Урок-игра по русскому языку «Незабываемое путешествие». Повторение и обобщение изученного в 6-м классе

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 МБ)


Цели и задачи урока:

Обучающие.

  • Повторить и закрепить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию.
  • Подготовить учащихся к связным высказываниям на грамматическую тему.
  • Учить аргументировать свои высказывания.
  • Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
  • Повторить постановку знаков препинания в сложном  предложении.
  • Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

Развивающие.

  • Развивать коммуникативно-речевые умения.
  • Умение работать с текстовыми фрагментами различного характера
  • Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные.

  • Обучать умению работать самостоятельно  в команде, корректно вести спор
  • Формировать толерантное отношение к людям
  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: коллективное обучение на игровой основе с применением метапредметного подхода и ИКТ.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, раздаточный материал.
  • Парты расставлены таким образом, чтобы работа велась в группах.

_______________ 2 группа

_______________ 1 группа

Ход урока

I. Оргмомент 

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада вас всех видеть. Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в  незабываемое путешествие.    (Слайд 1)

Задачи урока:

  •  Обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации, фонетике, лексике, морфологии и словообразованию.
  • Отработать навыки, полученные в 6 классе.

Открываем тетради. Отступаем две строчки от домашней работы. С красной строки записываем число, классная работа.

В путешествие отправятся две команды: 1-я команда Маши, 2-я команда Миши. Давайте познакомимся с правилами игры: (Слайд 2)

1. Каждая  команда  устанавливает свою фишку на СТАРТ.

2. После этого команды по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадет на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения, выполняет полученное задание.

3. Направления движения показывают цифры  (в порядке возрастания) на карте.

4. Красный круг с белой серединкой заставляет команду пропустить очередной ход.

5. Синие стрелки на игровом поле возвращают игрока назад, красные стрелки, наоборот, дают дополнительное ускорение.

Цель игры: достичь крайнюю правую клетку в верхнем ряду с номером 21, которая находится у дома Тигра. (Слайд 3)

Наше путешествие будет трудным. Все задания выполняются в тетради. Команда может отправляться дальше, если задание выполнили все. В путь! (СТАРТ, музыка 1, слайд 21) Жеребьевка, команда, получившая право первого хода, бросает кубик.

II. Повторение и обобщение изученного.

В случае попадания  команд на одну игральную  клетку выдается запасное задание команде, попавшей на игральную клетку позже. (Приложение 1)

Упражнение №1 (Клетка 1, слайд 4)

Вставьте пропущенные буквы

Пр..бывать в неведении - пр..бывать по расписанию

Старинное пр..дание - пр..дание силы

Пр..емник традиций – пр..ёмник «Турист»

Пр..зирать угрозы – пр..зреть сирот

Пр..творить в жизнь – пр..творить дверь

Пр..клонить ветви – пр..клонить колена

Упражнение №2 (Клетка 2 - переход на  4)  (Слайд 8 )

Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках, выделите их.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры,пр..окские дали, пр..неприятный разговор, пр..бывать в унынии, пр..смешное выражение, пр..гвоздить накрепко, немного пр..уменьшить

Упражнение №3 (Клетка 3,слайд 7)

Замените обороты словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; лечь ненадолго; перестать что-либо делать; немного открыть; охранник, стоящий у ворот

Упражнение №5 (Клетка 5, слайд 9)

В каком ряду следующий порядок пропущенных в приставках букв: И,Е,Е,И?

  • Пр..ткнуться в угол, камень пр..ткновения, пр..емник традиций, новый пр..ёмник.
  • Пр..емственность поколений, пр..емлемый вариант, пр..творить в жизнь, пр..творить окно.
  • Пр..зирать трусов, пр..зреть стариков, пр..зреть  страх, пр..зреть человека.

Упражнение №6 (Клетка 6, слайд 11)

Укажите неправильное написание слов.

Блестать красотой, начинать работу, блистеть нас солнце, изберательная кампания, замирать от страха, вырастить цветы, земная ровнина, далекая зорница, проскакать на лошади, растирание красок, вымакнуть под дождем

Упражнение №7 (Клетка 7-переход на 5), (Слайд 10)

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг,   участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Упражнение №8 (Клетка 8, слайд 13)

Укажите неправильное написание слов:

печеный
шоколад
сгущонка
пижен
жолчный
стажор
мажор

щолочь
шерстка
жокей
жолудь
бечовка
чепорный
щеголь

Упражнение № 9 (Клетка 9, слайд 14)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

Багря..ый закат, бесчисле..ое множество, дровя..ой склад, ледя..ой покров, племе..ой скот,  урага..ый ветер,  румя..ые щеки, полотня..ое белье,  лу..ый свет,  серебря..ые часы, маши..ое отделение,  недюжи..ые способности, сви..ая туша,  зеле..ая лавка, карти..ая галерея.

Упражнение №10 (Клетка 10, слайд 16)

Определите неправильные написания слов. Объясните свой выбор.

туманная мгла
ветренная подруга
каменные ворота
бешенный ритм
масляные краски
соболинный мех

серебрянный кубок
фазаний питомник
кожаная куртка
полотняная блуза
песчанный пляж
лиственный лес

Упражнение № 11 (Клетка 11, слайд 5)

Вставьте нужный суффикс.

Рез..кий свет, елец..ий сувенир, матрос..кий костюм, горняц..й поселок, персид..ий ковер, абхаз..ий микроклимат, фламанд..ая живопись, черкес..ое седло, близ..ий друг, ткац..ий станок, грец..ий орех.

Упражнение № 12 (Клетка 12- переход на 15) (Слайд 19)

Вставьте буквы в личные окончания глаголов.

Мел..т она кофе – и не помн..т, что дела..т.
А время гон..т лошадей.
Теплый ветер тихо ве..т.
Мурлыч..т  кошка на окне.
Тихо зыбл..тся зеленая рожь.
Разговор не кле..тся.

Упражнение № 13 (Клетка 13, слайд 15, музыка 2)

Пропускаем ход!

Упражнение № 14 (Клетка 14, слайд 18, переход к слайдам 26,27)

1 задание (гиперссылка к слайду 26)

2 задание (гиперссылка к слайду 27)

Поставьте существительное в нужной форме.

  • Поезд сошел с (рельсы).
  • Мне нужно купить пару (чулки).
  • В одном купе с нами ехали двое (грузины).
  • В вазе на столе было 10 (апельсин).
  • В окне  магазина были выставлены новые модели (ботинки) и (туфли).

Поставьте существительное в нужной форме.

  • Купи мне полтора килограмма (мандарины).
  • Тебе никак не обойтись без (валенки).
  • 5 (трамваи) остановились на перекрестке.
  • Производство (носки) на фабрике увеличилось.
  • Сколько я вам должен за 2 килограмма (лимоны).

Упражнение № 16 (Клетка 16, слайд 20)

Раскройте скобки. Объясните написание слов.

(зимне)весенний
(книжно)журнальный
(водно)транспортный
(всемирно)исторический
(автомобильно)тракторный
(аграрно)промышленный

бело)голубой
(зелено)глазый
(летне)осенний
(лево)сторонний
(дико)растущий
(косно)язычный

Упражнение № 17 (Клетка 17 –переход на 12) (Слайд  12)

Вставьте пропущенные буквы.

Приб..ру в квартире,  изл..гать мысли,  раств..рить окно,  домашняя утв..рь,  хороший пл..вец, пор..сло мхом, совершить ск..чок,  заг..рать на берегу, несг..раемый шкаф,  непром..каемый плащ,  свежая р..стительность, солнце подж..гало, обт..рание укрепляет.

Упражнение № 18 (Клетка 18, слайд 17)

Укажите слитные написания слов.

  • (не)лепый поступок
  • надеть (не)красивый плащ
  • дорога (не)ровная, но короткая
  • (не) веселый, а грустный взгляд
  • полный (не)вежда в музыке
  • весьма (не)решительный шаг
  • (не)ряшливый вид
  • сказал явную (не)правду

Упражнение № 19 (Клетка 19, слайд 22, переход к слайдам 24,25)

Выберите нужное облако.

1 задание (гиперссылка к слайду 24)

2 задание (гиперссылка к слайду 25)

Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.

На дворе во..т страшная буря ветер срыва..т крыши с домов.
Намеченный м..ршрут близится к к..нцу сказал Мишка.
З..леной дымкой покро..тся  опушка березового леса и умолкнут г..лоса птиц

Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.

Утром спросонок он никак не мог понять где находит..ся.
Мишка п..думал вся з..мля станов..тся разноцветной.
Любое препятствие преодолева..тся настойчивостью упорством трудом.

Упражнение 20 (Клетка 20, слайд 6)

Запишите словосочетания, вставьте буквы в приставках, выделите их.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры, пр..окские дали, пр..неприятный разговор, пр..бывать в унынии, пр..смешное выражение, пр..гвоздить накрепко, немного пр..уменьшить.

Упражнение 21 (Клетка 21, слайд 23)

Финиш!!!

III. Итог урока

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Сегодня мы с вами повторили правописание приставок, суффиксов, слитное, дефисное и раздельное написание прилагательных;  написание НЕ с разными частями речи. Вспомнили личные окончания глаголов и чередование гласных в корнях слов.

IV. Домашнее задание.

  1. Повторить правила
  2. Выполнить в тетради упражнение, выделить орфограммы. (Приложение 2)