Конспект познавательно-исследовательской прогулки в подготовительной группе по теме «Воздух – наша жизнь»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

Задачи:

Образовательные.

  • расширить представление о воздухе.
  • познакомить со свойствами воздуха.
  • учить проводить опыты и делать выводы.
  • обогатить словарный запас.

Развивающие.

  • развивать речевую и познавательную активность;
  • развивать воображение, мышление, память;
  • развивать двигательную активность детей;

Воспитательные.

  • воспитывать любовь к природе.
  • воспитывать интерес к природным явлениям, любознательность;

Оборудование  и атрибуты:

  • вертушки для определения ветра и его направления;
  • индивидуальные пакеты для исследовательской деятельности;
  • весы, ёмкость для воды, коктейльные трубочки и мыльные пузыри по количеству детей.

Предварительная работа: заучивание загадок, стихов.

Используемая литература: 

  1. интернет-ресурсы,
  2. Л.И. Пензулаева.«Физкультура на свежем воздухе». Дошкольное воспитание №2 2004;
  3. С.Н.Николаева « Юный эколог»; И.В.Кравчнеко,Т.Л. Долгова «Прогулка в детском саду».

Ход прогулки

-  Ребята, у нас сегодня с вами необычная прогулка. Мы станем исследователями.

А что мы будем исследовать? Вам хотелось бы узнать?

Тогда постарайтесь отгадать загадку.

Загадка: 

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

Загадка: «Есть невидимка, в дом не просится, а вперед людей бежит, торопится»? (воздух)

- Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

Первое его свойство – прозрачность.

-  А какого цвета воздух? (бесцветный).

-  Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

-  Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха).

Но воздух может доносить различные запахи: какие?

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

-  Можно ли потрогать воздух? Давайте попробуем!

Но зато мы его можем ощутить.

Опыт 1:  помашем ладошками в лицо.

- Что вы чувствуете? (Прохладу, воздух движется).

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Опыт 2: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом.

Закрутите пакет и попробуйте его легко сжать.

- Почему не сжимается?

Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?

Следовательно, воздух упругий.

Раскрутите пакеты и выпустите воздух, сожмите. Почему сжимается?

-  А сейчас скажите: можно поймать воздух?

Пакеты положите, и скажите, имеет ли воздух вес? Давайте проведем еще один опыт с воздухом, попробуем его взвесить.

Опыт 3: Берем палку – весы.

Предположим, что это правая чаша весов, а это левая. К правой чаше весов подвесим красный шарик, что произошло? Подвесим к левой чаше синий шарик. Что изменилось?

Они одинаково весят.

Выпустим воздух с одного шарика. Что происходит?

Шарик с воздухом тяжелее, чем без воздуха. Что можно сказать?

Воздух имеет вес!

- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

- Когда его можно услышать? (дует ветер).

Загадка: «Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать, кто я? Можешь отгадать?» (Ветер).

- Ветер – это движение воздуха разной силы. Послушайте внимательно стихотворение о том, какие бывают ветры.

«Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет.
И такой, что волны поднимает,
Что колышет в праздники знамена,
Что качает и дубы и клены.
И разносит запахи медовые,
Я уже изрисовал тетрадь,
А ветров еще – не сосчитать!»

- О каких ветрах, говорится в этом стихотворение? (Тихий, сильный)

- А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?

Д/ Игра: «Ветер – хорошо, ветер плохо»

Воздух способен двигать предметы.

- Ребята, а где может прятаться воздух?

Опыт 3: Со стаканом, с камнем, с почвой.

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Игра cмыльными пузырями.

Вывод: Почему говорят, что «Воздух - наша жизнь»?

Подвижная игра «Листья и ветер».

Подвести, детей, к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.