Методическая система развития культуры речи в процессе изучения раздела «Механика»

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Введение

При изучении любого предмета, в том числе и физики, надо овладеть умениями читать и понимать учебный текст, воспроизводить его общее содержание в устной или письменной форме.

В теории и методике обучения физике отдельных аспектов решения проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые А.А. Бобров, С.А. Суровикина (понимание и составление учебного текста по физике); К.К. Гомоюнов (виды многозначности терминов и способы их устранения при изучении естественнонаучных дисциплин) и др.

В области формирования культуры речи в процессе обучения физике не оценим вклад, внесенный А.В. Усовой. Она разработала планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законов; ею выделены педагогические условия формирования естественнонаучных понятий - правильное понимание и воспроизведение физических понятий, являющихся основой культуры физической речи. А.В. Усова отмечает важность учебных конференций по физике в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.

1. Теоретические предпосылки развития культуры речи учителя

Психологами доказано, что учащиеся резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. А ведь очень часто преподаватели, блестяще знающие свой предмет, формирующие методическую ситуацию занятия, иногда нарушают свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью.Речевые ошибки, речевая двусмысленность, безграмотность в устах учителя, обращающегося к детям, недопустимы.< /p>

Для того, что бы процесс усвоения знаний протекал продуктивно, мы должны позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации общения.

Речевая культура – визитная карточка человека. Мы, педагоги, обязаны учиться культуре речи, чтобы выходя из аудитории, знать: наша речь - эталон, и значит, коммуникативное лидерство профессионалов нам обеспечено.Культура речи учителя – дисциплина, которая не только профессионально, но и этически ориентированная, поэтому учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, ведь на уроке он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.< /p>

Правильность – это первостепенное качество любой речи. Слушая педагога, учащиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.

Правильная речь – это такая, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка.

Учитель должен придерживаться нормы речи. Норма утверждается и поддерживается языковой практикой культурных людей. А язык – явление живое. Он медленно, но непрерывно изменяется. Отсюда и норма не является постоянной.

  • Существуют следующие типы норм:
  • акцентологические (правила ударения);
  • орфоэпические (правила произношения);
  • лексические (правила словоупотребления);
  • словообразовательные (правила образования слов);
  • грамматические (сочетания слов и объединение их в предложения);
  • орфографические (правила написания слов);
  • пунктуационные (постановка знаков препинания).[4]

Орфографические и пунктуационные нормы актуальны в письменной речи.

Остальные нормы действуют в речи устной.

К  устной  речи  современного  педагога  предъявляется  ряд  требований,  основным  из  которых,  безусловно,  выступает  грамотность. Владение педагогом культурой речи — отсутствие  ошибок,  «слов-паразитов»,  умение  изъясняться  кратко,  когда  ситуация  не  требует  детального  уточнения.  Грамотность  —  не  единственная  значимая  характеристика  устной  речи,  необходимо  делать  ее  выразительной.  Подробно  рассмотрим  сущность  и  значение  эмоциональной,  лексической,  фонетической,  грамматической  и  звуковой  выразительности  в  профессиональной  деятельности  педагога.

Эмоциональная  выразительность  —  характеризуется  «насыщенностью»  чувствами  произносимых  слов,  речи  в  целом. В  педагогической  профессии,  как  ни  в  какой  другой,  важно  выражать  искреннее  отношение  к  произносимому,  значима  —  «артистичность»  интонаций,  поскольку  это  позволяет  оказывать  эффективное  воспитательное  воздействие.  Эмоционально  окрашенные  отдельные  слова  или  произносимые  с  «особой  интонацией»  фразы  делают  речь  педагога  «живой»,  акцентируют  внимание  на  наиболее  важных  моментах.  И  наоборот  —  ровная,  не  насыщенная  чувствами  речь  педагога  не  может  мотивировать  к  изучению  материала,  развитию  интереса  воспитанников  к  чему-либо,  снижая  тем  самым  эффективность  образовательного  процесса;

Лексическая  выразительность  —  это  свойство  речи,  основанное  на  использовании  точных,  ярких,  нестандартных,  образных  слов  и  словесных  оборотов,  а  так  же  синонимов,  омонимов  и  терминов.  Потенциал  русского  языка  в  выражении  мысли  человека  —  очень  широк.  В  целях  профессионального  самосовершенствования  необходимо  постоянно  обогащать  речь,  используя  ее  лексическое  богатство; 

Фонетическая  выразительность  —  это  умение  педагога  владеть  хорошим  и  грамотным  произношением,  ритмикой,  темпом  и  громкостью.  Не  уместен  для  педагога  «пулеметный»  темп,  еще  хуже  крик,  а  тем  белее  визг.  Старая  восточная  мудрость  гласит:  если  ты  кричишь,  значит,  ты  не  прав  и  слаб. 

Не  маловажную  роль  играет  тембр  голоса  —  это  обязательный  атрибут  речи  каждого  педагога  и  не  только.  Бас,  баритон  всегда  ласкают  слух,  а  визгливый,  хриплый,  глухой  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов. 

Грамматическая  выразительность  —  по  мнению  большинства  исследователей  менее  значительна  и  менее  заметна.  Однако  данную  особенность  активно  используют  писатели,  поэты,  расширяя  границы  выражения  своих  эмоций.  Также  и  педагог,  к  примеру,  употребляя  одну  форму  числа  имен  существительных  вместо  другой,  придает  отрицательные,  реже  —  положительные  оттенки  значения  конкретному  слову,  высказыванию…

Звуковая  выразительность,  так  же  присуща  педагогам.  Она  заключается  в  сопровождение  высказываний  уместным/неуместным  покашливанием,  вздохами,  хмыканьем,  смехом,  несущими  смысл  звуками  «у-у-у»,  «а-а-а».

Из  всего  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод,  что  педагогически  совершенная  речь  отличается  ясностью  вложенной  в  нее  мысли,  выразительностью  слов  и  интонаций,  четкостью  произношения,  нужной  громкостью,  использованием  уменьшительных  и  ласкательных  слов,  идиомов,  афоризмов,  пословиц,  дидактических  повторов...

Считаю  необходимым  отметить,  что  педагогу  присуще  сопровождение  речи  комплексом  неречевых  средств,  а  именно:  мимики,  жестов,  позы,  осанки,  походки. Педагогу,  нацеленному  на  профессиональное  саморазвитие,  при  организации  педагогического  общения  следует  помнить  о  мимике,  продумывать,  какая  она  должна  быть,  какая  она  есть,  когда  и  как  ее  менять;  следует  избегать  бессмысленной  жестикуляции.

Рассматривая  общую  психотехнику  общения,  можно с уверенностью сказать,  что  умение  правильно  и  грамотно  общаться  -  имеет  огромное  значение  для  успеха  педагога  в  деле  воспитания  и  развития  личности  учащихся.  Считаю,  что  следует  придерживаться  следующих  основных  правил  общения:

  • правило  разработки  сценария  и  плана  предстоящего  общения  —  особенно  ценно  для  педагога,  поскольку  реализует  функцию  целеполагания  в  профессиональной  деятельности.  Педагог  должен  четко  представлять:  вопросы  и  ответы,  которые  могут  возникать  в  ходе  общения,  цель  общения,  его  результаты,  какими  методами,  с  помощью  каких  средств  добиться  запланированного;
  • правило  коммуникативной  проработки  общения.  Для  педагога  важно  продумать  не  только  общую  схему  общения,  но  и  то,  что  сказать,  как  сказать,  когда  сказать;
  • правило  психологичности,  заключается  в  умении  учитывать  психологические  аспекты  общения:  желание  общаться,  наличие/отсутствие  барьеров  общения  и  другое; 
  • немаловажную  роль  для  педагога  играет  правило  оказания  благоприятного  впечатления  на  собеседника,  в  частности:  внешний  вид  и  поведение,  одежда  (данный  компонент  имиджа  современного  педагога  рассмотрен  более  подробно  нами  ранее); 
  • правило  диалогичности:  собеседник  (в  том  числе  —  воспитанник)  чувствует  себя  увереннее,  будет  более  искренен,  если  педагог  показывает  свою  заинтересованность  в  общении,  стимулируя  и  поддерживая  тем  самым  активность  собеседника.  Важно  слушать  не  только  слова,  но  и  стремиться  понять,  что  он  хочет  и  не  хочет  сказать,  что  отстаивает,  чего  добивается. 

Опираясь на рекомендации  Щурковой  Н.Е.,  Дереклеевой  Н.И., [3] необходимо придерживаться  следующих  основных  правил  при  организации  продуктивного  педагогического  общения:

  • уметь  признавать  свои  ошибки  и  старайся  не  повторять  их;
  • если  ученики  совершают  что-то  плохое,  подумать,  где  ты  совершил  ошибку;
  • чаще  вспоминать себя  в  детстве  —  легче  будет  понять  детей;
  • в  конфликтных  ситуациях  стараться  представить  себя  на  месте  своего  ученика;
  • не  принуждать ребенка  к  откровенности,  уметь  ждать!
  • стараться  видеть  даже  самые  маленькие  успехи  детей  и  радоваться  им;
  • организовывать  работу  с  детьми  так,  чтобы  они  как  можно  больше  общались  друг  с  другом,  слышали  друг  друга;
  • ничего  не  делать  за  своих  учеников,  а  делать вместе  с  ними;
  • развивать  в  себе  умение  быть  смешным,  смеяться  над  собой,  своими  недостатками.

2. Культура речи учителя – как основа педагогического мастерства

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  • Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  • Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  • Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Изучив эти требования, отметим, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Немаловажную роль играет дикция учителя, это еще один из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию - скороговорки, упражнения для губ.

3. Культура физической речи 

Теперь подробно рассмотрим особенности культуры речи учителя физики, которая связана не только с сообщением знаний об изучаемом предмете, но и с формированием речевых навыков и умений учащихся в учебном процессе. Следует отметить, что дидактическую речь нельзя сводить к речи, оснащенной и выраженной методическими терминами, и выражениями классного обихода. Это сложная речемыслительная деятельность, направленная на решение задач, вытекающих из ситуаций педагогической деятельности учителя физики.

Таким образом, профессиональное владение языком учителем школы – это способность выполнять специфическую коммуникативно-обучающую деятельность, включающую целый ряд функций (организующую, контролирующую и др) и реализуются в специальных обучающих умениях.

В русле этого понимания коммуникативно-обучающая деятельность есть специализированное употребление дидактической речи для организации и управления общим в целях обучения физики учащихся.

Осуществляя коммуникативно-обучающую деятельность на уроке физики, учитель не просто пользуется языком в целях общения с учащимися, но и в целях новому средству общения, что является, по сути, целеполагающей задачей в школе. Полноценное владение коммуникативно-обучающей деятельности предполагает создание речемыслительных задач для учащихся и показа, целесообразных правил и способов их решения.

Понятие коммуникативно-обучающей деятельности и дидактической речи связанно с понятием профессиональной мотивации.

Коммуникативно-обучающая деятельность необходима для установления контакта с учащимися и подержанием его на всем протяжении урока, воздействия на знания, умения эмоциональное состояние учащихся для адекватного усвоения новой информации по основным разделам физики и формирование соответствующих речевых навыков и умений.

Культура речи учителя физики отличает такая характерная черта, как сознательность. В педагогическом общении под контролем сознания находится и предметные содержания речевого действия, и достижение цели, и форма передачи содержания информации с учетом этапа обучения, уровня языковой подготовки учащихся, возрастных особенностей и пр. Степень достижения цели в дидактической речи определяется мерой обучающего воздействия на ученика и успешности общения. Успешность обучения выражается в адекватности реакций, речевого поведения учащихся коммуникативно-обучающим действиям учителя. [6]

Творчество – одно из качеств культуры речи учителя физики. Творческий характер речи учителя физики проявляется в целесообразном выборе речевых средств адекватных коммуникативно-педагогической ситуации на уроке, в рамках которой решается коммуникативно-познавательная задача. Иначе говоря, в новой коммуникативно-педагогической ситуации комбинирование и варьирование речевого материала в обучающих целях является, с одной стороны, способом решениях коммуникативно-обучающей задачи для учителя и средством активизации речемыслительной деятельности учащихся для решения ими коммуникативно-познавательных задач, с другой.

В тесной связи с творческим характером культуры речи учителя физики находятся такие ее характеристики, как информативность и содержательность, ясность и убедительность, выразительность, эмоциональность и обращенность. Под логичностью культуры речи учителя физики понимаем целенаправленную последовательность изложения учебного материала, кратчайшими путями и с наименьшей затратой времени, приводящей к осознанному осмыслению его учащимися.

Результативность культуры речи учителя физики – суть критерий оценки коммуникативно-обучающих действий, поступков и профессии учителя в сравнении с целями общения на каждом этапе урока и на каждом уроке. Иными словами, результативность – мерило эффективности коммуникативно-обучающего процесса, в котором учитель подчиняет свою речь конкретным целям и задачам.

Следовательно, культура речи учителя физики как способ проявления личности учителя – индивидуальная деятельность. Индивидуальность проявляется, прежде всего, в выборе языковых и речевых средств, соответствующих педагогической ситуации, т.е. средств, имеющихся в его индивидуальном «коммуникативно-обучающем» опыте. Что касается такой тесно связанной с индивидуальностью характеристики речи, как самостоятельность, то дидактическая речь относительно самостоятельна. Передача новой учебной информации достаточно жестко «привязана» к прошлому, уже усвоенному материалу, и в этом смысле дидактическая речь ставится в зависимость от индивидуально-речевого опыта учащихся, равно как языковое оформление высказываний учителя.

Характеристика дидактической речи учителя будет далеко не полной, если не рассмотреть ее с точки зрения такого важного критерия, как адаптивность, т.е. достаточная гибкость и вариативность, обеспечивающие выбор языковых и речевых средств, адекватных этапу обучения, языковым и речевым возможностям учащихся и профессии для успешности педагогического общения на уроке. Способность учителя приспосабливать речь во всех и видах к конкретным условиям обучения называют речевой адаптацией. Адаптации на уровне речевых умений рассматривается как качество владения профессиональной речью, как приспособление к условиям обучения и самостоятельная активность.

Основной функцией адаптивного умения считается приспособление, которое прослеживается по ряду психолого - дидактических категорий:

  • уровень языковой подготовленности учащихся;
  • возраст и возрастные особенности;
  • ступень обучения.

Сформированное адаптивное умение носит динамичный, гибкий, творческий характер. Понимание адаптации как «самосохранение функционального уровня системы в адекватных и неадекватных условиях, выбор функциональной стратегии, обеспечивающий оптимальное выполнение главной конечной цели поведения», дает возможность считать основными ее задачами:

а) сохранение полноты функционального уровня речи;

б) создание базы для выбора стратегии речевого поведения учителя, адекватной задачи педагогического общения.

4. Пути развития культуры речи на уроках физики

На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока.

Средствами развития культуры физической речи обучающихся являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия детей, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции. Перечисленные задания могут быть разного вида:

  • на формулировку определения;
  • формирование словарного запаса;
  • описание и объяснение явлений, объектов;
  • формулировку физических понятий и отношений между ними;
  • выделение существенных признаков понятия;
  • составление классификационных схем, таблиц;
  • составление текста по определенному вопросу;
  • различные приемы работы с учебной, справочной, методической и художественной литературой;
  • сравнение, анализ и синтез полученных знаний;
  • решение задач творческого характера.

Очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

  • Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”, “Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”; упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”.
  • На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: “допишите утверждение, начало которого записано…”, “вставьте пропущенные буквы в слова - физические термины, названия приборов, имена ученых”. Физическая наука как система знаний о мире (об определенных его сторонах, аспектах, областях) создала и оперирует множеством понятий, среди которых понятия

- философского уровня (движение, взаимодействие, причина, следствие и пр.),

- общенаучные понятия (симметрия, сохранение, энергия, элементарность и др.),

- собственно физические понятия, применяемые не только в физике, но и в других естественных науках (скорость, масса, сила, электрический заряд, электромагнитная волна и пр.).

Физические понятия, изучаемые в школьном курсе физики, можно разделить на:

  • понятия об объектах (например: твердое тело, маятник, проводник, электрическое поле),
  • понятия о явлениях (например: равномерное движение, теплопроводность, электрический ток, Фотоэффект, радиоактивный распад),
  • физические величины (например: перемещение, скорость, энергия, температура, напряженность электрического поля, период полураспада).

Кроме того, есть понятия, которые нельзя отнести ни к одной из этих групп. Например: траектория, инертность, относительность, дискретность. Можно сказать, что эти понятия отражают отдельные свойства, стороны, аспекты, особенности физических объектов и явлений. К этой группе понятий относятся и понятия математические, которые широко применяются в физике, поскольку матема­тика в отношении физики выступает в роли языка физической науки.

Процесс формирования физических понятий может происходить двумя путями.

Первый путь начинается с наблюдений объектов и явлений, накопления эмпирического материала, в итоге приводящего к выводу о необходимости ввести новое понятие. Этот путь можно назвать «восхождением от конкретного к абстрактному». Например, наблюдение самых разных изменений положений тел друг относительно друга с течением времени, организуемое учителем с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента или экранно-звуковых пособий, подводит учащихся к введению понятия «механическое движение». 

Второй путь, называемый «восхождением от абстрактного к конкретному», предполагает первоначальное введение обобщенного понятия и дальнейшее наполнение его конкретным содержанием. Например, в начале изучения темы «Механические колебания» можно ввести понятие механического колебания вообще как периодически повторяющегося в пространстве и во времени движения при постоянной смене последовательности прохождения механической системой любых двух своих состояний. Затем следует организовать изучение учащимися различных характеристик механического колебания и закономерностей их изменений для самых разных видов механических колебаний.
Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели. Осознанию условий задач используются некоторые приёмы: замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение “Воздушная оболочка Земли” можно заменить научным термином “Атмосфера”). Профессиональный  компонент  состоит  из  педагогических  и  предметных норм культуры  речи.  Педагогические нормы предполагают знание и  соблюдение особенностей  профессионально  направленной  (дидактической)  речи  студентов специальности  «Учитель  физики»,  владение  голосом,  речевым  аппаратом.

Замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу (например: “Нажать – оказать давление”). Используя планы обобщенного характера, необходимо подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о приборе и т.д. Ответы могут быть индивидуальными или коллективными – “по цепочке”. Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими терминами.
Для выработки умения лаконично формулировать свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры “Скажи это одним словом”, в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например:

  • движение с постоянной скоростью – равномерное;
  • величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, – ускорение;
  • движение с постоянным ускорением – равноускоренное;
  • работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д.

В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Овладение искусством риторики немыслимо без привития любви к чтению. Развитию речи способствует чтение учащимися научно-популярной литературы, произведений из серии “Жизнь замечательных людей”, книг Перельмана, по которым они составляют аннотации, пишут краткие лицензии о прочитанном, выписывают интересные высказывания учёных, важнейшие выводы. Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений физике, технике, проблемам в науке, работа над которыми развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.

Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая - то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике. Ученик с помощью учителя или самостоятельно достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности. В модуле учебное содержание и технология его познания представляют единую систему. В модульной системе активный процесс обучения состоит из следующих этапов: 

  • принятие цели учеником;
  • подготовка к восприятию учебного материала;·  активная познавательная деятельность;
  • анализ содержания, построение доказательств;·  подведение итогов обучения;
  • постановка новых целей.

Содержание школьного курса физики  определяться обязательным минимумом содержания физического образования. Необходимо уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений и опытов, демонстрируемых учителем или выполняемых учащимися самостоятельно. При изучении физической теории необходимо знать экспериментальные факты, вызвавшие еѐ к жизни, научную гипотезу, выдвинутую для объяснения этих фактов, физическую модель, использованную при создании данной теории, следствия, предсказанные новой теорией, и результаты экспериментальной проверки.

В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты; изучать физические законы и теории, границы их применимости. Исходя из вышесказанного, обязательными для изучения механики на любом уровне можно считать следующие модули: 

  • механическое движение и способы его описания;
  • основные понятия и законы динамики;
  • принцип относительности Галилея;
  • закон сохранения импульса;
  • кинетическая и потенциальная энергия;
  • закон сохранения механической энергии;
  • механические колебания;
  • упругие волны.

Дополнительные вопросы и темы по отношению к образовательному стандарту целесообразны, если без их знания представления учащихся о современной физической картине мира будут неполными или искажѐнными. Для одаренных детей при изучении механики можно рекомендовать следующие темы: 

  • неинерциальные системы отсчета; 
  • динамика твердого тела; гидромеханика.
  • неинерциальные системы отсчета

Как известно, законы Ньютона выполняются только в инерциальных системах отсчета. Системы отсчета, которые движутся относительно инерциальной системы с ускорением, называются неинерциальными. В неинерциальных системах законы Ньютона можно применять, если кроме сил, которые обусловлены воздействием тел друг на друга, ввести в рассмотрение понятие силы инерции. В профильном курсе механики в настоящее время детально разработана методика изучения физических процессов в инерциальных системах отсчета, а неинерциальным  системам отсчета уделяется недостаточно внимания.

В методике преподавания механики акцент на изучение инерциальных систем отсчета создает методологические трудности, так как учащиеся в этом случае предполагают, что существует единственная модель описания реального мира. Эти трудности при формировании целостных представлений о современной физической картине мира могут быть устранены, если изучение неинерциальных систем отсчета будет более глубоким.

  • между необходимостью формирования у учащихся целостного представления о современной физической картине мира и ограничением объема учебного материала; 
  • между расширенной информационной средой, окружающей школьников и создающей условия для изучения понятий «неинерциальные системы отсчета» и «силы инерции», и недостаточностью разработки соответствующих методических основ для введения этих понятий в курс физики средней школы; 
  • между требованиями к отбору содержания курса физики по вопросу формирования современной физической картины мира и недостаточной разработкой соответствующих учебных технологий обучения.

Преодолению этих противоречий может способствовать включение в учебный материал понятий «неинерциальные системы отсчета» и «силы инерции» и разработка методики их формирования. На примере изучения двух различных систем отсчета - инерциальные и неинерциальные - появляется возможность раскрыть методологию познания явлений.

Введение этих понятий будет способствовать: 

  • формированию у школьников более полного и логически завершенного представления об окружающем мире; 
  • созданию основы для более глубокого изучения физических явлений, расширению границы применимости законов Ньютона; 
  • систематизации знаний по механике; 
  • созданию основ для изучения специальной и общей теории относительности.

Динамика твердого тела. При изучении кинематики вращательного движения формируются понятия угловых характеристик (угловое перемещение, угловая скорость, угловое ускорение), показывается их связь друг с другом и с линейными характеристиками движения. При изучении динамики вращательного движения формируются понятия «момент инерции», «момент импульса», происходит углубление понятия «момент силы». Особую важность представляют изучение основного закона динамики вращательного движения, закона сохранения момента импульса, вычисление кинетической энергии вращающегося тела. Знания кинематических и динамических характеристик и законов вращательного движения необходимы для углубленного изучения не только механики, но и других разделов физики. Теория вращательного движения, предполагающая, на первый взгляд, узкую область использования, имеет большое значение для последующего изучения небесной механики, теории колебаний физического маятника, теорий теплоемкости веществ и поляризации диэлектриков, движения заряженных частиц в магнитном поле, магнитных свойств веществ, классической и квантовой моделей атома. Кроме того, изучение этой темы существенно расширяет возможности и дидактическую функцию лабораторного практикума по механике.

Существующий уровень профессионально-методической подготовленности большинства учителей физики к преподаванию теории вращательного движения твердого тела при работе с одаренными детьми недостаточен. Поэтому необходима более глубокая профессионально-методическая подготовка, которая позволила бы учителю максимально использовать дидактические возможности этого раздела механики в классах с углубленным изучением физики. Трудность решения уравнения вращательного движения состоит в необходимости вычисления момента инерции тела относительно его оси вращения, понимании векторного характере угловой скорости, момента силы и момента импульса. Леонардо да Винчи, Г.Галилей и И.Ньютон исследовали сопротивление воздуха и воды движению тел. Л.Эйлер вывел дифференциальные уравнения движения жидкости, создал основы теории корабля. Анализ уравнений гидродинамики оказался настолько сложным, что оказался возможным только на основе большого количества упрощений (например, несжимаемость жидкости, отсутствие вязкости). До сих пор теоретические и численные результаты не всегда соответствуют опытам. Это не значит, что математические модели неверны и их не следует изучать. Без знаний теории невозможно понять и систематизировать многообразие движений в жидкости. Движение жидкости можно было бы описать, рассматривая ее как систему частиц, движущихся по законам классической механики.

Заключение

Высокий уровень речевой культуры  -  неотъемлемая  черта  культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого  из  нас.  Для  этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в  произношении,  в употреблении форм слов, в построении предложении.  Нужно  постоянно  обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего  собеседника,  уметь  отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

От культуры речи педагога зависит культура речи учащихся. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека в том числе и учителю физики, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. )
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. –  3-е изд. – М.:  Смысл, 1999. – 365 с. 3.
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
  4. http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/13/kultura-rechi-uchitelya
  5. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-trebovaniya-k-rechi-pedagoga-1006540.html
  6. Алексеевнина А.К. Культура речи учителя физики. Учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина; под ред. М.Д. Даммер; У.М. Маллабоева. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. 83 с.
  7. https://infourok.ru/referat-na-temu-sredstva-razvitiya-kulturi-rechi-na-urokah-fiziki-1313443.html