Возрастная группа: старшая.
Цель: развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников.
Задачи образования:
- расширять и уточнять знания детей о посуде, сервировке стола, этикете;
- формировать умение грамматически правильно оформлять свое высказывание.
Задачи развития:
- развивать речевые умения, мышление;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать пространственные представления и познавательный интерес.
Задачи воспитания:
- воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство взаимопомощи;
- воспитывать правильному поведению за столом.
Пропедевтика проектных умений:
- формирование умений анализировать проблемную ситуацию, выделять условия существования проблемы;
- формирование представлений о плане;
- развитие логического мышления;
- формирование представлений о сотрудничестве в группе: умение выслушивать друг друга, договариваться, распределять обязанности и т.д.;
- формирование умений предъявлять результат своей деятельности;
- развитие рефлексии.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа о правилах поведения за столом, особенностях сервировки стола; дифференциация посуды, сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей», чтение художественной литературы.
Организация среды для непосредственно образовательной деятельности: посуда, стол, детская посуда, салфетки, кукла, Зайка, Мишка, картинки.
Продолжительность: 25-30 минут.
Ход занятия
Содержание образовательной деятельности | Формирование проектных умений |
1. Организационный момент. Перед детьми стоит разная посуда. - Послушайте цепочку слов. Какое слово названо не верно. Ложка, банка, скорода, кастрюля. |
|
2. Основной этап. Предъявление проблемной ситуации. - У куклы Маши день рождения. К ней на день рождения пришли Зайка и Мишка, но она не знает, как накрыть стол для чаепития. Маша просит вас помочь. Вы сможете ей помочь? Беседа. - Как вы думаете, что такое «чаепитие»? |
Предъявление проблемной ситуации. |
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним условия нашей проблемы. Сколько гостей пришли на день рождения? (Двое гостей и Маша.) |
Анализ проблемной ситуации, определение условий существования проблемы. |
- Нам нужно составить план сервировки стола для чаепития на три персоны с помощью картинок. Потом по этому плану накрыть стол, используя игрушечную посуду. Это будет способ решения нашей проблемы. |
Целеполагание, т.е. с помощью логопеда формулируется цель проекта. |
Упражнение «Разложи правильно картинки». - Рассмотрите эти картинки и разложите их в нужной последовательности. (Дети все вместе составляют картинный план.) Физкультминутка. Упражнение «Называй-ка». - Что вам нужно, чтобы накрыть стол в соответствии с данным планом? (Три салфетки, три блюдца, три чашки, одна сахарница и т.д.) Игра «Накрываем чайный стол». - Давайте будем накрывать стол по плану и оречевлять наши действия, используя слова НА, ПОД, ВОЗЛЕ, МЕЖДУ, РЯДОМ, ЗА, СПРАВА, СЛЕВА, ОКОЛО и т.д. Игра «Будь внимательным». - Посмотрите на наш стол. Как вы думаете, где будет сидеть кукла Маша? Почему вы так думаете? |
Развитие логического мышления: восприятие, анализ и синтез картинно-графической информации. |
3. Итог. - Сейчас мы будем рефлексировать. Какие трудности были? Понравилось работать вместе? Что больше всего понравилось? |
Развитие рефлексии. |
Приложение – картинный материал для составления плана.
Используемая литература.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. биб-ка).