Цели деятельности педагога:
- организовать работу по ознакомлению с буквой О, о;
- научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»;
- создать условия для развития речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.
- Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
- Познавательные: логические - составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
- Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
- Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
Ход урока
1. Мобилизующий этап .
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
На доске: торт, дом, слон, мост.
У. Назовите предметы, изображенные на картинках. Найдите в словах общее и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Торт, дом, слон, мост. В каждом слове есть звук [о], поэтому тема сегодняшнего урока — «Звук [о] и буква, которая его обозначает».
У. Отталкиваясь от темы урока, с помощью данных фраз сформулируйте цель нашего урока.
- познакомиться со...
- учиться отличать
- учиться читать...
Д. Цель урока — познакомиться со звуком [о] и буквой, которая его обозначает.
- Учиться отличать звук [о] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв.
- Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
3. Знакомство с новым звуком.
У. Назовите еще раз изображенные на картинках предметы.
Д. торт, дом, слон, мост.
У. Какое слово лишнее и почему?
Д. Можно исключить слово дом, потому что в нем три звука, а в остальных словах по четыре.
У. Произнесите слово дом, выделяя второй звук.
Д. Д-о-о-о-ом.
У. Назовите звук, который слышится в середине этого слова.
Д. В середине этого слова слышится звук [о].
У. Произнесите этот звук хором и подумайте, какой он.
Д. Этот звук гласный, потому что при его произнесении поток воздуха свободно проходит через горлышко.
У. У нас есть дом. Подумайте, как будут звать его хозяйку, учитывая тему сегодняшнего урока.
Д. Хозяйку могут звать Оля, потому что в этом слове есть новый звук [о].
У. Оля позвала в гости зверей. Кто сегодня к ней может прийти?
Д. К Оле могут прийти слон, кот, бобр, ослик и другие, потому что в этих словах есть наш новый звук.
У. Оля решила угостить зверюшек. Что она поставит на стол?
Д. Она поставит на стол сок, торт, морковь, картофель, потому что в этих словах есть звук [о].
У. Пока звери кушают, мы подведем итог по первой части урока. С каким звуком мы сегодня работаем?
Д. Мы сегодня работаем со звуком [о]. Он гласный.
Физкультминутка
У. Я буду называть предметы, которые так или иначе относятся к предмету «дом». Если в названии предмета есть звук [о], вы хлопаете в ладоши. Если звука [о] нет в слове, то приседаете.
Крыша, окно, труба, пол, дверь, потолок, порог, карниз, стена.
У. Заглянем в наш домик. Оля организовала школу для зверей. Идет урок. Изучают новую букву. Подумайте, какую?
Д. Они изучают букву О, потому что именно она обозначает наш новый звук.
У. Найдите эту букву на доске.
У. Рассмотрите букву. На что похожа буква о? (На колесо, обруч, баранку, ноль и т. п.)
Найдите в классе предметы, похожие по форме на букву О. (Дети называют предметы.)
У. Изобразите букву О с помощью своих пальчиков. (Дети изображают.)
У. Каким квадратиком обозначим букву О?
Д. Красный квадратик, так как она гласная.
4. Работа с Букварём
Прочитайте стихотворение А.Шибаева
- Подчеркните в словах стихотворения буквы о.
- Сколько букв подчеркнули? (5)
- Сколько букв «о» в первой строчке? (4)
- Прочитайте слова с буквой о. («Посмотри», «колесо»)
Звуковой анализ слова «полка».
- Что изображено на картинке?
- Раскрасьте схему слова «полка».
Дифференцированная работа.
1-я группа.
- Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая - слову «столик». Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).
2-я группа.
- Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».
- Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?
Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук [о]?» (по схемам).
Рассмотрите картинки на информационном поле.
- Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик, окунь, осы.)
- Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.
- Определите, какие слова соответствуют второй схеме? (Зонт, торт, бочка, лимон.)
- Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.
- Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо, пшено, весло.)
- Назовите другие слова, в которых буква о стоит в конце слова.
Работа по тетради «Я учусь писать и читать». С.25
Закрепление зрительного образа буквы о: задание «Закрась».
Что получилось? (Рисунок «Ослик».)
Тренировка в обозначении звука [о] буквами.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.
5. Итог урока
У. С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком [о] и буквой О).
У. Дайте характеристику звука [о]. (Звук [о] гласный. Он обозначается буквой О).
Оцените свою работу на уроке. Повернитесь к смайлику.