Актуальность проекта.
Вопрос экологического воспитания и образования детей – становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на планете.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
Определение предмета исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир
Формулировка проблемы.
С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.
Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.
Как-то на прогулке зимой дети попросили слепить снеговика, но почему-то никак это у нас не получалось «Почему?» В беседе дети затруднялись ответить на поставленный вопрос. «Почему не удалось слепить снеговика?», «Что такое снег?»
Захотелось рассказать и показать детям , что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд, в снег.
Идея проекта: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество» в соответствии с ФГОС.
Участники проекта: Педагог – воспитатель группы – Соколова Наталия Игоревна, дети младшей группы, родители.
Длительность: 2 неделя (краткосрочный).
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой и льдом.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Задачи проекта:
- Формирование элементарных представлений о зиме: идёт снег, кружатся снежинки, становится холодно, мороз, сугробы и др.
- Обогатить активный и пассивный словарь детей по теме. Обогащать словарный запас детей существительными: зима, снег, снежинки; глаголами, обозначающими трудовые действия: катать, лепить; прилагательными, наречиями: тепло, холодно. Закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар» и др.
- Знакомство со свойствами снега. Дать детям элементарные представления о природном объекте- воде, её превращениях в снег, в лёд.
- Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
- Развивать у детей наблюдательность;
- Вызывать радостные впечатления от снега, от построек из него.
Подготовительный этап.
Беседы с детьми для выявления знаний детей о воде.
Подготовка атрибутов для игр, занятий.
Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о снеге, воде.
Подбор наглядных и дидактических материалов: разрезные картинки «Снеговик», «Разложи снежинки в ряд», «Собери снеговика», «Сравни и назови», «Назови, что делают», «Парад снеговиков», сюжетные картины и иллюстрации на зимнюю тематику. Книжки-раскраски. Снежинки на ниточке, для выполнения дыхательной гимнастики «Подуй на снежинку». Картинки с изображением зимних забав.
Дидактические игры «Одеваем куклу на прогулку», «Найди пару». Фотографии с изображением снежинок, белого снега, деревьев без листьев.
Подбор литературы и предварительное чтение: И.Никитин «На дворах и домах…», К.Чуковский «Елка», М.Картушин «Падает снежок», А.Барто «Снег», Н.Калинина «Зайчик», сказки «Морозко», «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и др.
Подготовка материалов для творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
Основной этап.
Дни недели |
Содержание работы |
Понедельник |
НОД Познавательное развитие |
Вторник |
Наблюдение на прогулке. «Зимние явления - снег, снегопад».<Приложение1> |
Среда |
Экспериментальная деятельность. Опыт № 2 «Что такое снег?» <Приложение2> |
Четверг |
НОД Художественно-эстетическое развитие.Лепка. Тема: «Снеговик» <Приложение3> |
Пятница |
НОД Художественно-эстетическое развитие. Рисование. |
2 неделя
Дни недели | Содержание работы |
Понедельник |
Экспериментальная деятельность. Опыт № 3 «Лёд и его свойства (см. приложение). <Приложение2> |
Вторник |
Дидактическая игра «Покажи и назови» (зимние забавы, атрибуты для зимних спортивных игр) |
Среда |
Подвижная игра «Выпал беленький снежок» <Приложение4> |
Четверг |
НОД Художественно-эстетическое развитие.Аппликация. Тема: «Веселый снеговик» <Приложение3> |
Пятница |
Конструирование «Сделаем кукле санки» |
Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта.
- Выставка детских работ по теме
- Выставка творческих работ детей и родителей на тему «Снежок порхает, кружится» (изготовление снеговиков из подручного материала и других поделок). <Приложение5>
Результаты проекта «Снежок порхает, кружится».
Проект «Снежок порхает, кружится» длился 2 недели. Во время проведения проекта дети всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали , все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.
За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами).
В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый.
В течении всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные и речевые игры «Выпал беленький снежок», «Снег кружится», «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?», «Снеговик, снеговик – ты такой хороший», - научились соотносить собственные действия с действиями участников игры в соответствии с текстом. Дети познакомились с новыми художественными произведениями: С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Н. Никитин «Встреча зимы», Я. Аким «Первый снег», З.Александрова «Снежок», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С.Седова «Снеговик», А.Прокофьев «Как на горке, на горе», С.Погореловский «Вверх и вниз», «Зимние забавы», «К.Ушинский «Проказы старухи зимы» и другими.
Были проведены беседы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой»; - рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Выучили наизусть стихотворение З.Рождественской «Звёздочка-малютка».
Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты со снегом: «Снег и его свойства», «Что такое снег?», «Лёд и его свойства», в процессе чего дети узнали, что снег холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, а когда он влажный из него можно лепить; в тепле снег превращается в воду. Ещё узнали, что вода имеет свойство замерзать и превращаться в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Также научились делать снежки из снега, катать из снега комки, ставить один на другой, дополнять снеговика другими элементами, рисовать снеговика (предметы круглой формы ), лепить из пластилина, создавать образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации, отражая в своих работах впечатления о зиме; закрепили навыки.
Дети узнали, почему они не смогли слепить снеговика на улице, а в помещении, когда снег стал рыхлым и влажным - это получилось и нам удалось слепить великолепного снеговика.
Таким образом, у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.
Родители: приняли активное участие в выполнении поделок по теме (изготовление снеговиков из подручного материала и других поделок).
Воспитателем были созданы условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.
Дальнейшее развитие.
Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать опытно-экспериментальную деятельность с водой, со льдом, в весенние и летние месяцы – с песком.
Использованная литература.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие
- Авторы-составители Левина С.А., Тукачева С.И. Физкультминутки.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 2–4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Составитель В.В. Гербова и др.
- Комплексные занятия по программе “От рожлдения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.].
- Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.
- Теплюк С.Н. занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений.
- В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
- И.П.Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир знаний»;
- «Развивающие игры с малышами» (Составитель Т.В.Галанова);
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
- Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада»;
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы»
- Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
- Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду»
- Л.Н.Павлова «Раннее детство:развитие речи и мышления»
- «Организация деятельности детей на прогулке. Младшая группа» / авт-сост. Самойлова З.