Разумное и нравственное всегда совпадают.
Л.Толстой
Цели:
- Знать обществоведческие понятия такие, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь.
- Знать текст литературного произведения и применять в практической деятельности.
- Показать связь предметов обществознания и литературы.
- Развивать умение логически мыслить и делать выводы.
- Умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной.
- Воспитывать духовно-нравственного человека.
Оборудование:
- Презентация и видеоматериал.
- Учебник обществознания, 8 класс (автор-составитель Л.Н. Боголюбов).
- Учебник литературы, 8 класс (автор-составитель Г.С. Меркин).
- Раздаточный материал (технологическая карта урока).
- Электронная доска.
Ход урока
1. Приветствие 1-го учителя, запись темы и эпиграфа урока, определение целей урока детьми.
2. Повторение ранее изученного материала (слайды «Личность», «Мораль», «Нравственность», «Критерии морали»).
3. Объяснение нового материала (слайды «Долг», «Виды долга»). Работа с интерактивной доской и раздаточным материалом (технологическая карта урока. См. Приложение 1).
4. Рассмотрение нового материала на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала», работа 2-го учителя (слайды «Л.Н. Толстой», «На краю оврага, там, где зелёная палочка…», «Лес Старый заказ», «Могила Л.Н. Толстого»). Работа с видеоматериалом.
Анализ текста рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Вопросы к рассказу:
1. Назвать героев рассказа.
2. С кем из героев мы можем соотнести понятие долга?
3. Образ полковника:
А) на балу
Б) после бала
4. Работа с репродукциями.
5. Просмотр отрывка из фильма.
6. Образ татарина и солдата из строя.
7. Долг общественный и моральный; как его соотнести с поступками героев рассказа?
8. Образ повествователя. Соотнести с категорией долга. Понятие совести рассмотреть на примере образа рассказчика.
9. Работа с новым материалом. Слайд «Совесть» и «Любовь», запись нового материала в технологическую карту урока.
10. Идея рассказа. К чему призывает Л.Толстой?
11. Игра «зелёная палочка» (сообщение учеников).
12. Что, по мнению Толстого, является самым ценным? Рассмотрение понятия «моральный выбор» с точки зрения, Л.Толстого.
5. Работа над проблемным вопросом: «Как сделать, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу»? (сочинение-рассуждение).
6. Рефлексия («зелёная палочка»).
7. Домашнее задание (поразмышлять над словами Л.Толстого, записанными в эпиграфе урока: «Разумное и нравственное всегда совпадает»).
8. Подведение итога урока.