Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского посвящена в 7-8 классах изучению конструктивных искусств: дизайну и архитектуре. Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме.
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7—8 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры. Программа и учебник предполагают различные варианты изучения дизайна и архитектуры. Данный курс может изучаться либо в течение двух лет (7—8 классы), либо одного 7 или 8 класса. В зависимости от учебных планов школы учитель сам определяет оптимальный алгоритм прохождения курса конструктивных искусств.
Цикл уроков на основе программы Неменского выстроен особым образом и наиболее согласуется с названием одного из разделов программы: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры». Начинается цикл с понятия «человек», а именно с проблемных вопросов к подросткам-семиклассниками: «Кто я в этом мире? Какой я человек? Что входит для меня в это понятие?»
Общение с подростками — задача не из легких: его представления о мире настолько отличны от наших собственных, мотивы его поступков настолько своеобразны, что реальное взаимопонимание вряд ли возможно. Подросток является в большей или меньшей степени «человеком не в себе», по той простой причине, что этого «себя» еще во многом не существует. Восприятие мира ребенком, при всем его своеобразии, является отражением восприятия его окружающими взрослыми. Подросток же вынашивает свое собственное, он формирует нечто единственное, чего еще НИКОГДА, НИГДЕ не существовало.
Подростки не безразличны к своему положению в среде сверстников, собственному престижу в их глазах. Но это нередко сочетается со стремлением подростка казаться независимым, самостоятельным, равнодушным к мнению окружающих. Отсюда и некоторые особенности в восприятии и переживании эстетических явлений у подростков.
Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников. И активная художественная деятельность может помочь в этом.
По мере становления себя как субъекта, подросток, воспринимая окружающий мир и самого себя в нем, создает новую реальность, которая лежит между человеком и объективным миром - свой субъектный мир с его возможностями и ограничениями. И такую возможность создать свой собственный мир, в котором, как в зеркале, отражается подросток, создать свою среду, расширить свой мир от уютного уголка в своей комнате до городского пространства, в котором подростку хотелось бы жить, и представляет данный цикл уроков.
В таблице отражена логика изложения материала – расширение пространства своего внутреннего мира и одновременно расширение границ мира внешнего.
Кол-во часов |
Тема |
Основное содержание урока |
Слайды |
Практическая работа |
1 |
В мире вещей и зданий. |
Урок начинается с сообщение темы раздела программы: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» и проблемных вопросов: «Кто есть человек? Что вы вкладываете в это понятие?» При затруднении подросткам предлагаются «опорные» вопросы: «Вы мальчик? Юноша? Девушка? Каково ваше хобби? Ваша будущая профессия? Каков ваш характер? Вы добряк? Вы борец за справедливость?» и т.п. Представление о самом себе ученики записывают в виде четырех существительных. Затем учитель предлагает рассказать о человеке по его вещам (игра «Шерлок Холмс»). Итогом урока становится выполнение учащимися практического задания - дизайн кресла с «моим» характером - и рефлексия: «Что я узнал сегодня о своих одноклассниках?» |
1-11 |
ЗАДАНИЕ: |
1 |
В мире вещей и зданий. |
На уроке учителю необходимо углубить у учащихся понятие стиля, в том числе стиля в интерьере и мебели. В ходе беседы необходимо выделить черты стиля, характерные для разных предметов интерьера. Далее учащимся предлагается расширить границы своего личного пространства от своего кресла до пределов собственной комнаты, создав ее эскиз в одном стиле со стилем собственного кресла. |
12-20 |
ЗАДАНИЕ: |
1 |
В мире вещей и зданий. |
На основе эскиза, созданного на прошлом уроке, учащиеся приступают к созданию рисунка комнаты своей мечты. Основное внимание на уроке уделяется правилам построения пространства интерьера комнаты, а также дизайну окон. |
21-27 |
ЗАДАНИЕ: |
2 |
В мире вещей и зданий. |
На уроках продолжается работа над рисунком комнаты своей мечты. Рассматривается влияние цветового решение на пространство интерьера, а также значение цвета для придания комнате своей мечты индивидуальности её хозяина. Рассматривается символика цвета в жизни и архитектуре. |
28-33 |
ЗАДАНИЕ: |
1 |
Город и человек. |
Данный урок продолжает расширять пространство внутреннего и внешнего мира учащихся, предлагая заглянуть уже за пределы своей комнаты. Примерные вопросы к учащимся могут звучать так: «Вы создали свой уютный мир – комнату своей мечты, а что вы хотели бы видеть за пределами своей комнаты? Куда выходят ее окна? Что за мир находится за окном вашей комнаты?» Помогают разбудить фантазию учащихся слайды презентации. Обращаясь к данным слайдам учитель должен обратить внимание на то, как одна деталь, а именно – фонарь, может создать представление об образе всего окружающего пространства. |
34-36 |
ЗАДАНИЕ: |
2 |
Город и человек. |
Предыдущая работа учащихся должна являться эскизом для разработки дизайна фонаря для определенного места: парка, набережной, школьного двора и т.д. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что фонарь также может иметь индивидуальность, «характер», отражать или подчеркивать образ города или места, в котором он установлен. На втором уроке к образу фонаря учащиеся добавляют ограду, которую необходимо создать в едином с фонарем стиле. |
37-41 |
Создание дизайна фонаря и ограды для установки в конкретном месте. |
2 |
Город и человек. |
К данному уроку учитель предлагает создать эскиз городского пространства, для которого на предыдущих уроках разрабатывался дизайн фонаря. Учитель предлагает поразмышлять над тем, что создает неповторимый облик каждого города, какие архитектурные формы и объекты делают уютным микрорайон, улицу, двор. Возможно дорисовать предыдущую работу или сфотографировать рисунки учащихся, выполненные на предыдущем уроке, а затем распечатать в уменьшенном варианте и включить уже созданный фонарь в городскую среду. |
42-48 |
Архитектурный замысел и его осуществление – создание эскиза городского пространства. |
1 |
«Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» |
На заключительном уроке цикла желательно провести «экскурсию» по созданным в течение 10 уроков работам и обсудить, почему же тема цикла уроков называлась «Человек в зеркале дизайна и архитектуры». В разговоре у учащимися необходимо обсудить, удалось ли им в течение прошедших уроков спроектировать пространство, в котором они бы чувствовали себя уютно, что нового они узнали о себе и своих одноклассниках, рассматривая их работы. |
49-50 |
Создание выставки творческих работ учащихся и «экскурсия» по ней. |
Источники:
- http://www.tzar-okna.ru/articles/view/s22.html
- http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/vosprijatie-i-ponimanie-drugih-ljudej-i-samih-sebja-podrostkami-s-raznym-urovnem.html