Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении.
Одной из форм интегрированного обучения является игра, которая с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Чем же игра привлекает учащихся? Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту. Игра вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ориентировки, сообразительность, мгновенную сосредоточенность ума, что помогает применять эти навыки на практике в современных условиях жизни.
Нами проводилось интегрированное внеклассное мероприятие «Лицей ТВ» среди учащихся 10–11 классов с целью стимулировать обучающихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к биологии, математике и химии; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Образовательные задачи:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, математике и химии;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую деятельность;
- воспитывать чувства само и взаимоуважения при работе в малых группах.
Оборудование: электронная презентация, интерактивная доска, компьютер.
Форма деятельности: интеллектуальная игра.
Данное мероприятие посвящалось 25-летию муниципального образовательного учреждения «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей».
Ход мероприятия
Мероприятие начинается инсценировкой: домой приходят две подружки после занятий в лицее и, прежде чем сесть делать уроки, решают посмотреть телевизор и попить чаю. Они включают телевизор и с помощью пульта выбирают понравившийся канал. Первая заинтересовавшая их передача – новости на «Лицей ТВ».
Екатерина: Добрый день! Сегодня с вами в студии лицей ТВ Шевченко Артем и…
Артем: Лагутенок Екатерина.
Екатерина: Артем, расскажите, что интересного произошло в лице за последнее время.
Артем: Мне кажется, наиболее ярким моментом была встреча с выпускниками (на фоне видеосюжет). Мероприятие проводилось в актовом зале, что позволило выпускникам разных отделений увидеться и пообщаться друг с другом и со своими любимыми учителями. Наши одиннадцатиклассники и их руководители подготовили замечательный концерт, на котором выпускники смогли вновь окунуться в лицейскую жизнь.
- Екатерина, а вы были на встрече с выпускниками?
Екатерина: Была, но не долго. Готовилась к интервью с Клавдией Федоровной (видео интервью).
Артем: Самая горячая новость у нас в лицее – представление новой коллекции утиль – моды «Калейдоскоп природы» на городском конкурсе учащимися 8-Д и 10 – Е классов (видеосюжет).
Екатерина: Да, ты молодец! Интересный показ. Но я тоже времени зря не теряла, а взяла небольшое интервью у нашего любимого директора (видео интервью).
Ведущий: Смотри на время, кажется уже начинается «Своя игра», переключай.
Канал (НТВ) – «Своя игра»
Ведущий: Добрый день уважаемые игроки. Начинаем «Свою игру». Сегодня играют 3 команды, учащихся 10 – 11 классов биолого – химического отделения Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея. Капитаны представьте свои команды (название, девиз). Позвольте представить вам наше жюри.
Спасибо! Начинаем игру. Перед вами поле с категориями вопросов из области математики, химии и биологии, стоимостью 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Каждая команда по – очереди выбирает вопрос. На обдумывание ответа дается 1 минута.
Математика |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Химия |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Биология |
10 |
20 |
302 |
40 |
50 |
Вопросы к данному этапу игра были взяты из банка заданий ЕГЭ соответственно каждому предмету.
Канал «Интересное TV»
Учащаяся 11 класса представила познавательную информацию о творчестве голландского художника Морица Корнилис Эшера, в работах которого прослеживается взаимосвязь математики, биологии и химии. Вдохновившись его работами, выпускница лицея написала и подарила лицею свою картину, символизирующую три отделения лицея.
Канал «ОРТ» - Форт Боярд
Ведущий: Ну, что команды вы готовы к следующему испытанию, оно будет не простым. Каждая команда получает цепочку вопросов. Из первых букв ответа составляются ключевые слова.
Вы должны закончить фразу (на листах она написана, нужно добавить полученные слова). Оценивается правильное написание терминов (12 баллов) и отгаданные ключевые слова (+5 баллов за слова)
«Лицеист звучит 1. гордо, 2. круто, 3. клево»
«Игра со зрителями»
1 ведущий: Давай не будет терять время. Пока они думают, мы можем ответить на некоторые вопросы домашнего задания. Открывай контакт.
2 ведущий: Посмотри, сколько вопросов. Ну, что поможете ответить? За правильный ответ 1 балл, который добавляется команде, соответственно цвету сектора.
Болельщикам предлагаются вопросы на знание терминологии по математике, химии и биологии.
Ведущий: Уважаемые команды, назовите ключевую фразу. Передайте жюри для проверки.
Канал «Россия» - Прогноз погоды
Добрый день, дорогие лицеисты!
В эфире прогноз погоды специально для нашего лицея и я, Кристина. Погодина.
Сейчас подсчитываются убытки от недавнего урагана, пронесшегося над лицеем, когда 11 классы сдавали предварительное ЕГЭ по математике. Сегодня синоптики обещают стихание ветра, но в зоне кабинетов математики будет продолжаться повышенная турбулентность, связанная с разбором прошедшего ЕГЭ.
С севера к нам движется циклон, несущий с собой непредвиденные осадки в виде дождя. Эпицентр его будет находиться как раз над лицейским двором, и произойдет это в ближайшую субботу. Так что намеченный субботник нужно отменить.
Завтра ожидается сплошной туман в 9 – Б во время контрольной по химии. Видимость будет настолько мала, то учителю химии Оксане Феликсовне не рекомендуется вставать из – за стола и ходить по классу в поисках шпаргалок и спрятанных мобильных телефонов.
В последующие дни синоптики обещают нам хорошую погоду, но накануне перед каникулами ожидается штормовое предупреждение и Гидрометцентр настоятельно рекомендует отложить диктанты и контрольные работы на неопределенное время до улучшения погодных условий.
А сейчас в лицее……Уважаемые команды, помогите определить погоду в лицее. Все ваши вычисления занесите в метеокарту и результат запишите на обратной стороне. Максимум 7 баллов.
- Количество σ связей в молекуле пропина. (6)
- (42)
- Количество молекул АТФ, образовавшихся в результате окислительного фосфорилирования (34)
- Максимальное количество электронов на 2 энергетическом уровне (8)
- Количество ребер у человека (24)
- 2x=32 (5)
Итак, у нас в лицее +25. Вы слушали прогноз погоды для нашего лицея. С вами была я, Кристина Погодина. До новых встреч, и хорошей нам всем погоды!
Канал «ОРТ» - Что? Где? Когда?
Мы попадаем на середину игры. Остается ответить на 6 вопросов.
Ведущий: Уважаемые знатоки! Тишина в зале. Начинаем следующий раунд. Напоминаю, что за правильный ответ вы получаете 10 баллов. Команда крутим волчок.
Блиц вопрос:
- Чем можно объяснить, что крокодилы, находясь на суше, лежат с открытой пастью, а ночью переходят в воду?
- Элемент, название которого в переводе с греческого «несущий свет»?
- Расшифруйте слова и назовите лишнее:
- бку – (куб)
- лопсотькс – (плоскость)
- атчок – (точка)
- ямаяпр – (прямая)
Блиц-вопрос:
- Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус меняется на сладкий. Почему?
- Название реакции, при которой выделяется теплота?
- Назовите четыре слова, которыми греческий математик Евклид заканчивал каждый математический вывод.
Блиц-вопрос:
- Почему человеку можно вводить в кровь физиологический раствор, но нельзя вливать воду?
- Свойство атомов химического элемента образовывать 2 или несколько простых веществ?
- Оно принимается без доказательства, а носит имя женского рода. Что оно и кто она?
Вопрос: Водный раствор какого вещества широко используется для консервирования биологических препаратов?
Вопрос: В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе. Оно применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. О каком понятии идет речь?
Вопрос: Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?
Канал – «Лицей TV» - Новости
Телефонный звонок прерывает игру. Девочки узнают, что по «Лицей TV» показывают театральную постановку лицейской жизни. Демонстрируется инсценировка - 2 поколения лицеистов.
Передача «Умники и умницы»
Ведущий: Здравствуйте, господа лицеисты! Сегодня необычная передача. Нам 25! Вопросы задают выпускники лицея разных лет, которые вернулись в стены лицея учителями. Демонстрируются видео вопросы по категориям. За каждый правильный ответ 10 баллов.
Ведущий: Уважаемые команды, спасибо за необычную игру. Пока жюри подводит итоги игры, учителя и команды поздравят лицей с 25-летием.
Жюри объявляет общий средний балл каждой команды и определяет победителя. Победителям вручаются призы.
В заключении хотелось бы отметить, что такие интегрированные занятия способствуют развитию научного стиля мышления учащихся; дают возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; формируют комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; повышают качество знаний учащихся; повышают и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла.