Комбинированное психолого-логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Лексическая тема «Животные зимнего леса»

Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных и  развитие когнитивных процессов.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарь семантического поля лексической темы.
  • Образовывать притяжательные прилагательные от названия животных;
  • Использовать притяжательные прилагательные во фразовой речи;
  • Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • Развитие психических познавательных процессов (внимание, память, мышление);
  • Развитие подвижности лицевой мускулатуры и формирование невербальных навыков выражения чувств.

Оборудование: стол, стульчики, мультимедийный проектор, бумажный пирог.

Ход занятия

Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. А теперь послушайте историю, которую я хочу вам рассказать.

Презентация.

(Слайд 1 – Название занятия)

Дети садятся на стульчики.

Психолог:

Как-то раз на телеге с мукою,
Проезжала Зима над рекою.
Веселится Зима – спозаранок
Напеку я блинов, да баранок,
Да залягу под ясень, да буду
Есть одна их по целому пуду!...
Вдруг задели за ветер колеса,
И свалилась телега с откоса,
Полетела с телеги мука
И на землю упали снега.
(Ю. Марцинкявичус)

- Нет,-  подумала Зима. –
Была я, видно, неправа:
Надо, чтоб на пироги,
Лесные жители пришли.

(Слайд 2 – Зима на тройке)

Ребята, Зима прислала нам письмо. (Распечатываем конверт). Просит Зима ей помочь испечь пироги для лесных жителей, которых она пригласила в гости. Но жители разбежались и надо их помочь собрать.

Давайте же отправимся с вами в зимний лес помогать Зиме.

Логопед: Предлагаю поехать в лес на лошадке.

(Слайд 3 – Лошадка)

Дети встают около своих стульчиков.

Речевая игра «Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке

Дети цокают языком

По дороге зимней, гладкой.

Произносят: «Ш! Ш!...»

Санки скрипят,

 

Бубенчики звенят,

«Динь-Динь! В высоком регистре.

Дятел стучит,

«Тук-Тук» - в среднем,

Вьюга свистит,

звук С на продолжительном выдохе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,

Белка на елке

 

Орешки грызет,

«Цок! Цок! коротко и остро,

Рыжая лисичка

 

Зайца стережет.

«Ф..Ф…» сердито и энергично,

Холод, холод,

«В..» на продолжительном выдохе,

Стужа, стужа.

«Бр-р..»

Снег пушистый

«О…», несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний.

Кружит, кружит…

 

Ехали мы ехали,

Цокают языком.

Наконец доехали:

 

С горки – ух!

Произносят «У-ух!», делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

В ямку – бух!

«Бух!» - в нижнем регистре

Приехали.

 

Оглядитесь, мы приехали в зимний лес.

(Слайд 4 – Зимний лес)

Ребята, смотрите, в лесу никого нет. Дикие животные очень пугливые и, видимо, они спрятались. Посмотрите внимательно, где кто спрятался, и узнаем, кого пригласила Зима на пироги.

Дети садятся на стульчики.

(Слайды 5-16 – Жилища животных)

Дидактическая игра «Жилища животных»

На экране детям предлагается изображение жилища животного.  Дети угадывают, чье это жилище, как называется, и образуют притяжательные местоимения.

Что мы видим? Чье это жилище?

Ответы детей:

  • Это нора. ЛисЬЯ нора.
  • Это хатка. БобровАЯ хатка.
  • Это логово. ВолЧЬЕ логово.
  • Это дупло. БелиЧЬЕ дупло.
  • Это нора. Ежиная нора.
  • Это берлога. МедвеЖЬЯ берлога.

Ребята, а медведь и ежик что делают зимой? А почему?

Ответы детей.

Давайте теперь вспомним шуточную попевку про то, почему медведь спит зимой.

Попевка «Раз морозною зимой…»

Дети поют попевку и сопровождают слова движениями, в соответствии с текстом и смыслом. Дети встают в круг.

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой надо спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он зимою безмятежно
Спит теперь под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Давайте покажем руками, где живут животные зимнего леса.

Упражнения для кистей и пальцев рук

Есть у лисы своя нора,

ПУ «Нора»

Из веток хатка у бобра.

ПУ «Хатка бобра»

У белки в дереве дупло,

ПУ «Деревья», «Дупло»

А птице в гнёздышке тепло.

ПУ «Гнездо»

Медведь в своей берлоге спит.

ПУ «Берлога»

Волчище в логове сидит.

ПУ «Логово волка»

И лишь у зайца дома нет

ПУ «Заяц», «Нет»

Хотите знать в чем тут секрет?

 

(Слайд 17 – Заяц)

Психолог:

Как вы думаете, ребята, почему заяц не построил себе жилье?

Быть может зайцу просто лень
В лесу трудиться каждый день?
Или надеется косой
Пожить в одной норе с лисой?

Ответы детей.

Эмоционально-мимическое упражнение

Все лето он забот не знал,

ЭМУ «Радость»

На солнце загорал,

ЭМУ «Спокойствие»

От хитрых лис и злых волков

ЭМУ «Хитрость», «Злость»

Он прятался в тени кустов.

ЭМУ «Страх»

Но вскоре стало холодней.

 

Осыпалась листва с ветвей.

ЭМУ «Досада»

И как-то раз осенним днем

 

Решил зайчишка строить дом!

ЭМУ «Решительность»

Логопед: Давайте узнаем, почему у зайчика нет домика.

Артикуляционные упражнения

Зайчишка листиков сухих

АУ «Широкий язычок»

Набрал и дом сложил из них.

 

Забрался внутрь. В тепле уснул

АУ «Сон»

Вдруг ветер листики раздул!

Дыхательное упражнение

Тогда при помощи совка

АУ «Чашечка»

Он сделал домик из песка.

 

Но дождь по крыше застучал -

АУ «Накажем язычок»

Песочный домик разломал.

АУ «Надо же»

Зайчишка снежный дом слепил.

 

Он весь продрог, замерз, простыл

АУ «Дрожание», «Чихание»

Вдруг лось по полю проскакал

АУ «Лошадка»

И снежный домик растоптал!

 

Усталый заяц стал реветь,

 

Рычать и фыркать, как медведь!

АУ «Рычание», «Фырканье»

Построил дом он ледяной,

 

Но этот дом исчез весной!

АУ «Надо же!»

Психолог: Так почему, ребята, у зайца нет домика?

Ответы детей.

А в дикой природе заяц строит себе гнездо из веточек и листьев.

(Слайд 18 – Лежка зайца в лесу)

Логопед: А Зима сидит, горюет, гости скоро придут, а пироги не готовы. Давайте ей поможем.

(Слайд 19 – Русская печка)

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные

Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).

Пироги отличные.

Поднимают вверх плечи,

Кто придет к нам пробовать

Развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

 

Мама, папа, брат, сестра

Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора

 

И другие, все кто может,

«Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже.

Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы

Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы

Быстро перебирают пальчиками (сыплют сахар)

Пироги пшеничные

Прижимают друг к другу ладони, показывая пирожок.

В печку посадили мы.

Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу.

Печка весело горит

Весело шевелят пальцами,

А Зима и говорит:

Поднимая и опуская руки («огонь»).

- Крошки, что останутся

Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Воробью достанутся.

« Крошат крошки». Стучат пальцами по коленям («воробьи клюют»).

Психолог и логопед: Пришли звери все на чаепитие со своими детенышами. Кто кого привел?

Игра «Собери пирог»

Из бумаги в технике оригами сделаны дольки пирога, на одной стороне которых изображены животные зимнего леса, а на другой стороне их детеныши. Дети называют животное и их детеныша и из этих долек собирают пирог.

  • Лиса – лисята
  • Волк – волчата
  • Белка – бельчата
  • Заяц – зайчата
  • Бобр – бобрята
  • Лось - лосята
  • Медведь – медвежата
  • Еж - ежата

Взяли все животные по кусочку пирога, а два кусочка осталось. Кто не пришел? Почему?

Ответы детей: Медведь и ежик спят зимой.

Психолог: А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Лошадка заждалась, бьет копытом, готова ехать.

(Слайд 20 – Лошадка)

Быстро мчимся на лошадке,
В детский сад дорожкой гладкой.

Дети цокают языками, и идут по кругу, имитируя поездку на лошади. Музыка «Лошадки».

  • Где мы сегодня были? Что мы там делали?
  • Что вам сегодня больше понравилось на занятии?

Ответы детей.

Психолог и логопед: Мы рады были видеть вас сегодня. До свидания!