Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты»

Разделы: Начальная школа


Цель – формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты

  • Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.
  • Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.
  • Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, листы для составления модели обложки,  карточки с репликами героев для парной работы, пословицы для работы в группах, прямоугольники зелёного и красного цветов для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Встали все у мест красиво.

Поздоровались учтиво.
Девочки на место сели.
Мальчики на место сели.
На меня все посмотрели.
Улыбнитесь! Начинаем урок!

II. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Слайд 2

– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в мир сказок.

– Но сначала давайте вспомним, какие бывают сказки.

Слайд 3 (Народные и авторские.)

– Каких авторов сказок вы знаете? (Ответы детей.)

1) Рассказ о братьях Гримм.

– Ну что ж, начнем наше воображаемое путешествие.

Слайд 4

– В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в один год, родились два брата.

Слайд 5

– Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорАми в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Догадались, о каких братьях идёт речь? (Братья Гримм.)

Слайд 6

– Собиранием и изучением народных сказок Якоб и Вильгельм Гримм увлекались ещё  в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» – всего около 200 сказок. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.

2) Викторина «Отгадай сказку!»

– А сейчас проверим, как хорошо вы знаете сказки братьев Гримм. Отвечайте дружно хором, но только после того, как дослушаете описание сказки до конца. Не выкрикивайте раньше времени. Договорились?

Слайд 7

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

– Здравствуй, девочка, – сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.

– На, бабушка, – говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

– Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: «Раз, два, три, Горшочек, вари!» – и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

– Догадались, что за сказка? («Горшочек вари».)

Слайд 8

– На уроках музыки вы знакомились с музыкальной сказкой композитора КовАля. А главные герои – из сказки братьев Гримм.

– Кто же это? Как называется сказка? («Волк и семеро козлят».)

Слайд 9

– История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов.

– Как называется эта сказка братьев Гримм? («Белоснежка».)

Слайд 10

– Первого звали Шульц, второго – Якли, третьего – Марли, четвёртого – Эргли, пятого – Михель, шестого – Ганс, седьмого – Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли.
– Что за сказка? («Семеро храбрецов».)

Слайд 11

– Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из которой можно было сшить только пару сапог.
Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном. Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать.

– Эта сказка называется…(«Маленькие человечки».)

Слайд 12

– А героям следующей сказки в городе Бремене поставили памятник. Кто догадался, из какой сказки эти герои? («Бременские музыканты».)

III. Первичное восприятие произведения.

– С немецкой сказкой «Бременские музыканты» вы, конечно, хорошо знакомы благодаря советскому музыкальному мультфильму (1969).

Сегодня мы познакомимся с литературным первоисточником, который вдохновил известных мультипликаторов создать мультипликационный фильм  для детей и не только.

– Откройте учебник на с. 53.

– Давайте прочитаем её и посмотрим, почему сказка так называется. Я читаю вслух, а вы читаете вместе со мной «про себя».
Учитель читает текст.

IV. Беседа после первичного восприятия.

Пауза…

– Вот такая сказка. Что скажете? ПоделИтесь впечатлениями. (Ответы детей.)

– Почему это произведение является сказкой? (Фантастический вымысел, нереальные события и т.п.)

– Почему сказка так озаглавлена? (Герои произведения решили стать городскими музыкантами в немецком городе Бремене.)

Составим модель обложки. На партах лежат листы. (Учитель показывает.)

Слайд 13

Кто автор сказки? Где запишем? (Братья Гримм. Вверху обложки.)

Как называется произведение? («Бременские музыканты».) Где запишем? (Внизу обложки.)

– Какую геометрическую фигуру изобразим в центре? Почему? (Круг, по жанру – сказка.)

– О чём или о ком эта сказка? Каким цветом закрасим круг? (О животных. Коричневым цветом.)

– Посмотрите на экран, вот что должно получиться у вас. У кого получилось также? (Знак «плюс».) Кто не справился? (Знак «минус».)

V. Физминутка.

– Молодцы! Давайте немного отдохнем: потанцуем. Можно подпевать.

Слайд 14  Дети танцуют под песню «Ничего на свете лучше нету…».

– Отлично! Садитесь на свои места. Продолжаем работу.

Слайд 15 

VI. Вторичное осмысление восприятия произведения.

1) Работа с таблицей в рабочей тетради. Самостоятельная работа учащихся.

– Назовите главных героев сказки. (Осел, собака, кот, петух.)

– Откройте рабочие тетради на с. 31. В задании 4 запишите героев в верхней строке.

– Давайте вспомним, у кого жили герои сказки? Запишем. (Осел – у мельника, собака – у охотника, кот – у хозяйки, петух – у хозяев.)

– Как кричали животные? Что говорится об этом в сказке? Заполним третью строку в таблице. (Осел – кричит по-ослиному, собака – лает по-собачьи, кот – мяукает по-кошачьи, петух кукарекает.)

–  Самостоятельно заполните четвертую и пятую строки: на чем играли герои и как легли спать в доме разбойников. Пользуйтесь текстом сказки.

– Проверим, что у вас получилось. Учитель осуществляет проверку фронтально: ученики по очереди озвучивают записанное, остальные оценивают знаком «плюс» или «минус».

– Молодцы!

2) Работа в парах. Игра «Кто сказал?»

– А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Кто сказал?».

У детей на парте лежит одна из пронумерованных карточек с репликами героев.

– Работать будем в парах. Возьмите  карточку на парте. Выразительно, в полголоса, прочитайте, что на ней написано и определите кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежит данная реплика. Когда будете готовы, покажите знак «домик».

– Давайте проверим. У кого карточка под номером 1? Дети поднимают руку.

– Прочитайте реплику вслух, передав эмоции героя.  Кому принадлежат слова?

Слайд 16 По очереди открываются изображения животных.

1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший – ты будешь петь и в барабан бить. А я буду на гитаре играть». (Осел.)

2. «Пожалей меня. Жила я у охотника, долго жила. По полям и болотам  за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что дальше делать  – не знаю». (Собака.)

3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс  и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что дальше делать –  не знаю». (Кот.)

4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?» (Петух.)

5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!» (Разбойник.)

VII. Работа в группах с пословицами.

– Как вы думаете, что хотели донести до нас авторы сказки? Только ли она написана, чтобы повеселить читателей? (Нет, сказка нас учит.)

– Какой урок мы вынесем из сказки? (Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу.)

– А сейчас объединимся в группы по 4 человека. У каждой группы будет по пословице. Предлагаю выбрать из предложенных пословиц только те, в которых выражена главная мысль сказки. Докажите  правильность вашего выбора. Работайте дружно. Если группа готова, покажите знак.

Слайд 17-23

  • Вся семья вместе – и душа на месте.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Ученье – свет, а  неученье – тьма.

Обсуждение пословиц и выявление двух подходящих пословиц к сказке (Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Дружба заботой да подмогой крепка).

VIII. Подведение итогов урока.

– С каким произведением сегодня работали? (Братья Гримм «Бременские музыканты».)

– Какие вы знаете сказки, похожие по содержанию? В чем схожесть сказок? (К.Ушинский «Плутишка кот». Звери ушли из дома. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Звери ушли из дома, чтобы им не было худо. Отрицательные герои (медведь и волк) от страха напридумывали всякого. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать». Герои пошли путешествовать; завладели домом разбойников.  Разбойникам от страха померещилось то, чего не было на самом деле.)

IX. Рефлексия.

– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

– Перед вами прямоугольники красного и зелёного цветов. Если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что у вас всё получилось, поднимите зелёный прямоугольник. Если вы не очень довольны своей работой, и у вас остались ещё какие-то вопросы, поднимите красный прямоугольник.

Слайд 24

– Спасибо! Наше сказочное путешествие на сегодня подошло к концу. Но впереди нас ждет еще много интересного. Вы все молодцы! Урок окончен.