Цель: подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
Задачи:
Образовательные.
- расширить представление о воздухе.
- познакомить со свойствами воздуха.
- учить проводить опыты и делать выводы.
- обогатить словарный запас.
Развивающие.
- развивать речевую и познавательную активность;
- развивать воображение, мышление, память;
- развивать двигательную активность детей;
Воспитательные.
- воспитывать любовь к природе.
- воспитывать интерес к природным явлениям, любознательность;
Оборудование и атрибуты:
- вертушки для определения ветра и его направления;
- индивидуальные пакеты для исследовательской деятельности;
- весы, ёмкость для воды, коктейльные трубочки и мыльные пузыри по количеству детей.
Предварительная работа: заучивание загадок, стихов.
Используемая литература:
- интернет-ресурсы,
- Л.И. Пензулаева.«Физкультура на свежем воздухе». Дошкольное воспитание №2 2004;
- С.Н.Николаева « Юный эколог»; И.В.Кравчнеко,Т.Л. Долгова «Прогулка в детском саду».
Ход прогулки
- Ребята, у нас сегодня с вами необычная прогулка. Мы станем исследователями.
А что мы будем исследовать? Вам хотелось бы узнать?
Тогда постарайтесь отгадать загадку.
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
- Ребята, а вы видите воздух?
Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
Загадка: «Есть невидимка, в дом не просится, а вперед людей бежит, торопится»? (воздух)
- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?
Первое его свойство – прозрачность.
- А какого цвета воздух? (бесцветный).
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха).
Но воздух может доносить различные запахи: какие?
Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Можно ли потрогать воздух? Давайте попробуем!
Но зато мы его можем ощутить.
Опыт 1: помашем ладошками в лицо.
- Что вы чувствуете? (Прохладу, воздух движется).
Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.
Опыт 2: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом.
Закрутите пакет и попробуйте его легко сжать.
- Почему не сжимается?
Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?
Следовательно, воздух упругий.
Раскрутите пакеты и выпустите воздух, сожмите. Почему сжимается?
- А сейчас скажите: можно поймать воздух?
Пакеты положите, и скажите, имеет ли воздух вес? Давайте проведем еще один опыт с воздухом, попробуем его взвесить.
Опыт 3: Берем палку – весы.
Предположим, что это правая чаша весов, а это левая. К правой чаше весов подвесим красный шарик, что произошло? Подвесим к левой чаше синий шарик. Что изменилось?
Они одинаково весят.
Выпустим воздух с одного шарика. Что происходит?
Шарик с воздухом тяжелее, чем без воздуха. Что можно сказать?
Воздух имеет вес!
- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (дует ветер).
Загадка: «Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать, кто я? Можешь отгадать?» (Ветер).
- Ветер – это движение воздуха разной силы. Послушайте внимательно стихотворение о том, какие бывают ветры.
«Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет.
И такой, что волны поднимает,
Что колышет в праздники знамена,
Что качает и дубы и клены.
И разносит запахи медовые,
Я уже изрисовал тетрадь,
А ветров еще – не сосчитать!»
- О каких ветрах, говорится в этом стихотворение? (Тихий, сильный)
- А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?
Д/ Игра: «Ветер – хорошо, ветер плохо»
Воздух способен двигать предметы.
- Ребята, а где может прятаться воздух?
Опыт 3: Со стаканом, с камнем, с почвой.
- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?
Игра cмыльными пузырями.
Вывод: Почему говорят, что «Воздух - наша жизнь»?
Подвижная игра «Листья и ветер».
Подвести, детей, к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.