«В открытом море вода синяя,
как лепестки васильков,
и прозрачная,
как тончайшее стекло.
Но зато и глубоко же там!
Г.-К. Андерсен
Пояснительная записка:
Программа направлена на комплексное развитие ребёнка:
- развитие речи,
- формирование волевых качеств и творческих способностей,
- гармонизацию эмоционального состояния.
- занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- Осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
- Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
- Творческая самореализация.
Решение этих задач приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
«Самовыражение в цвете» - мы ничему не обучаем, а разрешаем творить и выражать себя всеми возможными способами.
Трудно переоценить важность процесса сочинения сказок. Это чистое творчество, акт созидания! Если ребёнок умеет созидать, у него отпадает необходимость разрушать, портить и вредить.
Сочинение сказок
Процесс сочинения сказок – это не только возможность разбудить воображение ребёнка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребёнок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищённости. На каждом занятии дети знакомятся с очередной сказкой. Мотивы сказок расширяют представление детей о мире, взаимоотношениях героев и способах решения конфликтов.
Схема, на которую можно опираться при сочинении сказок.
1.Выбор главного героя (желательно дать ему имя).
2.Создание места, в котором приятно находится герою.
3.Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют).
4.Описание любимых и нелюбимых занятий главного героя.
5.Рассказ о главной мечте (желании) героя.
6.Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он самсправился со всеми трудностями?)
7.Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?)
Цвет в нашей жизни
Доктор Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём.
«…Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определённые цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.
Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
- осознать особые цветовые пристрастия или неприязни;
- расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с природой, в гармонии с космосом.
Основные задачи занятий
1.Расширение представлений о цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие коммуникативных навыков.
5.Активизация и обогащение речи. Развитие связной речи.
6.Развитие фантазии и творческого воображения.
7.Развитие мелкой моторики и общей координации движений.
8.Развитие произвольности и психических процессов.
Реализация программы:
В форме игры, познавательной активности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Организация работы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 5-7 лет).
- Подгруппа может насчитывать 6 человек.
Форма организации занятий – подгрупповая.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю (итого 16 занятий за учебный год), в первой половине дня.
Длительность занятий: 30 минут – дети 5-7 лет.
Структура занятий:
1. Приветствие.
2. Погружение в цвет (упражнения, задания).
3. Самовыражение в цвете (творческое задание: рисование, лепка, аппликация).
4. Рефлексия. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
- Положительное эмоциональное состояние, удовольствие от общения с детьми и педагогом.
- Активизация и обогащение речи.
- Развитие фантазии.
- Самовыражение через творчество.
- Развитие мелкой моторики.
Способ определения результативности:
- Результаты образовательного процесса отслеживаются путём наблюдения за детьми на занятиях, диагностируется интерес к совместной деятельности.
Критерии оценки детских способностей для детей 5-7 лет:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл;
1.Чувство цвета.
2.Степень проявления творчества.
3.Коммуникативные навыки.
4.Эмоциональный фон.
5.Развитие мелкой моторики.
Содержание образовательной программы: для творческого самовыражения.
1. Альбом для рисования.
2. Краски, гуашь, кисти.
3. Цветная бумага.
4. Пластиллин.
Организация игр – занятий:
1.На каждом занятии происходит погружение в определённый цвет и ребёнка встречает цветная фея (картинка цветной феи вывешивается на доску).
2.На каждом занятии необходима кусок цветной ткани 1 м на 1 м , в соответствии с цветом занятия.
3.На каждом занятии необходима цветная мелочь (игрушки, пуговицы, кубики, нитки, бусы, цветы, ягоды…).
4.Тематические картинки (наглядный материал).
Более подробно подобрать это можно посмотреть в сценарии занятий.
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Цветовой игротренинг» с детьми ОНР 5-7 лет
Месяц |
Кол.зан. |
Лексическая тема |
Возраст и кол-во часов |
Октябрь |
1 |
Страна цвета |
5-7 лет |
0,30 |
2 |
Красный цвет |
5-7 лет |
0,30 |
3 |
Жёлтый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
4 |
Коричневый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
Ноябрь |
5 |
Зелёный цвет |
5-7 лет |
0,30 |
6 |
Оранжевый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
7 |
Голубой цвет |
5-7 лет |
0,30 |
8 |
Серебряный цвет |
5-7 лет |
0,30 |
Декабрь |
9 |
Коричневый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
10 |
Розовый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
Февраль |
11 |
Фиолетовый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
12 |
Белый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
13 |
Синий цвет |
5-7 лет |
0,30 |
14 |
Жёлтый цвет |
5-7 лет |
0,30 |
Март |
15 |
Чёрный цвет |
5-7 лет |
0,30 |
16 |
Золотой цвет |
5-7 лет |
0,30 |
Итого |
16 |
|
|
8 ч. |
№ |
Название |
Задачи |
Содержание |
1 |
Страна цвета |
1.Расширение представлений детей о разных цветах и развитее умения их различать.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Сказка о том, как появился разноцветный мир»
Вопросы по сказке.
*Упражнение 2 «Феи»
*Упражнение 3 «Цветик - семицветик»
*Упражнение 4 «Раз – но – цвет – ный»
*Упражнение 5 Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)
*Упражнение 6 «Мою руки»
*Упражнение 7 «Конфеты»
3.Самовыражение в цвете «Страна цвета»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
2 |
Красный цвет |
1.Расширение представлений детей о красном цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Он, она, оно, они»
*Упражнение 3 «Кто самый внимательный?»
*Упражнение 4 «Красные пуговицы»
*Упражнение 5 «Волшебное превращение»
*Упражнение 6 «Дары осени»
*Упражнение 7 Составление описательного рассказа «Яблоко»
3.Самовыражение в цвете «Красный цвет»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
3 |
Жёлтый цвет |
1.Расширение представлений детей о жёлтом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Он, она, оно, они»
*Упражнение 3 «Огонёк»
*Упражнение 4 «Осень»
*Упражнение 5 «Родственные слова»
*Упражнение 6 «Жёлтые листья»
*Упражнение 7 «Ветерок»
*Упражнение 8 «Бал осенних листьев»
3.Самовыражение в цвете «Превращение жёлтого листа»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
4 |
Коричневый цвет |
1.Расширение представлений детей о коричневом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета».
*Упражнение 2 «Он, она, оно, они»
*Упражнение 3 «Коричневый запах»
*Упражнение 4 «Грибы»
*Упражнение 5 Сказка «Лесные силачи»
3.Самовыражение в цвете «Медведь» аппликация из обрывков цветной бумаги
4.Рефлексия. Итог занятия. |
5 |
Зелёный цвет |
1.Расширение представлений детей о зелёном цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета».
*Упражнение 2 «Положи и скажи»
*Упражнение 3 «Зелёная змейка»
*Упражнение 4 «Лес»
*Упражнение 5 «Зелёные обитатели леса»
*Упражнение 6 «Родственные слова»
*Упражнение 7 Сказка «Зеленушка» В.Кротов
3.Самовыражение в цвете «Зелёное приведение»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
6 |
Оранжевый цвет |
1.Расширение представлений об оранжевом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета».
*Упражнение 2 «Что умеют предметы»
*Упражнение 3 «Я бы вырезал»
*Упражнение 4 «Полёт бабочки»
*Упражнение 5 «Лисица»
*Упражнение 6 Сказка «Рыжий город» Г.Юдин
*Упражнение 7 «Ах, как вкусно!»
3.Самовыражение в цвете «Оранжевое настроение» рисование пальцем гуашью
4.Рефлексия. Итог занятия. |
7 |
Голубой цвет |
1.Расширение представлений ребёнка о голубом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Я нашёл!»
*Упражнение 2 «Ощущение цвета»
*Упражнение 3 «Он, она, оно, они»
*Упражнение 4 «Голубой жук» Ю. Мориц
*Упражнение 5 «Голубой вагон»
*Упражнение 6 Сказка «Голубой светофор» Д. Радари
*Упражнение 7 «Полёт в голубом небе»
3.Самовыражение в цвете «Голубой светофор» гуашь
4.Рефлексия. Итог занятия. |
8 |
Серебряный цвет |
1.Расширение представления детей о серебряном цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Он, она, оно, они»
*Упражнение 3 «Что серебрится?»
*Упражнение 4 «Серебренный звон»
*Упражнение 5 «Отражение в зеркале»
*Упражнение 6 «Я ль на свете всех милее»
*Упражнение 7 «Лена и месяц»
3.Самовыражение в цвете «Серебряная звезда» рисование с элементами аппликации.
4.Рефлексия. Итог занятия. |
9 |
Коричневый цвет |
1.Закрепление представления детей о коричневом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Оттенки коричневого цвета»
*Упражнение 2 «Ощущение цвета»
*Упражнение 3 «Орешки»
*Упражнение 4 «Шоколадная дорога» Д. Родари
*Упражнение 5 «Ах, как вкусно!»
*Упражнение 6 «Если бы»
3.Самовыражение в цвете «Сладкая сказка» рисование акварельными красками.
4.Рефлексия. Итог занятия. |
10 |
Розовый цвет |
1.Расширение представления детей о розовом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Оттенки розового цвета»
*Упражнение 2 «Ощущение розового цвета»
*Упражнение 3 «Повтори по памяти»
*Упражнение 4 «За малиной»
*Упражнение 5 «Вкусное варенье»
*Упражнение 6 Сказка «История слонёнка»
3.Самовыражение в цвете «Розовое счастье» рисование акварельными красками или гуашью.
4.Рефлексия. Итог занятия. |
11 |
Фиолетовый цвет |
1.Расширение представление детей о фиолетовом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
*
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Фиолетовая дорожка»
*Упражнение 3 «Цветочек»
*Упражнение 4 «Фиолетовый запах»
*Упражнение 5 Сказка «Фиалка на северном полюсе» Д. Родари
3.Самовыражение в цвете «Кляксы» рисование гуашью.
4.Рефлексия. Итог занятия. |
12 |
Белый цвет |
1.Расширение представлений детей о белом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Узнай по описанию»
*Упражнение 3 «Доброта»
*Упражнение 4 «Град»
*Упражнение 4 «Родственные слова»
*Упражнение 5 Сказка «Как бабочка собиралась на бал» И.Пивоварова
*Упражнение 6 «На балу»
3.Самовыражение в цвете . Аппликация «Облака»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
13 |
Синий цвет |
1.Расирение представлении детей о синем цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Самое красивое»
*Упражнение 3 «Синее стихотворение»
*Упражнение 4 «Синеет»
*Упражнение 5 «Сливы»
*Упражнение 6 «Синеглазый»
*Упражнение 7 «Синяя птица»
3.Самовыражение в цвете . Рисование с элементами аппликация «Птица счастья»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
14 |
Жёлтый цвет |
1.Закрепление знаний детей о жёлтом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Звук Ж»
*Упражнение 2 «Он, она, оно, много»
*Упражнение 3 «Бабочки»
*Упражнение 4 «Танец жёлтых жителей»
*Упражнение 5 Перевирание сказки «Колобок»
*Упражнение 6 «Путешествие колобка»
*Упражнение 7 «Фотографии»
3.Самовыражение в цвете . Рисование красками «Путешествие жёлтого колобка»
4.Рефлексия. Итог занятия. |
15 |
Чёрный цвет |
1.Расширение представлений детей о чёрном цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Определить предмет по местонахождению»
*Упражнение 3 «Перышки»
*Упражнение 4 «Сон»
*Упражнение 5 «Если бы я был художником»
*Упражнение 6 «Чудище»
*Упражнение 7 «Преображение»
3.Самовыражение в цвете. Аппликация.
4.Рефлексия. Итог занятия. |
16 |
Золотой цвет |
1.Расширение представлении детей о золотом цвете.
2.Создание эмоционально положительного климата в группе.
3.Снятие телесного и эмоционального напряжения.
4.Развитие эмоциональной сферы детей.
5.Развитие коммуникативной навыков.
6.Активизация и обогащение словаря. Развитие связной речи.
7.Развитие фантазии и творческого воображения.
8.Развитие мелкой моторики и координации движений.
9.Развитие произвольности и психических процессов. |
1.Приветствие «Именной круг».
2.Погружение в цвет
*Упражнение 1 «Ощущение цвета»
*Упражнение 2 «Чем похожи»
*Упражнение 3 «Вспомним сказки»
*Упражнение 4 «Родственники»
*Упражнение 5 «Занятие старика»
*Упражнение 6 «Просьба золото рыбки»
*Упражнение 7 «Рыбка»
*Упражнение 8 «Таинственные двери»
3.Самовыражение в цвете. Рисование с элементами аппликации «Золотая дверь».
4.Рефлексия. Итог занятия. |
Конспекты занятий.