Представлена авторская методика коррекционной работы. Метод жестового пения как психокоррекционная методика, ориентированная на развитие высших психических функций и творческих способностей. Предназначена для дефектологов, сурдопедагогов, психологов.
Ключевые слова: психокоррекционная методика, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, нейрогимнастика, жестовое пение, артикуляция, сурдопедагог, дактиль, синхронность.
Мы, психологи привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, мышление у обучающихся с особыми образовательными потребностями (ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи, умственная отсталость). Но при этом мало обращаем внимание на сам мозг, от которого развитие ВСЕГО и зависит. Нам известно, что мозг состоит из двух полушарий: левой и правой. Занимаются они разными делами: левое - мыслит логически, Правое - помогает создавать новое, отвечает за творческие способности. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых оба полушария. Для гармоничного состояния и совершенствования мозга необходимо его тренировать.
Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Нейрогимнастика была разработана в 70-е годы американским психологом Полом Деннисом, далее совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана «Гимнастика Мозга». Среди отечественных психологов нашего времени известна Ольга Троицкая – психолог и консультант. По их мнению, самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Ведь действуя двумя руками, человек развивает оба полушария сразу. В этом отношении очень повезло музыкантам, пианистам, так как их с раннего детства уже делали гармоничными.
В свете требований нового стандарта «следует учитывать, что в ходе образовательной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения»*.
______________
* Основная образовательная программа основного общего образования на 2014–2019 учебные год.
Для решения данной проблемы я решила использовать в своей практике жестовое пение как аналог нейрогимнатики и как психокоррекционную методику. В силу имеющего у меня опыта работы с разной категорией детей (слабослышащие и глухие, умственно отсталые, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи), на мой взгляд, жестовое пение имеет огромное развивающее значение. Создавая образ каждого слова в выбранной музыкальной композиции, тем самым развиваем и мышление, и воображение, и речь, так как приходится подбирать слова синонимы, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений и речевых оборотов, а также тренируется крупная и мелкая моторика рук, память и внимание. Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что жестовое пение – это творческий вид деятельности с использованием рук и артикуляции под музыкальное сопровождение с психокоррекционным эффектом.
Субъект: дефектолог, сурдопедагог, педагог-психолог (кто использует методику, воздействует).
Объект: личность, группа лиц (на кого воздействуют с помощью методики).
Предмет: высшие психические функции, творческие способности (что именно корректируем, развиваем, формируем).
Цель: развитие высших психических функций и творческих способностей (на языке конкретного результата).
Задачи (поэтапные действия для достижения цели):
Обучающие:
- научить владеть основными приемами художественно-эстетического использования жестового пения: пластичность рук, направление движения рук и тела, правильно выражаться мимикой лица, четкое использование артикуляции губ;
- сформировать специальные знания и умения (жестовый словарь, пантомима);
- содействовать самостоятельному выражению идеи музыкальной композиции разнообразными выразительными средствами (давать эмоциональную окраску).
Развивающие:
- развивать память, внимание, способность к абстрактному и логическому мышлению (переход от вербального к невербальному произношению и наоборот; подбор слов синонимов, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений);
- обогащать словарный и жестовый запас;
- развивать крупную и мелкую моторику рук.
Психологические:
- развивать эмоциональный фон и обогащать чувственный опыт детей;
- снизить психоэмоциональное напряжение.
Требования к использованию методики жестового пения.
- Обязательно знания жестового языка, дактиль (курсы, личная практика общения, репетиторство, приложение сурдоперевода). Требуется грамотное использование жестов.
- Соблюдать дресс-код: чёрный верх, красная помада, ногти ярким цветом, волосы убраны от лица, отсутствие очков.
- Эмоциональность педагога, живая мимика лица.
- Соответствие методики физиологическим способностям ребёнка (не для слепых), адаптирование под особенности развития ребёнка (детский церебральный паралич, косоглазие, умственная отсталость со сложными дефектами).
- Отдельное помещение, кабинет.
- Музыкальное оборудование.
Этапы:
Подготовительный.
Цель: ознакомление с творческим жанром – жестовое пение, с музыкальной композицией, первичная диагностика.
Обучающий.
Цель: использование жестового языка в соответствии с текстом, с мелодией.
Тренировочный.
Цель: развитие синхронности и точности движений через многократное повторение жестов.
Реализующий.
Цель: применение в творческой самореализации, вторичная диагностика.
Структура занятия:
- Артикуляционная гимнастика или пальчиковые упражнения.
- Повторение дактиля, слов, жестов.
- Новый материал.
- Гимнастика для мозга, упражнения на синхронность или отработка движений, жестов под музыку.
- Закрепление, возможно домашнее задание.
Методы и приёмы: показ жестов и дактиля, перевод слов, повторение, инсценировки, пересказ стихов и сказок жестами; пальчиковые игры и упражнения; артикуляционная гимнастика; приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты», упражнения на синхронность; отработка движений под музыку; творческие выступления.
Приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты» в процессе жестового пения.
Описание:
1) совместное повторение жестов и слов;
2) педагог показывает только жесты, а ученик по жестам воспроизводит слова текста;
3) педагог говорит только слова текста, а ученик показывает жесты в соответствии с текстом.
Возраст: от 3-х лет, для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.
Предполагаемые результаты.
Личностные результаты (формирование системы ценностных отношений к себе, другим, к образовательному процессу и его результату):
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- понимание и сопереживание чувствам других людей;
- умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- умение находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты (усвоение способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях):
- умение понимать причины успеха/неуспеха в деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение адекватно оценивать правильность выполнения задания и собственные возможности её решения.
Предметные результаты (усвоение конкретных элементов социального опыта – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности):
- умение в словесной форме определять характер, жанр, скрытый смысл музыкальной композиции;
- эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально-пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией;
- готовность применять приобретенный опыт в музыкально-творческой деятельности для организации содержательного культурного досуга.
Список литературы
- Основная образовательная программа основного общего образования на 2014-2019 учебные год.
- http://musters.ru Мастерская Ольги Троицкой.
- http://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf. Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
- http://malyutka.net/2015/02/gimnastika-mozga-i-neyrogimnastika.html Нейрогимнастика – упражнения для мозга.
- http://www.studfiles.ru/preview/6340305. Жестовое пение.
- Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика - М.: ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 645 с.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология - М.: ВЛАДОС, 2004. -192 с.