Все реже и реже увидишь стену, забор не украшенную разноцветными надписями – словами и лозунгами, вестниками меняющегося молодежного сознания.
Многие молодые люди разрывают с общепринятыми ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру и иными приоритетами и иным стилем поведения, которые придают смысл повседневной жизни.
Субкультура – в широком понятии – все, что создано человеческим обществом для людей и людьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
По мнению А.В.Мудрика субкультура представляет собой – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отличного от «ОНИ» (остальные представители социума).
Субкультура имеет ряд определенных признаков:
- Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры;
- Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулярного влияния;
- Статусная структура, т.е. положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для него жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием;
- Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, рассчитанные на носителей данной субкультуры;
- Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы проведения досуга, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися у них возможностями, а так же модой;
- Жаргон, своеобразный диалект, отличающий ее носителей;
- Фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
Существует достаточно много типологий (классификаций) направленности деятельности молодежных групп (субкультур). Остановимся на одной из них.
Одна из наиболее распространенных типологий предлагает следующее деление существующего многообразия групп на:
- Просоциальные групп, направленность которых согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками.
- Асоциальные группы, направленность которых не согласуется с устоявшимися в обществе ценностями и нормами. Члены этих групп ведут совместный асоциально-криминальный образ жизни и совершают различные правонарушения.
- Антисоциальные (криминагенные) группы, характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятельностью.
Остановимся подробно на асоциальных группах, а также движении футбольных фанатов и скинхедов, которые являются яркими представителями данной группы.
За последние годы футбольный фанатизм в России бурно развивается и с ним происходит множество различных изменений. Тем не менее, по непонятным причинам этот объект не вызывал серьезного научного интереса со стороны российских социологов и психологов. На Западе этот объект давно подлежит глубокому изучению. Это легко объяснить тем, что в европейских странах фан-движение приняло значительно большие масштабы, задействовало значительно большие ресурсы и вызвало больше проблем.
К настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты.
Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Субкультура футбольных фанатов оказалась вполне приемлемой для представителей целого ряда других субкультур: скинов, киноманов, алисоманов, панков и т.д. Как правило, это "агрессивные" субкультуры, представители которых предпочитают конфликтное существование с представителями других субкультур, с органами правопорядка и т.д. Такое объединение вполне логично, так как субкультура футбольных фанатов также агрессивна, поэтому представители других субкультур чувствуют себя в ней также или почти также комфортно, как и в собственной субкультуре. Особая тема – футбольные фанаты и национализм.
Таким образом, фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Основной характеристикой футбольного фанатизма является агрессия, активное противопоставление своей группировки другим, физическое уничтожение «чужака». В настоящее время все больше детей становятся членами фан-групп, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов.
Еще одной агрессивной субкультурой являются «Скинхеды».
Скинхедами или «скинами» называют участников относительно нового неформального движения, возникшего в Англии, Европе, Америке во второй половине 20 века. Слово «скинхед» происходит от слияния двух слов skin (кожа) и head (голова) и в буквальном переводе означает «кожаная голова».
В России представители скин-движения предпочитают называть себя бритоголовыми. У них существуют свои обычаи и традиции, своя музыка и культура. По сравнению с другими молодежными неформальными группами российские бритоголовые обладают довольно сложной идеологией. Большинство скинхедов в России исповедуют крайне расистские взгляды с уклоном в сторону фашизма и национализма. Движение скинхедов является наименее изученным и одним из самых новых в России.
В настоящее время школа столкнулась с тем, что чаще и чаще учащиеся вовлекаются в деятельность асоциальных подростковых субкультур. И задача педагогов во время выявить обучающихся, склонных к асоциальным действиям и провести профилактическую работу.
Развитие личности подростка проходит очень интенсивно, поэтому, для выявления и предупреждения социальных и психологических отклонений в поведении ребенка педагогу-психологу следует проявлять особую тонкость в работе с такими детьми. При проведении профилактической работы с подростками важно научить их психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа "Я", чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.
Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально - позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков имеет смысл лишь в том случае, если осуществляется на основе:
- успешности учебной деятельности (учения);
- эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
- психологической защищенности.
Нами был разработан комплекс мероприятий по профилактике делинквентного поведения подростков.
Подбор мероприятий проводился в соответствии с 3 блоками:
- Когнитивный;
- Эмоциональный;
- Поведенческий;
Все мероприятия соответствуют возрастным особенностям детей.
Цель: психолого-педагогическая профилактика делинквентного поведения подростков.
Задачи:
- содействовать формированию знаний о делинквентном поведении;
- заложить основы осознанной конструктивной деятельности у учащихся;
- способствовать совершенствованию у учащихся навыков трудовой деятельности;
- осуществить информационно-просветительскую работу с родителями учащихся.
Комплекс мероприятий предусматривает цикл занятий. Занятия проводятся с соблюдением основных требований в процессе работы:
- непринужденные дружеские отношения с детьми;
- принятие детей такими, какие они есть;
- отсутствие комментариев со стороны взрослого во время тренингов;
- уважение чужого мнения;
Для достижения цели и задач комплекса были выделены три основных направления работы:
- воздействие на разум;
- воздействие на чувства и эмоции;
- воздействие на поведение.
Первое направление включает в себя информационный блок. Мы информируем детей, а также их родителей, о том, что такое делинквентное поведение, и какие бывают последствия данного поведения.
Второе направление включает в себя просмотр познавательного фильма о данном типе поведения, а также различные тренинги.
Третье направление включает в себя закрепление полученных навыков, а также воспитание через общественно-полезную деятельность.
В процессе реализации обозначенных трех направлений применяются разнообразные приемы и формы работы, а именно:
- Беседа;
- Показ фильма;
- Игра;
- Труд;
- Перевоспитание;
- Диагностика;
Занятия проводятся в течение 3-х месяцев.
В целом, процесс профилактики делинквентного поведения подростков можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних - это воспитание и образование.
Разработанный нами психолого-педагогический проект по профилактике делинквентного поведения подростков, содержащий методы и приёмы, может быть использован педагогами-психологами в образовательных учреждениях.