Проект "Чудесия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей с необычными обитателями планеты.

Задачи

Образовательные:

  • Закреплять и расширять представления детей о необычных обитателях планеты - животных, птиц морских обитателей, насекомых,  их красоте и пользе, об их значимости для окружающего природы.
  • Уточнить внешние признаки, условия их обитания, роли человека в их жизни.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания в области познания окружающего мира.
  • Развивать у детей умение сравнивать и анализировать, способствовать развитию логического мышления.
  • Развивать словарный запас у детей, обогащая речь новыми словами.
  • Развивать творческие способности у детей, желания отражать свои мысли и чувства на бумаге и в поделках.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Воспитательные:

  • Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к обитателям планеты, бережного и заботливого отношения к ним.

Актуальность: Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому, что она своей яркостью, многообразием, динамичностью, воздействует на все его чувства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Первые восприятия важны и не ожиданны для ребенка, а все новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращается к нам, взрослым, и от того как мы будем внимательны к детским вопросам – зависит, будет ли развиваться любознательность и формироваться правильное представление об окружающем мире.
С первых самостоятельных шагов мы открываем для себя мир и до глубокой старости не устаем удивляться его многообразию. Мы узнаем новые города и страны, народы и планеты. Между тем рядом с нами живет своей неповторимой жизнью особый мир – мир животных, птиц, насекомых морских обитателей. Некоторые из них не устают поражать человека своей необычностью, которая помогает им приспосабливаться к жизни на земле, под землёй, в воде или в воздухе. Иногда остаётся только удивляться, насколько необычные создания существуют на нашей планете. С детьми решили узнать про них.

Срок проекта: апрель–август.

Возрастная группа: дети старшего возраста.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, сотрудник информационно-библиотечного объединения, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

Ожидаемые результаты: Дети познакомятся с удивительными обитателями планеты, научатся составлять рассказы про них, опираясь на схемы, которые помогут им нарисовать родители. Ребята научатся видеть красоту природы, оберегать её обитателей, передавать в своих творческих работах особенности их, применяя разный материал и техники рисования.

Образовательные области

Непрерывная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие

Беседы, индивидуальная работа с детьми. Общение с детьми в процессе игр, бесед, подвижных игр.

Беседа
«Опасные рыбы», «Чем опасна профессия рыбака, водолаза» «Безопасность в быту», «Есть ли польза от морской воды?»
«Чем полезны морская рыба и разные водоросли?», «Учитесь жалеть и беречь», «Добрые поступки», « Как нам птицы помогают!», « Как нам могут  помочь лягушки?»

Изготовление «книжек-малышек»
«Птичьи истории», «Наши соседи – насекомые», «Кто такие, морские обитатели?», «Истории про животных», «Ветеринарная лечебница»,  «Необычные маленькие друзья», «Истории про земноводных, пресмыкающиеся»

Сюжетно-ролевые игры
«Морское путешествие на корабле», «Морские следопыты»,
«Птицеферма», «Ветеринарная клиника».

Дидактические игры
«Скажи ласково», «Можно — нельзя», «Кто знает?», «Хорошо-плохо»,

Игра-инсценировка
«Путешествие в подводный мир», «Мы - морские животные», «Где обедал воробей?».

Психологические этюды (М.И.Чистяковой)
«Два карася», «На берегу моря», «Вдоль по реченьке», «Идём за синей птицей», «Гадкий утёнок», «Жар-птица», «Медвежата выздоровели», «Гневная гиена», «Разъярённая медведица», «Лисёнок боится», «Уронила белка шишку» «Игра с муравьём», «Дюймовочка у майских жуков»,
«Ёж и лягушка», «Змей-Горыныч».

Познавательное развитие

Непрерывная образовательная деятельность
«Морские обитатели, кто они?», «Птицы - наши друзья»

Рассматривание альбомов
«Необычные рыбы», «Всё о птицах», «Красная книга», «Хищные птицы животные».

Дидактические игры
«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт»,«Угадай звук животного», «Собери Дельфина», «Укрась аквариум», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу», «Сосчитай, сколько животных?», «Составь задачу про них».

Беседы
О пользе птиц в природе, «Птицы водоёмов». «О чём поют птицы?», «Какие насекомые живут в воде, на земле, на дереве», «Где обитают змеи», «Зачем змеям яд?»,
«Все ли змеи ядовиты?

Настольно-печатные игры
«Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Лото», «Соедини точки», «Разрезные картинки»,  «Кто здесь живет?», «О ком расскажу», «Кукушкино имя», «Найди свою группу»,  «Летает – не летает»,  «Кому, какой корм?», «Исправь ошибку».

Словесные игры
«Один-много»,  «Назови ласково», «Счет рыб»,  «Четвертый лишний»,  «Угадай обитателя морского дна по описанию»

Речевое развитие

Дидактические игры
«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт»,  «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Укрась аквариум», «Угадай, какой водоем», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу»
«Жители морей и океанов», «Что растет в морях и океанах».
«Рыбы морские»,  «Обитатели морей», «Найди, кого назову»
«Подумай, о ком так можно сказать», «Чьи детки?», «Верю – не верю», «Угадай звук животного», «Чья тень?».  «Найди свою группу», «Кому, какой корм?», «Собери картинку», «Исправь ошибку»

Решение проблемных ситуаций
«Что было бы, если…»

 Беседы
«Почему все птицы разные?», «Птичьи гнёзда», «Значение воды на Земле», «Кто живет в воде?», «Что растет в воде», «Почему рыбы имеют такое строение и чем они дышат», «Почему все животные разные?»

Рассматривание глобуса, иллюстраций, картин из энциклопедий.

Составление рассказов по картинам
Рассматривание картины Е. Левитана «Осень», «Грачи прилетели»

Пальчиковая гимнастика
«Цыплята», «Утята», «Ути», «Стая птиц», «Сорока – белобока», «Птичья кормушка», «Птички», «Ласточка»,  «Краб», «Рыбки», «Дельфины», «Налим», «Капитан», «Животные зимой», «Колючий шарик», «У кого какая шубка», «Насекомые», «Бабочка» «Улитка», «Черепаха», «Лягушка»

Художественно-эстетическое развитие

Детский дизайн
«Лебеди», «Ласточка», «Животные» - втулки,  «Животные из пластмассовых пробок»,  Коллективная работа – «На лугу» «Обитатели планеты» из пластмассовых пробок»,  «Лягушонок и водяная лилия».

Конструирование
Конструирование из бумаги - макет морского дна. Оригами «Морские рыбки», «Скворечники», «Гнёзда для птиц», «Бумажные маски животных из одноразовых бумажных тарелок» «Бабочка» (оригами), «Кузнечики» (оригами)

Рисование
«Волшебный подводный мир», «Животные» - рисуем крупой
«Золотистая бронзовка», «Жуки».

Лепка
Пластелинография «Необыкновенные рыбки», «Рыбка клоун».

Музыкальные игры
«Веселые рыбки», «Русалочки», «Рыболовы», «Кукушка»
«Гуси-лебеди и волк», «Музыкальные загадки».

Прослушивание песен
«Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».

Слушание музыки
«Звуки моря», «Звуки дельфина», «Голоса птиц».

Разучивание стихотворений и пословиц

Чтение художественной литературы
«По щучьему велению», «О рыбаке и золотой рыбке», Рассматривание энциклопедий о морских обитателях.
Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему»
Энциклопедия «Морские животные».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Н. Носов «Карасик»
р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Рассматривание чтение и рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
Чтение А. Толстого «Сорока»
А. Ремезов «Кукушка»
М.С. Прокопенко «Когда смеются птицы»
Т.А.  Шорыгина  «Воробей»
З. Александровой  «Новая столовая»
Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»
Е. Чарушин «Что за зверь?»
Г. Остер «Котенок по имени Гав».
Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
Бр. Гримм «Бременские музыканты».
Р.н.с. «Волк и семеро козлят».
А.К. Толстой «Белка и волк».
Р.н.с. «Заюшкина избушка»
Г. Снегирев «След оленя»
р.н.с. «Заяц-хваста»
В. Набоков «Бабочка»
Ю. Энтин «Серия стихов про насекомых»
Б. Заходер «Муравей»
Ирис Ревю «Про лягушку»
В.Чаплина «Питомцы зоопарка»
Тематический словарь в картинках «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы»

Рассматривание репродукций картин
И.К.Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А.Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»

Просмотр мультфильмов
«Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», «Серая шейка», «На горке», «Животные планеты», «Жил-был пёс»
«Детям о животных» - цикл - «Я познаю мир», «Звуки диких животных».

Физическое развитие

Подвижные игры
«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки»
«Водяной», «Мы – водные животные», «Король и щука»
«Удочка», «Совушка», «Ворон», «Гуси-лебеди»
«Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Перелёт птиц».
«Я знаю пять названий …», «Найди пару», «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Охотник и зайцы», «Зебра», «Кошечка», «Поймай комара», «Гусеница», «Медведь и пчёлы», «Большая черепаха», «Дракон».

 Физминутки
«Рыболов»,  «Ловля рыбы», «Четыре цапли». «Аист»,
«Над морем», «Лебеди», «Птицы», «Весёлые гуси», «Мы охотимся на льва», «Зайчата», «Жук», «Бабочка», «Стрекоза», «Скачет лягушонок», «Две весёлые лягушки», «Две ягушки».

Взаимодействие с родителями:

  • организовать конкурс рисунков и плакатов «Необычные обитатели планеты»;
  • участие в создании групповой мини-библиотеки «Эти разные обитатели»;
  • изготовление книжек-самоделок.

Итоговое мероприятие: «Животные нашей планеты»

Консультации для родителей:

  • «Осторожно – муравей»,
  • «Укус пчелы»,
  • «Расскажите детям про насекомых».

Литература

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
  2. Казаручи, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
  3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы); Практическская разработка физминуток. – М.ВАКО, 2007. - 208 с.
  6. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – С.23-25.
  7. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.:Просвещение,1986.
  8. Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
  9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.ХХ1 век»,2007. – 186 с.
  10. Ячиков В.М. Подвижные игры. – М.: ФИС, 1991.
    - http://vospitatel.com.
    - http :// www.psyoffice.ru /4-0-2013.htm
  11. Травина И.В. «ПТИЦЫ» - М.: Изд. «РОСМЭН», 2012
  12. Тихонов А.В. «Детская энциклопедия ДЖУНГЛЕЙ» - М.: Изд. «РОСМЭН», 2005
  13. В. Малов. «Подводные исследования» - М.: «СЛОВО». 2001
  14. Питер Райли и Клэр Оливер Перевод с английского С.В. Чудова и В.В. Свечникова  «100 вопросов и ответов Земля и океаны» - М.: Изд. «РОСМЭН», 2004