Организационный учебно-образовательный проект по озеленению пришкольного участка "Цветная сказка"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Исполнителями проекта являются учащиеся и педагоги школы

Цели:

  • реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
  • содействие улучшения экологической обстановки в городе через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка;
  • формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовного воспитания;
  • нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью;
  • озеленение пришкольного участка.

Задачи:

  • воспитать экологическую культуру и экологическое сознание школьников;
  • содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
  • привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
  • сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
  • развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности по благоустройству пришкольной территории;
  • преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
  • провести информационно - просветительскую работу по пропаганде экологической культуру учащихся;
  • оборудовать участков для плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка.

Обоснование актуальности проекта

Если бы каждый человек на клочке земли свосделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша. (А.П. Чехов)

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Школа- это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.

Одним из негативных факторов являются ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего города. Имеют место социально-экологические проблемы: недостаточное озеленение участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения и этой задачи.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизации всего учебного заведения, а точнее всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Одна из важнейших задач школы - это воспитание жизнеспособной личности, практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, умеющей работать на земле. Проект озеленения пришкольного участка является долгосрочным - сроком на два года.

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Выбор и обоснование темы проекта

Территория нашей школы обширна и разнопланова. К школе примыкает пришкольный участок. Дворовая часть является также подъездными путями к школьной столовой. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, а так же благоустройство этих зон становится более актуальным.

Актуальность и важность проекта

Проблема благоустройства территории стала актуальной с первых дней её существования. В течение первых двух лет были посажены деревья и кустарники.

Приоритетным направлением деятельности школы является экологическое воспитание школьников. По мере роста и развития школы-новостройки - росла и развивалась воспитательная система школы, главной целью которой являлась формирование экологической культуры школьников. Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Притворяя в жизнь наш девиз «Думай - глобально, действуй - локально!», мы сделали территорию окружающую школу частью нашей воспитательной системы.
Создали единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов. Таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас - это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.

Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего «Я».

Цель проекта: декоративное оформление пришкольного участка.

Гипотеза: если будет разработан и реализован  проект по озеленению пришкольного участка, то это позволит улучшить условия отдыха учащихся школы, и приучит их бережно относиться к природе.

Сроки и этапы реализации проекта этап - подготовительный

1 этап - практический (исследовательский)

2 этап - обобщающий

3 этап - информационно-просветительский

Сроки: 2016-2017 годы

Ожидаемые результаты

  • решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодёжи;
  • повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
  • развитие организаторских и творческих способностей обучающихся;
  • благоустройство и озеленение школьной территории;
  • повышение экологической культуры учающихся;
  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
  • пропаганда экологической культуры учащихся;
  • расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
  • использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, трудового обучения.

Выполнение проекта благоустройства и озеленения пришкольного участка.

  1. Установление положительной мотивации в формировании жизнеспособной личности.
  2. Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся в ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
  3. Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке с целью использования его в образовательной среде.
  4. Озеленение (цветочное оформление) территории, прилегающей к школе.
  5. Проведение исследовательских работ.

Учебно-опытный участок, оформленный ландшафтными композициями и разделенный на отделы:

  • плодово-ягодный отдел;
  • цветочно-декоративный отдел;
  • отдел биологии растений;
  • лекарственный отдел;
  • отдел для начальных классов;
  • отдел защищенного грунта;
  • дендрологический отдел
  • цветочно-декоративный отдел

Большое место на пришкольном участке отведено декоративным кустарникам, которые можно частично высадить в цветочно-декоративном   отделе, а частично — в живой изгороди. Для оформления пришкольного участка отбирали кустарники, обладающие высокой декоративностью и разными сроками цветения, чтобы иметь их в цветущем состоянии более продолжительное время, чтобы их можно было использовать для учебных целей. Таким требованиям отвечают сирень, черемуха.

Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормки, поливы, теплые ванны, промораживание) по семенному и вегетативному размножению растений. Цветочно-декоративные растения могут служить удобным материалом многих тем школьного курса ботаники.

Учащиеся VI класса на этих растениях знакомятся с типами корневых систем, образованием придаточных корней из различных тканей растения, с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля (клубни, луковицы, корневища). С разнообразием форм соцветий, со строением, формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособлением к их распространению, с формой и строением семян, со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста) и др. Учащиеся VI класса на цветочно-декоративных растениях знакомятся с особенностями и многочисленными - представителями почти всех семейств, изучаемых в школьном курсе ботаники. Это сложноцветные (астры, цинии, георгины, хризантемы и др.), пасленовые (петуния, дурман, паслен), крестоцветные (редис), бобовые (душистый горошек), розоцветные (шиповник), лилейные (лилии, ландыши, гладиолусы) и многое другое.

Цветочно-декоративные растения представляют интерес и для учащихся X—XI классов в связи с изучением курса общей биологии. На этих растениях они знакомятся с искусственным отбором, различными формами мутационной изменчивости, с явлением множественного аллелизма, проявляющимся в целой гамме самых разнообразных окрасок венчика, с полиплоидией (гвоздики), с растениями из различных центров происхождения растений (по П.И. Вавилову). Ставят опыты по изучению отдельных закономерностей наследования.
На цветочно-декоративных культурах учащиеся X—XI классов изучают влияние различных факторов внешней среды на рост и развитие растений: промораживание, теплые ванны, поливы, внесение удобрений, прищипка верхушек и др., связанные с темой «Модификационная изменчивость, организм и среда» и многое другое.

Учащиеся подготавливают обширный ассортимент цветочно-декоративных культур для озеленения, а так же для реализации рассады желающим.

С начала мая и до глубокой осени цветут астры, петуньи, шафраны, сальвии, космии, георгины. Стараниями педагогов и учащихся озеленены все кабинеты, а так же территории вокруг школы.

Отдел биологии растений

Отдел биологии растений, имеет большое значение для формирования у учащихся любви к природе, бережного к ней отношения. Этот отдел может иметь большое значение для лучшего усвоения теоретических курсов ботаники и общей биологии и заготовки раздаточного и демонстрационного материала для проведения лабораторных занятий в зимний период. В этом отделе выделены самостоятельные участки для выращивания растений   и   проведения   с ними опытов учащимися VI и IX, XI классов.

На участке для VI класса высажены коллекции растений, имеющих различную форму листа, стебля, соцветия, цветка, представителей однодомных и двудомных растений, имеющих различный тип семян и плодов, а также разнообразные приспособления для перекрестного   опыления   и для распространения плодов. На этом участке на дикорастущих растениях местной флоры показаны приспособленность растений к различным экологическим условиям, выделены растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, первоцветы, подобраны растения с различными сроками зацветания.

На участке VI класса целесообразно сооружены грядки, на которых высажены различные представители важнейших семейств однодольных и двудольных растений, изучаемых в курсе ботаники. Эти посадки мы используем для иллюстрации некоторых биологических закономерностей, изучаемых в курсе общей биологии.

Наряду с этим цветочно-декоративные растения на пришкольном участке являются очень удобным объектом для организации с учащимися опытно-практических работ по ботанике ( VI классы) и по общей биологии (X—XI классы).

В текущем году были заложены следующие опыты:

  1. Влияние закалки семян и рассады на рост, развитие и продолжительность цветения у однолетних цветочных растений
  2. Влияние пасынкования на сроки цветения и величину соцветий у георгинов.
  3. Влияние прищипки главного стебля на появление боковых побегов и продолжительность цветения.

Постановка несложных опытов способствует овладению методикой опытнической работы, пониманию научных основ сельскохозяйственного производства. Учитель сельскохозяйственного труда воспитывает в ходе работы у школьников трудолюбие, наблюдательность, самостоятельность, организованность, ответственное отношение к природе, интерес к сельскохозяйственным профессиям.

Под руководством учителя биологии проводят следующие опытные исследовательские работы: влияние органических удобрений, минеральных удобрений на рост и развитие растений. Влияние недостатка воды на рост и развитие растений. Дополнительно провели наблюдение за синицами. Озеленение в школе несет большой эстетический и эмоциональный заряд. В цветочных композициях учитываются особенности развития декоративный внешний вид и окраску культур. Значительно увеличили ассортимент цветочно-декоративных культур. Собранные семена используются для выращивания рассады в следующем году.

Плодово-ягодный отдел.

Задачи: познакомиться и изучить основные сорта двух групп семечковых (яблоня дикая- дичок); ягодных кустарников (смородина, барбарис), узнать приемы правильной посадки и ухода за ними.

Приемы:

  1. Обрезка деревьев (формирование кроны дерева)
  2. Борьба с вредителями и болезнями
  3. Внесение удобрений
  4.  Полив

Плодовый сад в школе служит базой для опытнической работы. Тематика опытов различна.

VI класс.

1. Проведение фенологических наблюдений (различные плодово-ягодные породы).

2. Изучение новых сортов плодово-ягодных пород.

3. Выяснение влияния удобрений на ежегодный прирост, величину и качество урожая.

4. Испытание различных типов формирования кроны плодовых деревьев.

VII класс.

1. Изучение эффективности биологических методов борьбы с вредителями плодово-ягодного сада.

VI класс.

1. Влияние различных доз удобрений на рост саженцев плодовых растений.

2. Влияние различных норм полива на рост сеянцев и саженцев.

УОУ всегда в образцовом порядке.

В нашей школе большое значение уделяются эстетическому воспитанию детей.

На базе школы проводится конкурсы, где дети проявляют творческие способности и занимают призовые места.

Каждый год в школе организуется выставка «Дары осени». Лучшие работы предоставляются на республиканскую выставку

План мероприятий 

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап - подготовительный

 

 

1. Оценка экологической обстановки.

 

Зав. пришк. учебно-опытн. участком

2. Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора

март-май

Учителя биологии.
Директор школы.

3.Определение цели и задач проекта

 

Зав. пришк. учебно-опытн.участком

4.Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории

 

Зам. дир. по АХЧ

5.Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта

 

Учителя биологии, географии, ИЗО, технологии

6.Проведение открытых уроков, недели биологии, экологии, конкурсов рисунков по экологии и др. внеклассных мероприятий

I; IV
четверти

Зав. пришк. учебно-опытн.участ

8.Определение темы опытнической исследовательской работы

 

 

II этап - практический

1.Выращивание рассады Март-апрель Учителя биологии
 

2.Уход за растениями Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках

Июнь-август

Учителя биологии. Кл.руководители

Ill этап - обобщающий 1 .Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы Февраль Зав. пришк. учебно-опытн. участком
  2.Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей Март Заместитель директора по научно-методической работе
  3. Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта Сентябрь-октябрь Заместитель директора по научно-методической работе
  4. Обобщение опыта работы Ноябрь Зав. пришк. учебно-опытн. участком
IV этап - Информационно-просветительский 1 Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности, обучающихся по реализации проекта В течение года Пресс-центр

Реализация проекта

В ходе реализации проекта будут выполнены следующие работы:

  • рганизована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по реализации основных мероприятий проекта (на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации);
  • выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
  • проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
  • составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
  • на территории пришкольного участка разбиты клумбы с цветами;
  • выращена рассада для посадки многолетних цветов;
  • составлены технологические карты ухода за растениями;
  • проведены уроки экологической направленности (по региональному компоненту);
  • закуплены семена для посадки растений на клумбах.

Технологическая карта

Название операции

Технология

Сроки

1

Заказ посевного материала

Отправка бланка заказа в семенные магазины (в соответствии с потребностью семян)

Декабрь-февраль

2

Закупка ящиков для рассады

Наполнить рассадные ящики грунтом, пролить кипятком с целью уничтожения вредителей

Март-апрель

3

Предварительная стратификация семян (тех, которым это необходимо)

посеять семена, накрыть стеклом и поместить в холодильник (5-7°С) Посевы выдерживать в таких условиях в течение месяца, затем перенести в комнатные условия.

Март-апрель

4

Посев семян в
рассадные ящики

Посеять россыпью, глубина заделки в зависимости от размера семян

Март - апрель

5

Пикировка (пересадка растений по одному)

Пересадка в отдельные горшки (по возможности в торфо-перегнойные)

Конец апреля

6

Уход за рассадой

Полив, подкормка, прополка

По мере
необходимости

7

Пересадка в открытый грунт (клумбы)

Растения пересаживают в почву согласно инструкции
(см. на пакетики с семенами)

Вторая декада мая

8

Повторить пункт 6

Подкормку осуществлять через каждые 2 недели

В течение лета: 6, 18.06,2.07,16.07, 30.07113.08,20.08, 27.08

Экономическое обоснование.

Смета проекта

Статья расходов

Запрашиваемая сумма (руб)

1.Приобретение средств малой механизации сельскохозяйственного инвентаря
1.1 Тяпки (10шт*120руб)
1.2 Лопаты(10шт*125руб)
1.3 Грабли(10шт*113руб)
1.4 Рыхлилки(25шт*29руб)
1.5 Ящики для рассады (10шт*38руб)
1.6 Бочка(1шт*400руб)
1.7 Лейки(11шт*142руб)
1.8 Шланг поливочный Gellfast ½ (1*50м)


1200
1250
1130
725
380
400
1562
841

2. Расходные материалы
2.1Канцтовары
2.2 Бумага для принтера, цветная бумага, картон


500
700

3.Расходные агроматериалы
3.1 Удобрения
3.2 Средства защиты растений
3.4 Перегной


1000
600
4000

4.Семена и посадочный материал, рассада
4.1 Циния(5уп*5руб)
4.2 Сальвия(10уп*12руб)
4.3 Георгин(8уп*8руб)
4.4 Виола(6уп*13руб)
4.5 Лаватера(6уп*18руб)
4.6 Огурцы(5уп*5руб)
4.7 Томаты(5уп*5руб)
4.9 Морковь(3уп*6руб)
4.10 Свекла(3уп*6руб)
4.11 Зелень (укроп, петрушка, базилик, горчица) (12уп*4руб50коп)
4.12 Капуста(6уп*4руб50коп)
4.13 Редис (5уп*5руб)
4.14 Кабачки (5уп*4руб)
4.15 Лук посевной (3уп*7руб)
4.16 Алисум(20уп*5руб50коп)
4.17 Львинный зев (5уп*5руб)


25
120
64
78
108
25
25
18
18
54
27
25
20
21
110
25

5.Издательские расходы
5.1 Благодарственные письма спонсорам, печать дипломов участникам проекта


599

ИТОГО:

15 650

Заключение

Все эти реальные дела выполняются не по принуждению, а с живым, неподдельным интересом. Участвуя в работе над проектом, приобретается опыт социальной деятельности, происходит эмоциональное сплочение класса. Мы получаем опыт правового и нравственного поведения, учимся на практике использовать свои знания, расширять общий кругозор, развивать потребность в общении и практической деятельности. Растет интерес к природе и истории родного города, начинаем все четче осознавать свою ответственность за судьбу родной школы и края. Вырабатывается активная гражданская позиция, стремление быть в гуще интересных дел и событий. Проектная деятельность играет важную роль в трудовом, эстетическом, нравственном воспитании. В ходе работы над проектом проявляются и развиваются такие качества личности, как самоуважение, уверенность в своих силах, уважение к своему и чужому труду. Работа формирует уверенность в том, что своим трудом мы можем создавать прекрасное и изменять мир к лучшему.

И педагоги, которые поначалу очень переживали за судьбу проекта, сейчас успокоились и свято уверены в правильности выбранной позиции.
"Тот, кто сажает деревья, любит не только себя, но и других». Гласит английская пословица.