Пропедевтика учебного проектирования у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Возрастная группа: старшая.

Цель:  развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников.

Задачи образования:

  • расширять и уточнять знания детей о посуде, сервировке стола, этикете;
  • формировать умение грамматически правильно оформлять свое высказывание.

Задачи развития:

  • развивать речевые умения, мышление;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • развивать пространственные представления и познавательный интерес.

Задачи воспитания:

  • воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство взаимопомощи;
  • воспитывать правильному поведению за столом.

Пропедевтика проектных умений:

  • формирование умений анализировать проблемную ситуацию, выделять условия существования проблемы;
  • формирование представлений о плане;
  • развитие логического мышления;
  • формирование представлений о сотрудничестве в группе: умение выслушивать друг друга, договариваться, распределять обязанности и т.д.;
  • формирование умений предъявлять результат своей деятельности;
  • развитие рефлексии.

Подготовка к  непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа о правилах поведения за столом, особенностях сервировки стола;  дифференциация посуды, сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей», чтение художественной литературы.

Организация среды для непосредственно образовательной деятельности:  посуда, стол, детская посуда, салфетки, кукла, Зайка, Мишка, картинки.

Продолжительность: 25-30 минут.

Ход занятия

Содержание  образовательной деятельности

Формирование проектных умений

1. Организационный момент.

Перед детьми стоит разная посуда.

- Послушайте цепочку слов. Какое слово названо не верно.

Ложка, банка, скорода, кастрюля.
Чашка, сановар, кувшин, стакан.
Тарелка, чайник, блюдце, сольница.
Супница, сахарница, перечница, масленица.

 

2. Основной этап.

Предъявление проблемной ситуации.

- У куклы Маши день рождения. К ней на день рождения пришли Зайка и Мишка, но она не знает, как накрыть стол для чаепития. Маша просит вас помочь. Вы сможете ей помочь?

Беседа.

- Как вы думаете, что такое «чаепитие»? 
- Что значит «накрыть  стол для чаепития»?
- По-другому можно сказать:  «Сервировать стол». Сервировка чайного стола – это искусство расставлять посуду и приборы для чаепития.
- Что вы знаете об особенностях сервировки? (Чашка ставится напротив стула. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце чайная ложка. Заварочный чайник ставят возле хозяйки.  Самовар стоит слева от хозяйки и т.д.)
- А вы умеете сервировать чайный стол?
- Как бы вы накрыли стол для чаепития? (Варианты ответов детей.)
- У вас разные мнения. Каждый из вас по-своему представляет сервировку чайного стола. Значит,  накрыть стол для чаепития – это проблемная ситуация?
- Каким образом решить эту проблему?

Предъявление проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации.
Формулирование проблемы для проектирования.

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним условия нашей проблемы. Сколько гостей пришли на день рождения? (Двое гостей и Маша.)
- Значит, на сколько персон надо накрыть стол?
- Для чего нужно накрыть стол? (Для чаепития.)
- Значит, какую посуду вы будете  использовать? (Чайную.)
- Кукла, Зайка и Мишка – это … игрушки,  значит,  вы будете использовать какую посуду? (Игрушечную.)

Анализ проблемной ситуации, определение условий существования проблемы.

- Нам нужно составить  план сервировки стола для чаепития на три персоны с помощью картинок. Потом по этому плану накрыть стол, используя игрушечную посуду.  Это будет способ решения нашей проблемы.

Целеполагание, т.е. с помощью логопеда формулируется цель проекта.

 Упражнение «Разложи правильно картинки».

- Рассмотрите эти картинки и разложите их в нужной последовательности.  (Дети все вместе составляют картинный план.)
- Мы составили план сервировки чайного стола.
- Кто из вас расскажет  о сервировке стола по этому плану. (Дети решают, кто  и что будет рассказывать.)

Физкультминутка.

Упражнение «Называй-ка».

- Что  вам нужно, чтобы накрыть стол в соответствии с данным планом?  (Три салфетки, три блюдца, три чашки, одна сахарница и т.д.)

Игра «Накрываем чайный стол».

- Давайте будем накрывать стол по плану  и  оречевлять наши действия, используя слова НА, ПОД, ВОЗЛЕ, МЕЖДУ, РЯДОМ, ЗА, СПРАВА, СЛЕВА, ОКОЛО  и т.д.
(Я положу на стол три салфетки. На салфетки я поставлю чайные чашки и т.д.)

Игра «Будь внимательным».

- Посмотрите на наш стол. Как вы думаете, где будет сидеть кукла Маша? Почему вы так думаете?
(Она будет сидеть слева, так как самовар и заварочный чайник должны стоять возле хозяйки.)
- Кукла Маша хочет с вами поиграть. Посмотрите еще раз на стол и закройте глаза. (Педагог меняет приборы или посуду местами.)
- Посмотрите,  что изменилось?
(Чайная ложка в чашке. Сахарница на самоваре и т.д.)

 Развитие  логического мышления: восприятие, анализ и синтез картинно-графической информации.
Формирование представлений о плане.
Формирование представлений о сотрудничестве в группе: умение выслушивать друг друга, договариваться, распределять обязанности и т.д.
Формирование способностей предъявлять результат своей деятельности.

3. Итог.

- Сейчас мы будем рефлексировать. Какие трудности были? Понравилось работать вместе? Что больше всего понравилось?
- Теперь Маша будет учиться накрывать стол для чаепития по вашему плану. Она благодарит вас и дарит угощение.

Развитие рефлексии.

Приложениекартинный материал для составления плана.

Используемая литература.

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. биб-ка).