широко используется элемент звукоподражания. В цикле присутствуют и атональность, и додекафония, частое использование кластеров, переменность размера, обращение к беззвучному нажатию клавиш. Для детей - это, безусловно, знакомство с современным языком после которого приходит понимание музыки Д.Лигети, О.Мессиана, Д. Куртага.
Р.Щедрин, автор «Тетради для юношества» окончил Московскую консерваторию не только как композитор( класс профессора Ю. Шапорина) , но и как блестящий пианист, (класс профессора Я.И. Флиера). И это, безусловно, слышно в его фортепианных сочинениях. Интересен круг образов : «Знаменный распев», «Играем оперу Россини», «Величальная», «Петровский кант», «Двенадцать нот». «Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведут нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности…» (Л. Маазель).
В настоящее время все большую популярность приобретают конкурсы юных исполнителей, где исполняется только современная музыка (XX-XXI век). Это вполне понятно, так как современный репертуар не всегда требует владения классической школой игры на фортепиано (как, например, сочинения И.С.Баха или В.А.Моцарта), и поэтому в конкурсах может участвовать более широкий круг учащихся. Кроме того, современный музыкальный язык часто оказывается ближе для молодежи.
Мы остановились лишь на самых известных фортепианных циклах для детей и юношества. Интересно, что композиторы разных стран, эпох и стилистических направлений испытывали интерес к детской музыке. Эта тема всегда интересна и всегда актуальна! Наряду с этим в настоящее время издается много сборников популярной классической музыки в облегченном переложении, методических пособий для игровых форм обучения. Хочется подчеркнуть разницу. Очень важно, чтобы подобные формы работы с детьми предполагали активный творческий процесс, а не пассивное восприятие. Богатство детского репертуара прокладывает путь к взрослым сочинениям. И, если ребенок, минуя этот прекрасный мир, приступает сразу к сложным и непонятным ему пьесам, он лишен опыта, образного мышления, благородства, воспитания вкуса, чувства стиля. Это можно сравнить с отсутствием детской литературы в жизни ребенка.
Обращаясь к прекрасной детской музыке, не устаю удивляться любви великих мастеров к миру детства ,его ценности, высоте и многообразию. На вопрос, как играть для детей, К.С. Станиславский ответил когда-то: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее».