Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Цель: автоматизация произношения звука [Р]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- способствовать обогащению словарного запаса;
- закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
- фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
Планируемые результаты:
- у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
- дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
- дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: доброе утро, ребята!
(доброе утро)
- Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?
(герои из м/ф щенячий патруль)
- Давайте назовем наших гостей по именам?
(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)
- А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:
(все вместе)
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
- Молодцы.
2. Основная часть
3. Артикуляционная гимнастика с картинками
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)
- «Маляр» - 5 раз
- «Вкусное варенье» - 5 раз
- «Качели» - 5 раз
- «Часики» - 5 раз
- «Лошадка» - 5-7 раз
4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5. Уточнение артикуляции звука
- Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.
Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.
- губы открыты,
- зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
- язычок поднят вверх и дрожит,
- воздушная струя сильная.
(-РРР-)
- Правильно, это звук [Р].
6. Произношение изолированного звука
- Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?
(длительно –ррррр-)
- А как мурлычет кошка?
(муррр, муррр, муррр)
- Молодцы.
7. Развитие фонематического слуха
Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)
- :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
- РА-ЛО--РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
- Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.
8. Физкультминутка
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях
Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)
- 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
- 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
- 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)
Игра «Один-много»
- Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.
Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).
Игра «Определи место звука»
- Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).
(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)
Игра «Назови ласково»
- А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.
Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)
- Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.
(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)
10. Итог занятия
Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.