1 слайд. (Приложение 1.) Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
2 cлайд. Одним из курсов внеурочной деятельности уже на протяжении многих лет в нашей школе является курс «Я - исследователь», который реализует различные направления внеурочной деятельности, такие как «Социальное», «Общеинтелектуальное».
3 слайд. Сегодня цель моей статьи – поделиться опытом, как организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и учителя. Ни для кого не является секретом, если я скажу, что одному учителю без участия родителей в начальных классах эту работу на должном уровне проводить нереально или не осилить.
Поэтому главное для меня – увлечь не только детей, а также их родителей в организации проектной и исследовательской деятельности. Такая совместная работа позволяет мне выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком.
Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение работы детей над проектами и исследованиями, иначе губится сама идея этого метода. А вот помочь организовать ребенка, найти или поделиться информацией, быть заинтересованным в данной деятельности – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной или исследовательской деятельности.
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги.
4 слайд. На этом этапе провожу специальное родительское собрание, на котором разъясняю суть метода проекта, исследования и его значимость для развития личности детей. Для этого мною приготовлен раздаточный материал. (Памятка для родителей «Если ваш ребёнок участвует в проекте, исследовании, то какова ваша роль?»)
Памятка для родителей.
- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Меньше наставлений, прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативу.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
- Не раздражайтесь.
- Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
- Учите доводить дело до конца. (http://nsportal.ru)
Родители узнают, как правильно оформить работу, как ее защитить, как приготовить речь для выступления идет знакомство с правилами создания презентаций. Хочется отметить, что жителям в сельской местности, это вид работ дается сложно.
В ходе работы родители постоянно поддерживают связь с учителем, т.к. возникают трудности как у детей, так и у самих взрослых. Тем не менее такая совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников и благодаря такому деятельностному методу формируются различные общеучебные способности и умения.
5 слайд. В моей работе стали уже традиционными в проектно-исследовательской работе читательские конференции. Ни для кого не является секретом, если я скажу, что чтение художественной литературы для учащихся является проблемой. Поэтому данная форма работы тоже служит стимулом чтения произведений, т.к детям очень нравится представлять прочитанные произведения в различной форме. Особое удовольствие они получают, если представление идет совместно с родителями: читают по ролям фрагменты произведений, инсценируют, загадывают загадки, проводят викторины, организуют выставки рисунков, шьют костюмы и т.д.
6 слайд. Дети часто не знают, где и как работают их папы и мамы. И снова проектная деятельность, в которой должны принять непосредственное участие родители, помогает им решить данную проблему. Работа «Все работы хороши» позволила им намного больше узнать о своих мамах и папах, а тем в свою очередь, сделать вывод, что нужно больше рассказывать о себе и о своей работе ребенку.
7 слайд. Большим событием в классном коллективе является подготовка к традиционному школьному фестивалю «Дружба народов», на котором класс представляет культуру народов России.
Это целая коллективная проектно-исследовательская работа. На начальном этапе при подготовке к этому мероприятию у нас в классе проходит совместно с детьми и родителями обсуждение реализации этого проекта: составляется план, даются индивидуальные задания каждой семье, ребенку, здесь же обговаривается чтение литературы по данной теме, сбор информации и многое другое, что помогает познакомиться глубже с народом и его традициями. Дети предлагают свои способы и приемы реализации данного проекта. Этот момент тоже является огромным залогом успеха ребенка в будущем, потому что проявляется инициатива, чувство собственной значимости, ответственность.
8 слайд. Работа совместно с родителями идет очень дружно, организованно. И последним этапом является представление проекта на фестивале, где непосредственное участие принимают и сами родители.
9 слайд. Чаще всего активными в жизни класса бывают мамы, папы остаются в стороне. В классе, в котором я сейчас работаю, в основном обучаются мальчики. Поэтому мною был предложен проект, который мог выполниться только с помощью пап. Этот проект назывался «Домик для птиц».
10 слайд. Его мы представляли на школьной фотовыставке. Работы были удивительные, а сколько гордости и уважения было у сыновей и дочерей к своим папам.
11 слайд. Одним из лучших проектов было предложено участвовать и во всероссийских конкурсах. Результат оказался отличным. Диплом 1 степени.
12 слайд. Следующий момент, на который я, бы хотела обратить внимание — это то, что коллекционирование тоже является средством развития исследовательских умений младших школьников. После летних каникул в классе проходит презентация проектов «Моя коллекция». За время отдыха дети собирают различные коллекции. Здесь бывает очень интересно, здорово, много познавательного.
13 слайд. Коллекции помогают оформлять не только родители, но и бабушки, у которых они отдыхают. Много возникает вопросов к юным коллекционерам как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Но наши участники с достоинством всегда на них могут дать ответ. Такие мероприятия очень сближают классный коллектив, дают возможность узнавать много нового и интересного от своих друзей и одноклассников.
14 слайд. После каждой встречи обязательно провожу с родителями рефлексию. Она проходит в различной форме: в виде интервью, родители пишут мини отзывы о выступлениях детей, идет тайное голосование за лучшее, оригинальное выступление, дарят комплименты своим детям.
15 слайд. В моей педагогической практике выстроилась целостная система работы с родителями по подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Это очень трудная, кропотливая работа с каждым, но она дает свои положительные результаты. В данной таблице показана результативность работы.
16 слайд. Таблица
Название проектно-исследовательской работы | Уровень |
Результативность |
«Все работы хороши» |
школьный |
участие |
«Кот Васька» |
школьный, районный |
2 место |
«Аист – символ семьи» |
школьный |
3 место |
«Попугай Кеша» |
школьный |
3 место |
«Грамотные этикетки» |
районный, |
2 место, 3 место |
«Говорят фотографии военных времен» |
Школьный, |
1 место |
«Выведение цыплят в домашних условиях» |
школьный |
2 место |
«Домик для птиц» |
Всероссийский конкурс-акция |
Диплом 1 степени |
В таблице представлены лучшие работы. Но, уважаемые коллеги, ценность не в том, что работы сделаны по всем правилам, а в том, что удалось разбудить каждого родителя ребенка и сейчас они уже принимают участие вкладывая свою душу. У каждой работы свой уровень, но за каждым ребенком стоит его семья, которая поддерживает его, помогает ему в этой нелегкой, увлекательной деятельности.
17 слайд. Таким образом, совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения. Отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с родителями, с ребенком. По-моему мнению, главное для учителя – увлечь детей и их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.
Дети взрослеют быстро. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы вместе с родителями поможем развиться их исследовательским способностям и талантам. Это залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.