Тип проекта — познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: интегративный.
По числу участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный проект (2 недели).
Сроки проведения: 13 марта – 24 марта 2017г.
Участники проекта: дети младшей группы «Цыплёнок», родители, педагоги.
Возраст детей: 3-4 года.
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н. Луконина
4 марта в России начинается ежегодная операция «Первоцвет». Министерство природных ресурсов и экологии РФ начинает на территории России ежегодную операцию «Первоцвет». В борьбе за первоцветы примут участие Росприроднадзор, государственные природоохранные, правоохранительные и контролирующие органы субъектов федерации, общественные экологические организации.
Многие из первоцветов Крымского леса, представляют ценность не только для Крыма и России, но и для мировой флоры в целом. Сохранить первоцветы — важная задача. Каждый сорванный цветок — это десятки и сотни не успевших созреть семян, из которых могли бы вырасти новые растения. Собирая букеты, мы лишаем первоцветы не только листьев, но, зачастую, и корневищ. В результате растение погибает, а если и остаётся жить, то на следующий год не в состоянии запасти в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов. Воспитанники младшей группы не имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.
Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.
Задачи проекта:
для детей:
- Знакомить с характерными особенностями весенней природы крымского леса.
- Развитие интереса к познанию цветущих растений леса, формирование экологического сознания – понимание беззащитности дикорастущих цветов.
- Сформировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности.
для педагогов:
- Реализовать региональный компонент основной образовательной программы. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» (рассмотрена и одобрена решением коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.03.2017 №1/7) (вариативная часть программы).
- Внедрить в педагогическую практику новые формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста: детский дизайн, поисково-исследовательская деятельность.
- Пополнить региональный уголок предметно-развивающей среды в группе.
- Создать альбом «Крымские первоцветы».
для родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
- Активное участие родителей в процессе реализации проекта.
- Формировать навыки совместной с детьми поисковой деятельности.
- Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.
Гипотеза:
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- Воспитанники позитивно относятся к объектам природы; у детей сформированы первичные представления о первоцветах, их особенностях роста и развития;
- Обогащение словаря детей словами: первоцвет, подснежник, примула;
- Проявляют интерес к информации природоведческого характера;
- дети стремятся к самостоятельным практическим действиям на природе;
- Проявляют любознательность и познавательный интерес во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала;
- Внимательно и бережно относятся к первоцветам.
для педагогов:
- Подведение итогов проектной деятельности и по материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дар крымского леса».
- Пополнение предметно-развивающей среды группы методическими материалами по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с крымскими первоцветами.
- Создан альбом «Крымские первоцветы».
для родителей:
- Создание альбома «Крымские первоцветы» для детей с помощью родителей.
- Создание выставки совместных творческих семейных подделок «Крымские первоцветы».
- Помощь родителей в поисках иллюстраций и фотоматериалов.
Этапы реализации проекта:
1 этап - постановка проблемы.
2 этап – проектирование или планирование.
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных задач проекта. Разработка планов работы с детьми и родителями.
Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта.
3 этап – поиск информации.
Задачи этапа: поиск информации по теме.
Корректировка деятельности по необходимости.
4 этап – продуктивная деятельность.
Задачи этапа: творческая и познавательно-исследовательская деятельность всех участников проекта по разработанному плану.
5 этап – итоговый, презентация проекта.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности. Презентация проекта в МДОУ.
6 этап – портфолио.
Задачи этапа: по материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дар крымского леса».
План реализации проекта
№ |
Этапы проекта |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьёй |
|
1. |
Мотивационный |
Постановка проблемы. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). |
С/р игра «Магазин цветов». |
Предложить родителям принести иллюстрации по теме: «Крымские первоцветы». Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники. |
|
2. |
Проектирование. |
Определение основных задач проекта. |
Рассматривание первоцветов, произрастающих на территории д/с; Цель: познакомить с цветущими растениями - первоцветами, произрастающими на территории д/с. Потрогать их на ощупь, понюхали. |
Сбор фотоматериалов для оформления альбома «Крымские первоцветы». |
|
3. |
Поиск информации. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) |
Непосредственно-образовательная деятельность. Тема НОД: «Весенний подарок крымского леса» |
Рассматривание альбома с иллюстрациями крымских первоцветов. Чтение рассказов о первоцветах с детьми и рассматривание иллюстраций к рассказам. |
Приобретение набора картинок «Крымские первоцветы» для развивающей среды в группе. |
|
ОО «Речевое развитие» Развитие речи. Программное содержание: Словарь и грамматика: пополнить словарь детей словами: первоцветы, подснежник; активизировать в речи Звуковая культура речи: закрепить произношение звуков (с), (сь), учить слышать и выделять звук (с) в словах, произносить фразы с различной громкостью. Материал: шапочка водителя, руль, картинки первоцветов, иллюстрации подснежника и крокуса. |
Игра «Шоферы». Поиск ответа на вопрос: Словарная работа: подснежник, первоцветы. Раскрашивание раскрасок «крымские первоцветы». Составление описательных рассказов о первоцветах с использованием опорной схемы. |
Творческая мастерская. |
|||
ОО «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема НОД: «Весенняя полянка крымского леса». Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о крымских первоцветах. Знакомство детей с названием первоцвета - примула. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать, не топтать растения). |
Просмотр слайдов презентации «Крымские первоцветы». |
Интернет ресурс. |
|||
Познавательные беседы: |
Рассматривание семейных фотографий на тему: «Отдыхаем на природе». Рассказывание семейных историй об отдыхе на природе. Просмотр диафильмов, видеофильмов, мультфильмов. |
Организация выставок фотографий семей «Моя семья любит путешествовать в крымском лесу». |
|||
Поисково-познавательная деятельность. Тема: Подземная кладовая. |
Рассматривание луковиц лука. |
Рекомендации для родителей «Советуем прочитать о первоцветах» |
|||
Во время целевой прогулки к клумбе с подснежниками провести беседу - рассуждение "Почему подснежники спешат?". Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на деревьях, в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. |
Игры «Пропой свое имя», «Пропой название первоцвета», Д/и «Назови ласково первоцвет». |
Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем поход в гости к крымским первоцветам». |
|||
Экспериментальная деятельность: Тема: «Волшебная луковица» |
Рассматривание луковицы до посадки и через время, когда луковица пустит корни в воде. |
Рассмотреть с детьми луковицы цветов растущих на огороде. Создать мини-коллекцию луковичных растений в группе. |
|||
Целевая прогулка к клумбе с подснежниками. Наблюдение за изменением лепестков цветка в течение суток: утром, днём, вечером. |
Наблюдение за первоцветами. Цель: формирование элементарных умений (ухаживание за первоцветами, произрастающими на территории детского сада). |
Консультация для родителей «Читать книги – хорошая |
|||
Исследовательская деятельность. Расположить в уголке природы дидактическую карту «Подснежники». |
Привлечь внимание к новой карте «Подснежники». |
Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники. Сравнить и отметить отличия, произошедшие за время проектной деятельности. |
|||
4. |
Продуктивная деятельность |
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. Тема НОД: «Подснежник». |
Составление Выставка детских работ «Крымский первоцвет – подснежник». Слушание «Подснежники», музыка В. Калинникова |
Создание творческих работ детей с родителями о первоцветах. |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность. Рисование. Тема НОД: «Крокусы». |
Наблюдение за крокусами на клумбе. Рассматривание крокусов. Трудовая деятельность. Полив первоцветов. Выставка детских работ «Крокусы». |
Предложить родителям с детьми посетить поляны с крымскими крокусами. |
|||
Создание познавательной книги «Почему плачет подснежник?». Цель: развивать элементарные дизайнерские творческие способности детей и родителей путем привлечения их к созданию книг – самоделок. |
Рассматривание книги и рассказывание рассказов, составленных дома. |
Изготовление книги «Почему плачет подснежник?» с использование творческих семейных работ. |
|||
Создание выставки творческих семейных работ в группе «Крымские первоцветы» Цель: развивать элементарные дизайнерские творческие способности детей и родителей путем привлечения их к оформлению развивающей среды группы творческими семейными работами. |
Рассматривание творческих семейных работ и рассказ о том, как они создавались. |
Предложить родителям пополнить развивающую среду группу материалами о крымских первоцветах. |
|||
Игровая деятельность |
Дидактические игры: «Найди такой же первоцвет» ТРИЗ. «Да – нет» «Четвёртый лишний», «Наши названия» (приёмы фантазирования – приём объединения). Экологические игры: |
Подвижная игра «Подснежники и снег». Настольно-печатные игры: |
Игротека для родителей «Давайте поиграем!». Цель: предложить родителям развивающие игры для занятий с детьми, с методическим сопровождением |
||
Чтение художественной литературы |
Фольклор народов мира. Песенки «Купите лук», пер. с шотл. И. Токмаковой. Произведения поэтов и писателей России. Проза. Л. Толстой. «Пришла весна». Динамические паузы: «Продснежник», «Здесь в лесу растут цветы небывалой красоты». |
Рассматривание иллюстраций в детских книгах. |
Оформление папки-передвижки «Советуем прочесть вместе с детьми о первоцветах». |
||
Организация развивающей среды с учётом регионального компонента для самостоятельной деятельности детей |
Рассматривание и обсуждений иллюстраций детских энциклопедий, познавательных книг, детских журналов. |
Наблюдение за мини-коллекцией луковичных растений в группе и на клумбе. |
Изготовление творческих семейных работ «Крымские первоцветы». |
||
5. |
Презентационный |
Презентация проекта в МДОУ: Презентация продуктов проекта: – Подведение итогов, оценка, самооценка педагога. |
Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов «Крымские первоцветы». Рассматривание альбом «Почему плачет подснежник?» с творческими рассказами, составленными родителями с детьми. Рассматривание фотоальбома «Крымские первоцветы», «Путешествуем в крымский лес всей семьёй». |
Презентация проектной деятельности для родителей группы. |
|
6. |
Портфолио |
По материалам проекта оформить портфолио «Первоцветы – дары крымского леса». |
|
|
Результат проектной деятельности «Первоцветы – дары крымского леса» в младшей группе:
В работе с детьми:
- У воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- у детей сформированы первичные представления о первоцветах, их особенностях роста и развития;
- обогащение словаря детей словами: первоцвет, подснежник, пролесок, крокус, примула;
- у детей начинают формироваться навыки природоохранной работы, бережного отношения к окружающей среде и дикорастущим растениям;
- формируются первичные навыки поисковой деятельности;
- формируются начала экологической культуры.
В педагогической работе:
Создана развивающая среда в группе с учётом регионального компонента для развития детей, формирования начал их экологической культуры, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой.
В работе с родителями:
- Формирование навыков совместной с детьми поисковой деятельности родителей и их детей.
- Родители умеют находить оригинальное решение в создании необычных первоцветов из природного и бросового материала;
- Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
2. Основная образовательная программа МДОУ №8 «Светлячок» города Алушты от 01.09.2016г.
3. Рабочая программа. Младшая группа «Цыплёнок» 3-4 лет на 2016-2017 учебный год.
4. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». Симферополь «Наша школа».
5. Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе. Изд. «Мозаика – Синтез». Москва, 2016г. стр.64-65.
6. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.:ТЦ Сфера, 2005-192с. (Серия «Вместе с детьми».). Стр.19-20.
7. «Открываем мир детства». Составитель пособия А.В.Яценко. Николаев. 2003г. Стр.8-13.
8. «А что если…». Составитель пособия А.В.Яценко Николаев 1995г. Стр. 8-10.
9. Календарь погоды. Весна. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 3-4 лет. Составители Н.Г.Демьянова, О.Г.Комисарова, И.С.Лисицкая, Л.Г.Руденькая. Изд. «Учитель». Волгоград. Стр. 3-14.
Список использованных интернет-ресурсов.< /p>
1. http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-podsnezhnik-2-ml-grupa-kovtun-e-i-v-soavtorstve-s-ishinoi-v-a.html< /p>
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/28/ekologicheskiy-proekt-pervotsvety-0