Рабочая программа дополнительного образовательного курса по английскому языку "В гости к Винни Пуху". 1–2-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Возраст обучающихся:  7 лет.

Срок реализации: 1 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку «В гости к Винни-Пуху»(далее – программа) имеет лингвистическую направленность. Данная программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе учебного пособия по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений (авторы Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н.), Примерной программы по иностранным языкам начального общего образования (английский язык, 2010 г.), а также серии учебных пособий для дошкольников.

В последние годы широкое распространение получило ранее обучение английскому языку. Следует отметить, что обучение иностранным языкам в раннем возрасте имеет давнюю традицию в России, и было обязательным во всех образованных семьях в XIX веке. В период до 1917 г. в основном преобладало домашнее образование, когда в семьях интеллигенции и дворянства жили гувернеры – в большинстве своем носители языка. Наряду с наиболее распространенным французским преподавались древние языки – латинский и греческий. Поэтому сегодняшний интерес к раннему изучению иностранных языков можно считать определенного рода преемственностью.

Кроме того, современная жизнь российского гражданина, ни социальная, ни политическая, ни производственная, ни бытовая, немыслима без минимального знания иностранных языков. Поэтому, стремление родителей, ответственных за образование своих детей, начать обучение иностранному языку как можно раньше, во многом объясняется их неудовлетворенностью своим собственным уровнем владения иностранным языком.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования преподавание иностранного языка является обязательным со второго класса. Следует отметить, что предмету «Иностранный язык» отводится особое место как одному из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника. Это обусловлено тем, что в условиях поликультурного и полиязычного мира обучение иностранному языку способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Однако в настоящее время большинство учащихся 2-ых классов уже имеют опыт изучения иностранного языка, например, в дошкольном учреждении. Безусловно, дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком в силу таких психологических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д. Поэтому, изучение иностранного языка в раннем возрасте положительно влияет на общее психофизическое развитие ребенка, его речевые способности и на расширение общего кругозора.

Но как показывает практика, процесс обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях не имеет пока должных результатов в силу различных причин, среди которых:

  • нерешенность организационных вопросов: отсутствие преемственности в обучении иностранным языкам в детских садах и школах – обучение иностранному языку в школе начинается со 2 класса;
  • недостаточно теоретических положений в области преподавания иностранных языков на раннем этапе;
  • предлагаемые методики не всегда учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения.

Вследствие чего, при поступлении детей в школу, 1-й класс, процесс обучения иностранным языкам прерывается, и дети не всегда могут применить ранее полученные языковые навыки и умения. Более того, сформированная у детей мотивация, которая могла бы значительно облегчить в будущем освоение любой программы обучения иностранным языкам, постепенно ослабевает.

В результате дети не могут применить полученные навыки и умения, несмотря на то, что у них уже сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению иностранных языков, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчило бы в дальнейшем освоение любой программы обучения иностранным языкам в начальной школе. Следовательно, целесообразно продолжить обучение иностранным языкам младших школьников в 1-м классе.

Актуальность предлагаемой программы обусловлена:

– существующим разрывом между системой предшкольного и школьного иноязычного образования и необходимостью сохранения преемственности в обучении иностранным языкам при переходе от дошкольного к школьному этапу обучения.

– возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

При разработке Рабочей программы учитывались возрастные особенности дошкольников и младших школьников. Проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период развития детей. Организация раннего обучения иностранному языку накладывает определенные обязательства на педагогов по созданию условий, при которых обучение маленьких детей было бы наиболее эффективным и в наибольшей степени способствовало бы их речевому, интеллектуальному, эмоциональному, одним словом их всестороннему развитию.

Общеизвестно, что дети по-разному воспринимают информацию в зависимости от ведущего канала восприятия информации. В зависимости от «ведущего» канала восприятия, учеников можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Поэтому, при подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. В рамках традиционной методики, в первую очередь, развивают способности визуалов, во вторую – аудиалов,  кинестетики пребывают в ожидании какого-то вида деятельности, в котором они получают возможность проявить себя.

В последнее десятилетие оформился подход к обучению дошкольников и младших школьников, основанный на теории Multiple Intelligences американского психолога Ховарда Гарднера. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти, которые в значительной мере детерминированы определенной врожденной комбинацией следующих базовых способностей:

  • Визуально-пространственные способности проявляются в запоминании и более уверенном воспроизведении зрительных образов, формы и цвета окружающих предметов. Такие люди любят рассматривать и создавать изображения.
  • Музыкально-ритмические способности делают человека чутким к рифме и ритму, интонации и мелодии. Эти люди, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом, любят петь и декламировать.
  • Логико-математические способности помогают мыслить рационально, использовать логику и аргументацию, легко считать и запоминать цифровую информацию.
  • Кинестетические способности представлены у людей, хорошо владеющих своим телом, запоминающих многие явления и события через движение и прикосновение к окружающим предметам.
  • Натуралистические способности проявляются в интересе к природным явлениям, миру животных и растений.
  • Лингвистические способности предполагают интерес к тому, как функционирует человеческий язык, внимание к оттенкам значений слов и стилю высказываний, а также более легкое овладение иностранным языком (иногда несколькими языками одновременно).

Перечисленные способности, неодинаково представленные у каждого человека, могут развиваться в процессе обучения, но лишь до определенной степени.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в применении мультисенсорного подхода, позволяющего учитывать различные каналы восприятия информации при обучении различным видам иноязычной речевой деятельности. Сочетание разных типов познавательной активности позволяет восполнить врождённые недостатки восприятия, т.е. активное использование принципов мультисенсорного подхода способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти. Таким образом, к учебному процессу подключаются разные анализаторы. Это обеспечивает развитие эмоциональной, психологической, интеллектуальной, физиологической сфер личности ребенка. Использование мультисенсорного подхода позволяет в процессе обучения английскому языку включить виды деятельности, связанные не только с речевыми процессами, но и с мануальными и другими действиями.
Вместе с тем, деятельностный характер обучения иностранному языку, позволяет интегрировать иноязычную речевую деятельность с различными видами искусств: декоративно-прикладным и изобразительным искусством, литературой, музыкой и танцем, которые занимают наиболее значимое место именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Поэтому, в данной программе изучение английского языка связано с различными предметами:

  • математикой (счет);
  • музыкой (разучивание и исполнение песен);
  • рисованием различных предметов, животных, английские названия которых ученики выучили;
  • трудом (изготовление мини — проектов и поделок, связанные с тематикой уроков).

Подобный подход позволяет в процессе обучения английскому языку включать виды деятельности, связанные не только с речевыми процессами, но и с мануальными и другими действиями. Это обеспечивает развитие эмоциональной, психологической, интеллектуальной, физиологической сфер личности ребенка. В совокупности усиливается мотивация ребенка к изучению английского языка.

Принимая во внимания данный аспект, новизна предлагаемой программы заключается в применении мультисенсорного подхода и различных форм художественно-эстетической деятельности в процессе обучения английскому языку дошкольников и младших школьников.
Овладение иностранным языком на раннем этапе обучения направлено на  формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Таким образом, овладение дошкольниками и младшими школьниками английским языком направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
  • введение элементарных языковых конструкций;
  • развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке;
  • формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
  • развитие толерантного мировоззрения детей через творческое освоение мирового пространства и культуры средствами английского языка.
  • развитие творческой личности.

С учетом сформулированных целей были определены задачи программы обучения:

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
  • формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
  • развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику);
  • развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе участия в разных видах художественной деятельности.

Данная программа предназначена для обучения детей 7 лет.

Формами организации занятий являются интегрированные занятия на английском языке с использованием различных форм художественно-эстетической деятельности: речевые и фонетические разминки, стихотворные примеры, рифмовки, игры, ролевые игры, инсценировки, рисование, конструирование, лепка.

Преобладающей формой текущего и итогового контроля являются игры различной типологии, творческие мини-проекты, поделки, рисунки, инсценировки и спектакли на английском языке.