Летний языковой лагерь - обучение или отдых?

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


Целью данной статьи является представление опыта работы в летнем языковом лагере, организованном силами учителей английского языка.

Ключевые слова:непрерывность образования, метод проектной деятельности, погружение, интерактивное обучение.

Одна из последних концепций, которая существует в современном образовании - образование длинною в жизнь. Мы живем в информационном обществе, где успешная профессиональная деятельность каждого зависит от способности быстро воспринимать и обрабатывать новую информацию, и, на ее основе, принимать решения. Этот информационный поток становится все больше и больше, следовательно, всем нам необходимо постоянно обучаться.

Учителя знают, как тяжело начинать учебный год в сентябре после летних каникул, когда дети, кажется, забыли все, чему они научились. Особенно ощутимо такие длительные перерывы сказываются на обучении иностранным языкам. Несколько лет назад я и мои коллеги пришли к выводу, что изучение иностранного языка необходимо продолжать во время летних каникул. В этом убеждении нас поддержали администрация лицея, родители и сами учащиеся.  С тех пор мы находимся в постоянном поиске и апробации различных форм и методов работы. Одна из них – это организация летнего лагеря с «погружением в английский».  Такой подход позволяет сочетать отдых и обучение детей в неформальной обстановке. Используя различные виды работы, преподаватель вовлекает ребенка в процесс обучения на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном. И со временем дети с радостью начинают общаться на английском языке, совершенно забывая о языковом барьере.

Летний языковой лагерь, организованный силами наших учителей, успешно работает уже несколько лет.  За это время был накоплен большой и полезный опыт, которым я хотела бы поделиться.

Еще на этапе обсуждения перед нами встал вопрос: как эффективно объединить обучение  английскому на каникулах и отдых? Зная о том, что ребята устали за год и хотят отдохнуть летом, мы решили заняться повторением и обобщением пройденного. А именно: раскрытием пройденных тем с новых сторон, с привлечением разных технологий обучения в том ччисле метод проектной деятельности. И, конечно, были приняты во внимание интересы и пожелания самих ребят. Еще до начала смены мы спросили, чем бы они хотели заниматься в лагере. Оказалось, что учащимся 3-4 классов предпочли  мастерить поделки, а 5-е выбрали пение и драматизацию. Мы предложили ребятам взять с собой наборы для творчества: цветную и белую бумагу, клей, краски, цветные карандаши и т.д. У каждого была папка – «портфолио», куда он собирал накопленный материал по каждой изученной теме.

В подготовке будущей смены принимали участие все учителя кафедры. В итоге, нами была составлена рабочая программа, согласно которой на изучение английского языка отводилось 4 часа в день с учетом разных видов деятельности. В качестве методической опоры мы выбрали книги для чтения Read Up 3,4 под редакцией Е.В. Костюк,,И.В. Крайневой, И.В. Ларионовой, Н.Н. Петровой издательства «Титул», предлагающие разнообразный материал, а также использовали собственные разработки и многочисленные находки из наших методических копилок . На каждого ребенка был подготовлен большой раздаточный материал.  

Длительность лагерной смены варьировалась от 2-х до 3-х недель, в зависимости от возраста детей и их количества.

Я участвовала в подготовке материала и работе с учащимися третьих классов. Погружение в языковую среду начиналось с самого утра: с зарядки на английском языке, потом – построение и расчет-перекличка тоже на английском. Учебный день продолжался после завтрака занятием по одной из разговорных тем: «Дом», «Еда», «Животные», «Одежда», «Погода», которая одновременно являлась и темой дня.
Во вторую половину дня проходили творческие занятия-мастерские, где в разнообразных игровых формах проходила отработка  и закрепление пройденного материала. Каждый ребенок мог раскрыть свой талант, участвуя в выполнении заданий в интерактивном игровом формате и исключительно на английском.

Не забыли мы и о том, что лето – это период оздоровления учащихся. Мы старались, чтобы ребята как можно больше времени проводили на свежем воздухе. «Тихие» занятия чередовались с активными играми на воздухе. Канал Splash games/ youtube.com.  помог нам узнать и разучить любимые игры английской детворы: “Hot Potato”, “Hungry Crocodile”, “Steal the bacon” и др. В ход шли также песенки, загадки, ритмическое движение, квесты и т.д. Преподаватели принимали активное участие во всех творческих и  спортивных мероприятиях. Это помогало детям преодолевать языковой  и психологический барьер, расширять словарный запас.

Заканчивался день просмотром мультфильмов на английском языке и совместным заполнением Holiday Journal, куда учащиеся писали свои впечатления о том, какой это был день: какая была погода, что они ели, в какие игры играли и какое у них было в этот день настроение.
Поделюсь опытом своей работы с учащимися 3-4 классов во вторую неделю работы лагеря. По плану нашей темой была «Еда». По характеру деятельности я бы определила наш проект как практико-ориентированный и творческий.

На вводном занятии, после того как мы познакомились и повторили названия овощей, фруктов и любимых блюд, я задала ученикам вопрос, что можно делать с продуктами питания (т.е. словами которые мы изучили)? Ответы были: «есть, готовить разные блюда, продавать и покупать, рисовать, рассказывать о них стихи и сказки, кормить ими животных» и т.д. Таким образом, дети сами актуализировали разные речевые ситуации, где они могут использовать изученные слова. Дальше на каждую ситуацию я предлагала разнообразные виды работы с лексикой: разгадывание кроссвордов, подвижные игры, составление диалогов и организацию похода в «Магазин», чтение и разыгрывание сценки на основе прочитанного, и др.

Так как особенностью группы было то, что детям нравилось мастерить поделки своими руками, вторую половину дня мы обычно посвящали различным видам прикладного творчества : рисованию «Лицо из еды» (The Food Face), конструированию книжки-малышки (The Very Hungry Caterpillar), аппликации (My favourite food plate), подготовке выступлений для концерта по итогам недели. При выполнении заданий я старалась вовлекать учащихся в обсуждение того, что они делают. Задавала наводящие вопросы: What are you drawing? What colour is it? What’s your favourite food? How many apples did the Caterpillar eat? Дети с удовольствием знакомили друг-друга со своими мини-проектами в парах и группах. Выполненные ими рисунки и аппликации служили опорами для устных высказываний по пройденной теме и лучшими сувенирами для родителей.

Как я уже отметила, каждая неделя смены была посвящена одной теме (проекту). Каждый день с полученными новыми знаниями был этапом ее реализации. А заканчивалась неделя совместным творческим продуктом – концертом, где дети показывали все, чему они научились, гостям и родителям.  Наша смена тоже закончилась большим итоговым концертом, на котором были исполнены разученные на занятиях песни “Sing a Rainbow”, “What are Little Boys Made of?”, “Old McDonald”, “Muffin man” и другие. Ребята показали инсценировку басни “The two monkeys and a parrot”. Особый интерес в тот день вызвала игра-эстафета “Find the treasure”. Поиск сокровища был разделен на несколько этапов, чтобы получить подсказку, команде необходимо было выполнить задание по пройденным темам на английском языке. Это было настоящим погружением в иностранный язык!

Смена в летнем лагере пролетела на одном дыхании и завершилась успешно. И, хотя подготовка и работа потребовали от педагогов значительных усилий, они окупились чувством удовлетворения и радости от творческого, профессионального и эмоционального общения с коллегами и учащимися. Лагерь стал ярким событием, которое надолго запомнится всем.

В заключение я хочу сказать, что организация летнего лагеря «с погружением в английский» стала успешным педагогическим проектом как каждого отдельного учителя английского языка, так и всего коллектива педагогов лицея, работавших в нем. В качестве ожидаемого результата можно отметить, что учащиеся не только хорошо отдохнули, но и получили новые знания, смогли преодолеть языковой барьер, стали лучше взаимодействовать друг с другом. Следовательно, они подготовились к тому, чтобы успешно обучаться в будущем.

Приложение.

Список использованной литературы.

  1. Е.В. Костюк, И.В. Крайнева, И.В. Ларионова, Н.Н. Петрова. Read Up 3, 4. «Титул», 2013.

Полезные сайты для занятий летом.

  1. http://bogglesworldesl.com/kids_worksheets/seasons.htm
  2. https://www.youtube.com/channel/UCieJgJGSjonwyuH7SomO2tg
  3. http://englishlittle.ru
  4. https://www.youtube.com/watch?v=F-_mIZwfWSw
  5. https://www.youtube.com/watch?v=1NbgcXvdDUI