Предмет Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Тема и номер урока в теме. Организация хранения данных различных предметных областей в виде набора взаимосвязанных таблиц. Обзор существующих СУБД. Реляционная модель данных.
Продолжительность урока 90 минут.
Цель урока: познакомить с базами данных, их видами, СУБД и возможностью применения их в профессиональной деятельности.
Задачи:
обучающие
- ввести понятия «информационная система, база данных, система управления базой данных»;
- сформировать у учащихся понимание тип базы данных;
- научить находить поле, запись, ключевое поле в реляционной базе данных, определять типы полей.
развивающие
- содействовать развитию познавательного интереса к дальнейшему обучению по профессиональным модулям, логического мышления, внимания, памяти, речи через активные методы обучения, использование информационных технологий;
воспитательные
- воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов.
Тип урока: урок изучения нового материала
Средства обучения:
- аппаратура для мультимедийного сопровождения урока (проектор, экран);
- персональные компьютеры;
- программное обеспечение для создания и демонстрации проекта (операционная система MS Windows 10, MS PowerPoint, MS Acceess).
Человечеством накоплено огромное количество информации. Информацию необходимо хранить, осуществлять поиск, обновлять и т.д. При больших объемах это представляет серьезную проблему (архивы, библиотеки, склады и т.д.)
В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и др.)
Основная цель деятельности юриста — защита прав и законных интересов гражданина или организации. Для этого юрист занимается поиском и анализом юридически значимой информации для дачи правового заключения по тем или иным вопросам.
Работа с информацией — это одна из основных функций юриста.
Для хранения больших объёмов информации используют так называемые базы данных.
На данном уроке мы с вами узнаем, информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ, СУБД.
Создаются для упорядоченного хранения и обработки больших объёмов информации.
База данных – структурная информационная модель.
Итак, можем сформулировать определение:
База данных (БД) – совокупность определенным образом организованной информации, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Первые компьютеры создавались непосредственно для вычислений (что отражено в названиях «компьютер» и «ЭВМ»)
Вторым крупным применением были базы данных. Прежде всего, они были нужны правительствам и банкам. Базы данных требуют уже более сложных компьютеров с развитыми системами ввода-вывода и хранения информации. Позже появились СУБД (системы управления базами данных) со своими собственными языками программирования.
Способы организации данных в БД:
Виды моделей данных делятся на: иерархические, сетевые и реляционные.
Иерархическая модель данных – это модель данных, где используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.
Свойства иерархической модели базы данных:
- Несколько узлов низшего уровня связано только с одним узлом высшего уровня;
- Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень), не подчинённый никакой другой вершине;
- Каждый узел имеет своё имя (идентификатор).
Существует только один путь от корневой записи к более частной записи данных.
Сетевая модель базы данных похожа на иерархическую.
Она имеет те же основные составляющие (узел, уровень, связь), однако характер их отношений принципиально иной. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.
Пример: посещение учащимися одной группы спортивных секций.
Реляционные базы данных совокупность данных, которые представлены в виде двумерных таблиц.
- Каждая таблица должна иметь своё имя.
- Запись – это строка таблицы. Содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
- Поле – это столбец таблицы. Одна из характеристик объекта
- Таблица – информационная модель реальной системы.
- Запись содержит информацию об одном конкретном объекте.
- Поле содержит определённые характеристики объектов.
Свойства полей РБД
Поле базы данных имеет имя, тип и длину.
Структура таблицы РБД
Ключ – это поле или совокупность полей, значение которых в записях не повторяются, т.е. являются уникальными
Ключевое поле (ключ) – это поле (или комбинация полей), которое однозначно определяет запись.
В таблице не может быть двух записей с одинаковым значением ключа.
Создание базы данных состоит из трех этапов:
1. Проектирование БД. Это теоретический этап работы (без компьютера). На этом этапе определяется:
- какие таблицы будут входить в состав БД,
- структура таблиц (из каких полей, какого типа и размера будет состоять каждая таблица),
- какие поля будут выбраны в качестве первичных (главных) ключей каждой таблицы и т. д.
2. Создание структуры. На этом этапе с помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц, входящих в состав БД.
3. Ввод записей. Заполнение таблиц базы данных конкретной информацией.
На этом этапе урока студентам предлагается выполнить проектирование БД по заданию (приложение)
Система управления базами данных
С помощью СУБД можно:
- создавать структуры базы данных;
- заполнять базу данных информацией;
- изменять (редактировать) структуру и содержание базы данных;
- искать необходимую информацию в базах данных;
- сортировать данные;
- выводить необходимую информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель.
- устанавливать защиту базы данных.
Объекты СУБД
Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы и отчёты.
Таблица – это главный объект базы данных. Мы ничего не сможем создать, если в нашей базе нет таблицы. Из прошлого урока мы помним, что таблица состоит из записи и поля. Для описания поля используются следующие характеристики: имя, тип, размер, формат данных поля.
Запросы – это команды и их параметры, с которыми пользователь обращается к СУБД для поиска данных, сортировки, добавления, удаления и обновления записей. Результат команд пользователя выводится на экран в виде таблицы. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.
Форма – это вспомогательный объект. Она создаётся для более удобной работы пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблице.
Отчёт – это документ, который формируется на основе таблиц и запросов. Отчёты предназначены для вывода на печать или для просмотра результатов.
План создания БД.
- Количество полей определяется разработчиком и не может изменяться пользователем.
- Любое поле должно иметь уникальное имя.
- Поля могут быть обязательными для заполнения или нет.
- Таблица может содержать сколько угодно записей (это количество ограничено только объемом диска); записи можно добавлять, удалять, редактировать, сортировать, искать.
Знакомство со структурой БД (слайд презентации). Студенты смотрят на всплывающие подсказки, ищут соответствующий объект в окне программы на компьютере.
В ходе урока студентами под руководством преподавателя заполняется опорный конспект.