Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта: для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны родителей, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к обучению.
Постановка проблемы: работая на данной группе, мы увидели проблему в обучении детей социальной адаптации со стороны родителей. Родители относятся к своим детям с большой опекой, не допускают в действиях детей ошибок, боятся, что дети смогут навредить себе. Поэтому мы приняли решение, что необходимо обучать социальной адаптации не только детей, но и их родителей. Чтобы родители научились взаимодействовать с детьми, овладели специальными приёмами и методами обучения детей, и могли закреплять дома умения и навыки ребёнка, полученные в дошкольном учреждении.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
ЦЕЛЬ проекта: создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей с ОВЗ к социальной действительности.
ЗАДАЧИ по реализации проекта с детьми:
- Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный словарь детей (учёт индивидуальных особенностей контингента);
- Развивать у детей навыки коммуникации;
- Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
- Учить детей воспроизводить цепочку игровых действий;
- Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
- Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
- Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;
- Учить детей принимать на себя роль другого лица;
- Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;
- Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;
- Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;
- Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
- Знакомить детей с конкретными трудовыми процессами;
- Формировать у детей основы культуры труда;
- Формировать у детей умение выполнять элементарные практические действия с предметными орудиями по односложной речевой инструкции;
- Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный взрослым;
- Формировать у детей элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания;
- Формировать у детей элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;
- Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы.
- Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;
- Способствовать у детей интеграции полученных игровых действий в бытовые ситуации;
- Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду взрослых;
- Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;
- Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);
ЗАДАЧИ по реализации проекта с родителями (законными представителями):
- Создать условия для заинтересованности родителей и их педагогического просвещения в вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ;
- Сформировать у родителей убеждённость в необходимости полной адаптации ребёнка с ОВЗ к социальному и бытовому окружению;
- Познакомить родителей со способами и методами обучения детей с бытовыми предметами и предметами домашнего обихода;
- Содействовать умению родителей переносить приобретённый опыт взаимодействия с ребёнком в домашний быт.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.
ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:
- Игровые упражнения;
- Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);
- Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;
- Образовательные ситуации;
- Мини-экскурсии по территории и помещениям детского сада;
- Экскурсии и целевые прогулки по городу;
- Предметные игры;
- Отобразительные игры;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Трудовые действия (ХБТ);
- Элементы социальной адаптации (приготовление совместных элементарных блюд).
ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями (законными представителями):
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Информационные стенды;
- «Родительский клуб «Мы-вместе!»
- Совместные экскурсии и целевые прогулки;
- Анкетирование;
- Мастер-классы;
- Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
- Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов;
- Дистанционное обучение.