Цель:
- развитие знаний в области окружающего мира, познакомить с объектами природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувства близости к природе и бережного отношения к природе.
Обучающая:
- уточнить, знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.
Развивающая:
- развитие способности деффиринцировать деревья по внешним признакам, листве;
- развивать творческие способности, мелкую моторику, мышление, память, внимание;
- развивать экологическое представление о деревьях;
- выделять характерные признаки;
- формировать умения передавать свои впечатления в работе.
Воспитательная:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
- воспитывать чувственное отношение к красоте осенней природы;
- воспитывать эстетическое отношение к своей работе и работам воспитанников группы.
Подготовительная работа:
- разучивание стихотворений;
- оформление зала;
- изготовление наглядных пособий (деревьев, шаблоны листьев, подбор музыкального фона, поиск и подбор актера на роль «Осень»);
- подбор экологических игр по теме.
Оборудование:
- магнитофон,
- деревья,
- шаблоны листьев,
- пластилин,
- коврик для творчества,
- доска для работы с пластилином,
- салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей). Ребята, я хочу загадать загадку, а вы, попробуйте отгадать?
Загадка:
На березках и на кленах,
Был когда-то лист зеленый,
А сегодня золотится
Тихо под ноги ложится,
Кто его сорвал и бросил?
Угадали? Конечно – (Осень).
Правильно, конечно, осень. Осень – прекрасная и яркая пора года.
Сейчас, Слава, расскажет стихотворение про Осень С. Богдан.
Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
Воспитатель: Давайте рассмотрим осенние листья. Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Посмотрите на эти листики, что вы можете про них сказать? Какие они? (Они разные)
Воспитатель: Найдите лист березы. А как называются листья березы? (березовые). Правильно, березовые листья.
Сейчас, Артем, расскажет стихотворение про березу давайте, его послушаем.
Береза
Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет,
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год,
Встречаю осени приход.
Воспитатель: А этот лист с какого дерева? (воспитатель показывает лист дуба.)
Дети: С дуба
Воспитатель: А как же называется лист дуба? (дубовый). Посмотрите на этот лист, он уже совсем другой формы. Какой лист? (резной)
А теперь Лиза, расскажет стихотворение давайте, послушаем ее.
Дуб
Дуб дождя и ветра,
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.
И. Токмакова
Воспитатель: А самые красивые осенью листья - это листья…. клена. А как называются листья клена? (кленовые)
Давайте, теперь Полину, послушаем.
Похвалялся, листик клёна:
Был я, как, и все – зелёный,
А сейчас, я вот какой –
Жёлтый, красный, золотой,
И румяный, и резной –
Ну, красавец расписной.
Всё во мне, как солнце, светит,
И любой меня заметит!
Он не долго, похвалялся,
Вдруг от ветки оторвался,
На полянку вниз нырнул,
Лёг удобней. и. заснул.
Физкультминутка. (Речь с движением.)
Предложить детям стать каким-либо деревом, взяв в руки соответствующие листья. Воспитатель читает под музыку стихотворение, дети выполняют движения.
Дует, дует ветерок
И качается листок. - руки качаем
Красно, желто-золотой. - кружимся
Над моею головой.
Вместе с листиком присели. - присели
Из-за листика смотрели
Листик к верху поднимаем
И головками качаем.
Заходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Ребенок (Ваня):
Здравствуй Осень, Здравствуй Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень спросим,
Что в подарок принесла!
Осень: Как хорошо, что я нашла вас. Мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Осень, ребята приготовили тебе стихотворение. Ребята, давайте порадуем Осень.
Стихотворение (дети показывают мини сценку)
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Осень: Спасибо, вам, ребята, большое. Какие же вы молодцы. Я вам приготовила загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да
Загадки:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (осенью)Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью кормит,
Зимой согревает. (дерево)Летом вырастают,
Осенью опадают. (листья)
Практическая часть
Осень: Молодцы, ребята, вы так хорошо отгадываете загадки. Только мне грустно.
Воспитатель: Осень, а почему тебе грустно?
Осень: Да скоро наступит зима, и мне придется уходить от вас. Я не успела раскрасить последние осенние листочки. Вот я их взяла с собой, ребята помогите мне.
Воспитатель: Осень, ну не грусти. Ребята, а давайте мы с вами сделаем для осени подарок, порадуем Осень! Осень, мы твои листочки выполним в цвете, и тебе понравится.
Воспитатель: Сейчас, ребята, садитесь на свои места, и мы приступим к работе.
Посмотрите на свои рабочие места, на столе у вас лежат: коврики для творчества, доска для работы с пластилином, шаблоны листьев, пластилин.
Итак, сегодня мы с вами сделаем наши листики в цвете с помощью пластилина. А называется такой прием работы пластилинография.
Воспитатель: Ребята, а что такое пластилинография.
Дети: Пластилинография – это рисование пластилином, и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Воспитатель: Правильно, ребята, рисование пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую вашу деятельность
Воспитатель: А давайте, вспомним, какие работы в технике - пластилинография мы с вами сделали?
Дети: (перечисляют - «Осенние листья», «Елочные шарики», «Пасхальные яйца», «Красивые бабочки», «Грибы» и т. д.)
Воспитатель: давайте, с вами раскрасим пластилином разноцветные листья для деревьев. Для того, чтобы нам раскрасить листики, нам понадобится пластилин и шаблон листика. Для начала мы берем в руки листик и пластилин, придавливаем пластилин к шаблону и пальцем размазываем до тех пор, пока он не покроет небольшую часть листика. Далее продолжаем также: берем шарик из пластилина придавливаем его к шаблону и размазываем его до тех пор, пока пластилин не покроет оставшуюся часть листика. Продолжаем, работать до тех пор, пока весь листик не будет покрыт пластилином.
(Дети вместе с воспитателем выполняют работу)
Воспитатель: Вот и готовы наши листики, посмотри, Осень, мы старались для тебя, чтобы ты не огорчалась.
Осень: Ребята, давайте, развесим наши листики каждый на свое дерево, только не перепутайте, хорошо?
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, у кого березовые листики, давайте повесим на березу, у кого дубовые повесим на дуб, у кого кленовые, повесим на клен.
Сюрпризный момент.
Осень: Спасибо, вам ребята за такие красивые листики! И за помощь, спасибо. Примите от меня подарки. В каждой конфете спрятано яркое осеннее настроение, солнечные денечки и веселые песни перелетных птиц.
Воспитатель: Ребята, давайте, проводим нашу гостью. До свидания, Осень.
Осень: До свидания!