Цель – формирование навыков работы с текстом художественного произведения.
Планируемые результаты
- Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас.
- Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка.
- Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, листы для составления модели обложки, карточки с репликами героев для парной работы, пословицы для работы в группах, прямоугольники зелёного и красного цветов для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Встали все у мест красиво.
Поздоровались учтиво.
Девочки на место сели.
Мальчики на место сели.
На меня все посмотрели.
Улыбнитесь! Начинаем урок!
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Слайд 2
– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в мир сказок.
– Но сначала давайте вспомним, какие бывают сказки.
Слайд 3 (Народные и авторские.)
– Каких авторов сказок вы знаете? (Ответы детей.)
1) Рассказ о братьях Гримм.
– Ну что ж, начнем наше воображаемое путешествие.
Слайд 4
– В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в один год, родились два брата.
Слайд 5
– Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорАми в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Догадались, о каких братьях идёт речь? (Братья Гримм.)
Слайд 6
– Собиранием и изучением народных сказок Якоб и Вильгельм Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» – всего около 200 сказок. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
2) Викторина «Отгадай сказку!»
– А сейчас проверим, как хорошо вы знаете сказки братьев Гримм. Отвечайте дружно хором, но только после того, как дослушаете описание сказки до конца. Не выкрикивайте раньше времени. Договорились?
Слайд 7
Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
– Здравствуй, девочка, – сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
– На, бабушка, – говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
– Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: «Раз, два, три, Горшочек, вари!» – и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.
– Догадались, что за сказка? («Горшочек вари».)
Слайд 8
– На уроках музыки вы знакомились с музыкальной сказкой композитора КовАля. А главные герои – из сказки братьев Гримм.
– Кто же это? Как называется сказка? («Волк и семеро козлят».)
Слайд 9
– История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов.
– Как называется эта сказка братьев Гримм? («Белоснежка».)
Слайд 10
– Первого звали Шульц, второго – Якли, третьего – Марли, четвёртого – Эргли, пятого – Михель, шестого – Ганс, седьмого – Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли.
– Что за сказка? («Семеро храбрецов».)
Слайд 11
– Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из которой можно было сшить только пару сапог.
Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном. Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать.
– Эта сказка называется…(«Маленькие человечки».)
Слайд 12
– А героям следующей сказки в городе Бремене поставили памятник. Кто догадался, из какой сказки эти герои? («Бременские музыканты».)
III. Первичное восприятие произведения.
– С немецкой сказкой «Бременские музыканты» вы, конечно, хорошо знакомы благодаря советскому музыкальному мультфильму (1969).
Сегодня мы познакомимся с литературным первоисточником, который вдохновил известных мультипликаторов создать мультипликационный фильм для детей и не только.
– Откройте учебник на с. 53.
– Давайте прочитаем её и посмотрим, почему сказка так называется. Я читаю вслух, а вы читаете вместе со мной «про себя».
Учитель читает текст.
IV. Беседа после первичного восприятия.
Пауза…
– Вот такая сказка. Что скажете? ПоделИтесь впечатлениями. (Ответы детей.)
– Почему это произведение является сказкой? (Фантастический вымысел, нереальные события и т.п.)
– Почему сказка так озаглавлена? (Герои произведения решили стать городскими музыкантами в немецком городе Бремене.)
– Составим модель обложки. На партах лежат листы. (Учитель показывает.)
Слайд 13
– Кто автор сказки? Где запишем? (Братья Гримм. Вверху обложки.)
– Как называется произведение? («Бременские музыканты».) Где запишем? (Внизу обложки.)
– Какую геометрическую фигуру изобразим в центре? Почему? (Круг, по жанру – сказка.)
– О чём или о ком эта сказка? Каким цветом закрасим круг? (О животных. Коричневым цветом.)
– Посмотрите на экран, вот что должно получиться у вас. У кого получилось также? (Знак «плюс».) Кто не справился? (Знак «минус».)
V. Физминутка.
– Молодцы! Давайте немного отдохнем: потанцуем. Можно подпевать.
Слайд 14 Дети танцуют под песню «Ничего на свете лучше нету…».
– Отлично! Садитесь на свои места. Продолжаем работу.
Слайд 15
VI. Вторичное осмысление восприятия произведения.
1) Работа с таблицей в рабочей тетради. Самостоятельная работа учащихся.
– Назовите главных героев сказки. (Осел, собака, кот, петух.)
– Откройте рабочие тетради на с. 31. В задании 4 запишите героев в верхней строке.
– Давайте вспомним, у кого жили герои сказки? Запишем. (Осел – у мельника, собака – у охотника, кот – у хозяйки, петух – у хозяев.)
– Как кричали животные? Что говорится об этом в сказке? Заполним третью строку в таблице. (Осел – кричит по-ослиному, собака – лает по-собачьи, кот – мяукает по-кошачьи, петух – кукарекает.)
– Самостоятельно заполните четвертую и пятую строки: на чем играли герои и как легли спать в доме разбойников. Пользуйтесь текстом сказки.
– Проверим, что у вас получилось. Учитель осуществляет проверку фронтально: ученики по очереди озвучивают записанное, остальные оценивают знаком «плюс» или «минус».
– Молодцы!
2) Работа в парах. Игра «Кто сказал?»
– А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Кто сказал?».
У детей на парте лежит одна из пронумерованных карточек с репликами героев.
– Работать будем в парах. Возьмите карточку на парте. Выразительно, в полголоса, прочитайте, что на ней написано и определите кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежит данная реплика. Когда будете готовы, покажите знак «домик».
– Давайте проверим. У кого карточка под номером 1? Дети поднимают руку.
– Прочитайте реплику вслух, передав эмоции героя. Кому принадлежат слова?
Слайд 16 По очереди открываются изображения животных.
1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший – ты будешь петь и в барабан бить. А я буду на гитаре играть». (Осел.)
2. «Пожалей меня. Жила я у охотника, долго жила. По полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что дальше делать – не знаю». (Собака.)
3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что дальше делать – не знаю». (Кот.)
4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?» (Петух.)
5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!» (Разбойник.)
VII. Работа в группах с пословицами.
– Как вы думаете, что хотели донести до нас авторы сказки? Только ли она написана, чтобы повеселить читателей? (Нет, сказка нас учит.)
– Какой урок мы вынесем из сказки? (Главная мораль сказки заключается в том, что люди бывают жестокими по отношению к домашним животным. Сказка учит быть доброжелательными, не бросать друзей в беде, помогать друг другу.)
– А сейчас объединимся в группы по 4 человека. У каждой группы будет по пословице. Предлагаю выбрать из предложенных пословиц только те, в которых выражена главная мысль сказки. Докажите правильность вашего выбора. Работайте дружно. Если группа готова, покажите знак.
Слайд 17-23
- Вся семья вместе – и душа на месте.
- Делу – время, потехе – час.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Дружба заботой да подмогой крепка.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
Обсуждение пословиц и выявление двух подходящих пословиц к сказке (Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Дружба заботой да подмогой крепка).
VIII. Подведение итогов урока.
– С каким произведением сегодня работали? (Братья Гримм «Бременские музыканты».)
– Какие вы знаете сказки, похожие по содержанию? В чем схожесть сказок? (К.Ушинский «Плутишка кот». Звери ушли из дома. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Звери ушли из дома, чтобы им не было худо. Отрицательные герои (медведь и волк) от страха напридумывали всякого. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать». Герои пошли путешествовать; завладели домом разбойников. Разбойникам от страха померещилось то, чего не было на самом деле.)
IX. Рефлексия.
– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
– Перед вами прямоугольники красного и зелёного цветов. Если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что у вас всё получилось, поднимите зелёный прямоугольник. Если вы не очень довольны своей работой, и у вас остались ещё какие-то вопросы, поднимите красный прямоугольник.
Слайд 24
– Спасибо! Наше сказочное путешествие на сегодня подошло к концу. Но впереди нас ждет еще много интересного. Вы все молодцы! Урок окончен.