Психокоррекционная методика жестового пения

Разделы: Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


Представлена авторская методика коррекционной работы.  Метод жестового пения как психокоррекционная методика, ориентированная на развитие высших психических функций и творческих способностей. Предназначена для дефектологов, сурдопедагогов, психологов.
Ключевые слова: психокоррекционная методика, обучающиеся с особыми  образовательными потребностями, нейрогимнастика, жестовое пение, артикуляция, сурдопедагог, дактиль, синхронность.

Мы, психологи привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, мышление у обучающихся с особыми  образовательными потребностями (ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи, умственная отсталость). Но при этом мало обращаем внимание на сам мозг, от которого развитие ВСЕГО и зависит. Нам известно, что мозг состоит из двух полушарий: левой и правой. Занимаются они разными делами: левое - мыслит логически, Правое - помогает создавать новое, отвечает за творческие способности. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых оба полушария. Для гармоничного состояния и совершенствования мозга необходимо его тренировать.

Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Нейрогимнастика была разработана в 70-е годы американским психологом Полом Деннисом, далее совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана «Гимнастика Мозга». Среди отечественных психологов нашего времени известна Ольга Троицкая – психолог и консультант. По их мнению, самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Ведь действуя двумя руками, человек развивает оба полушария сразу. В этом отношении очень повезло музыкантам, пианистам, так как их с раннего детства уже делали гармоничными.

В свете требований нового стандарта  «следует учитывать, что в ходе образовательной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения»*.

______________

* Основная образовательная программа основного общего образования на 2014–2019 учебные год.

Для  решения  данной  проблемы я решила использовать в своей практике жестовое пение как аналог нейрогимнатики  и как психокоррекционную  методику.  В силу имеющего у меня опыта работы с разной категорией детей (слабослышащие и глухие, умственно отсталые, с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи), на мой взгляд, жестовое пение имеет огромное развивающее значение. Создавая образ каждого слова в выбранной музыкальной композиции, тем самым развиваем и мышление, и воображение, и речь, так как приходится подбирать слова синонимы, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений и речевых оборотов, а также тренируется крупная и мелкая моторика рук,  память и внимание. Положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что жестовое пение – это творческий вид деятельности с использованием рук и артикуляции под музыкальное сопровождение с психокоррекционным эффектом.

Субъект: дефектолог, сурдопедагог, педагог-психолог (кто использует методику, воздействует).

Объект: личность, группа лиц (на кого воздействуют с помощью методики).

Предмет: высшие психические функции, творческие способности (что именно корректируем, развиваем, формируем).

Цель: развитие высших психических функций и творческих способностей (на языке конкретного результата).

Задачи (поэтапные действия для достижения цели):

Обучающие:

  • научить владеть основными приемами художественно-эстетического использования жестового пения: пластичность рук, направление движения рук и тела, правильно выражаться мимикой лица, четкое использование артикуляции губ;
  • сформировать специальные знания и умения (жестовый словарь, пантомима);
  • содействовать самостоятельному выражению идеи музыкальной композиции разнообразными выразительными средствами (давать эмоциональную окраску).

Развивающие:

  • развивать память, внимание, способность к абстрактному и логическому мышлению (переход от вербального к невербальному произношению и наоборот; подбор слов синонимов, проводить аналогию, передавать скрытый смысл предложений);
  • обогащать словарный и жестовый запас;
  • развивать крупную и мелкую моторику рук.

Психологические:

  • развивать эмоциональный фон и обогащать чувственный опыт детей;
  • снизить психоэмоциональное напряжение.

Требования к использованию методики жестового пения.

  1. Обязательно знания жестового языка, дактиль (курсы, личная практика общения, репетиторство, приложение сурдоперевода). Требуется грамотное использование жестов.
  2. Соблюдать дресс-код: чёрный верх, красная помада, ногти ярким цветом, волосы убраны от лица, отсутствие очков.
  3. Эмоциональность педагога, живая мимика лица.
  4. Соответствие методики физиологическим способностям ребёнка (не для слепых), адаптирование под особенности развития ребёнка (детский церебральный паралич, косоглазие, умственная отсталость со сложными дефектами).
  5. Отдельное помещение, кабинет.
  6. Музыкальное оборудование.

Этапы:

Подготовительный.

Цель: ознакомление с творческим жанром – жестовое пение, с музыкальной композицией, первичная диагностика.

Обучающий.

Цель: использование  жестового языка в соответствии с текстом, с мелодией.

Тренировочный.

Цель: развитие синхронности и точности движений через многократное повторение жестов.

Реализующий.

Цель: применение в творческой самореализации, вторичная диагностика.

Структура занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика или пальчиковые упражнения.
  2. Повторение дактиля, слов, жестов.
  3. Новый материал.
  4. Гимнастика для мозга, упражнения на синхронность или отработка движений, жестов под музыку.
  5. Закрепление, возможно домашнее задание.

Методы и приёмы: показ жестов и дактиля, перевод слов, повторение, инсценировки, пересказ стихов и сказок жестами; пальчиковые игры и упражнения; артикуляционная гимнастика; приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты», упражнения на синхронность; отработка движений под музыку; творческие выступления.

Приём эффективного запоминания «Мы-Я-Ты» в процессе жестового пения.

Описание:

1) совместное повторение жестов и слов;

2) педагог показывает только жесты, а ученик по жестам воспроизводит слова текста;

3) педагог говорит только слова текста, а ученик показывает жесты в соответствии с текстом. 

Возраст: от 3-х лет, для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты (формирование системы ценностных отношений к себе, другим, к образовательному процессу и его результату):

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • умение сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • умение находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты (усвоение способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях):

  • умение понимать причины успеха/неуспеха в деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • умение адекватно оценивать правильность выполнения задания и собственные возможности её решения.

Предметные результаты (усвоение конкретных элементов социального опыта – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности):

  • умение в словесной форме определять характер, жанр, скрытый смысл музыкальной композиции;
  • эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально-пластических и танцевальных композиций, овладение музыкально – пластической импровизацией;
  • готовность применять приобретенный опыт в музыкально-творческой деятельности  для организации содержательного культурного досуга.

Список литературы

  1. Основная образовательная программа основного общего образования на 2014-2019 учебные год.
  2. http://musters.ru Мастерская Ольги Троицкой.
  3. http://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf. Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
  4. http://malyutka.net/2015/02/gimnastika-mozga-i-neyrogimnastika.html  Нейрогимнастика – упражнения для мозга.
  5. http://www.studfiles.ru/preview/6340305. Жестовое пение.
  6. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика - М.: ООО Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 645 с.
  7. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология - М.: ВЛАДОС, 2004. -192 с.