Цели урока:
- расширить представление учащихся об особенностях реализации пунктуационных правил в индивидуально-авторском тексте;
- познакомить учащихся с понятием «интонационное тире», его ролью как средства выразительности;
- развить навыки создания монологического высказывания на лингвистическую тему, творческое мышление, эстетический вкус;
- воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- повторить синтаксические средства выразительности языка, а также реализация подготовки к ОГЭ (15-1).
Задачи: познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить лексикон.
Тип урока: интегрированный с уроком литературы.
Формы работы на уроке: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Оборудование: карточки, тексты.
Ход урока
На доске стихотворение В.Я.Брюсова «Признание»
Моя дорога – дорога бури,
Моя дорога – дорога тьмы.
Ты любишь кроткий блеск лазури,
Ты любишь ясность, - и вместе мы!
Это стихотворение русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова «Признание».
- На какие правила употребляются знаки препинания в этом стихотворении? (Тире между подлежащим и сказуемым, запятая в БСП, запятая в ССП, тире – авторский знак)
- Какие синтаксические средства выразительности использует поэт? (Риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, анафору)
- Какую роль они играют в тексте? (Синтаксический параллелизм усиливает выразительность, риторическое восклицание помогает выразить чувство, придаёт эмоциональность)
Стихотворение насыщено различными средствами выразительности. Здесь используется лексический повтор. Какова его функция? (Усиление выразительности, создание особого ритма)
- А какова функция пунктуационного знака – тире? (Тире между подлежащим и сказуемом в простом предложении. Тире обозначает пропуск глагола-связки,т.е. нулевую связку)
Такая функция тире называется: грамматическая. Здесь тире логически выделяет подлежащее и сказуемое.
Итак, записываем тему урока.
Функции тире
- грамматическая
- интонационная
- смысловая
Пунктуация – мощное смысловое средство выразительности. Тире играет особенную роль.
В стихотворении есть ещё одно тире. Это авторский знак. Мы попробуем разобраться, какую роль играет тире на письме. На примере стихотворений русских поэтов.
Записываем в тетради:
Так раненому снится враг,
Изгнаннику – родной очаг.
И капитану – океан,
И деве – розовый туман.
(А.Блок)
Эти стихи – размышление о жизни. Они относятся к типу речи – рассуждение. Как вы понимаете эти строки? (У каждого есть своя мечта, что-то дорогое, что-то важное, что волнует.
- Кто такой изгнанник? (Это человек, у которого нет дома.) Вспомните стихотворение М.Ю.Лермрнтова «Тучи». («Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники)
Размышление и своей жизни.
- Что фиксирует тире в этих предложениях? (Пропуск сказуемого в неполном предложении)
- Можно ли восстановить сказуемое? (Легко восстанавливается)
- Почему легко восстанавливается? (Дополнение показывает, что есть сказуемое)
Можно перепутать эти предложения с односоставными. На самом деле эти предложения двусоставные, неполные.
- Как называется такое синтаксическое средство? (Эллипсис)
Эллипсис – явление, широко распространённое в поэтической речи. Это средство художественной выразительности. Эллипс. Эллипсис – греч. Выпадение, опущение. Такие предложения называются неполными, эллиптическими.
- Каково значение этой стилистической фигуры? (Она придаёт динамичность, живость, глубину, особую интонацию, помогает выразить чувства.
А вои ещё шедевр поэта 19 века Семёна Яковлевича Надсона:
Пусть жертвенник разбит – огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана – она ещё цветёт.
Пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает!...
- Как вы поняли это стихотворение? (Это философское размышление о жизни и смерти. Эти строки символизируют духовность. Ничто в жизни не исчезает. Жизнь продолжается, несмотря ни на что.)
Мудрость и глубину этого стихотворения помогают передать именно синтаксические средства. Какие? (Синтаксический параллелизм, анафора, риторическое восклицание, многоточие)
Здесь СПП. Придаточное предшествует главному.
- Почему же ставится тире между главным и придаточным предложением? Какова его функция? (Интонационная, Экспрессивная)
Глубокая пауза заставляет остановится и задуматься, задерживает наше внимание.
Тире больше, чем другие знаки, связано с интонацией.
Задание: На доске предложение (Из поэмы А.А.Блока «Возмездие»). Знаки препинания не расставлены.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Сделать синтаксический разбор предложения.
Тире перед сочинительным союзом – знак нетипичный. Что он означает? (Неожиданное присоединение) Тире здесь интонационное.
Ещё одно предложение:
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
- Какое это предложение? (С различными видами связи)
- Объясните смысл 2-го предложения. (Речь о добре и зле. Много тайн и загадок.)
- Какова роль тире во 2-м предложении? (Смысловая. Следствие.)
- Что объединяет все стихотворные строки, прозвучавшие на уроке? (Это рассуждение о вечном, философсое умозаключение)
- О каких функциях тире шла речь на уроке?
- А когда появился этот знак в русском языке?
Энциклопедическая справка:
Тире появилось во второй половине 18 века, позже других знаков в 1797 году в учебнике по грамматике профессора МГУ Барсова под названием «молчанка» (фр. – растягивать). «…этот знак начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время» (А.Барсов).
Впоследствии его стали называть «Мыслеотделительный знак». В России впервые использовано в произведениях Карамзина.
В современном русском языке тире ведёт себя наступательно, вытесняя другие знаки, прежде всего двоеточие. А.А.Пешковский назвал его знаком отчаяния: «…если не знает пишущий, какой знак поставить, ставит тире».
- Какое определение вы дали бы тире? (Энергичный, резкий, эмоциональный, экспрессивный, многофункциональный, универсальный, Разделительный , выделительный)
Учитель: Тире – ёмкий. Смысловой знак. Играет даже большую роль, чем слова. Это тайный знак.
Цветаева:
«Что за тайный знак –
Брови вздрагивают –
Заподазриваешь?»
Вывод:
Язык – живой, изменчивый и непослушный организм. Тире соответствует духу времени. Мы доказали, что пунктуация – мощное синтаксическое средство выразительности языка.
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. ОГЭ 16 вариант (Цыбулько) 2016 г.