Лицейский праздник («19 октября») по теме «А.С.Пушкин в Царскосельском Лицее». 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7


Из опыта работы учителя русского языка и литературы.

Цель: познакомить учащихся с жизнью Царскосельского Лицея и расширить представление  о личности  Пушкина-лицеиста.

Методика работы: урок состоит из 2-х частей: информационной и творческой. Информационную часть готовят учащиеся старших классов. Два ведущих,  один человек, осуществляющий техническое оформление урока, и ребята, участвующие в инсценировке. Творческая часть предназначена для  всех учащихся 5-6 классов. Им дается одно обязательное задание – выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений А.С.Пушкин; а также одно задание на выбор: сделать иллюстрацию к произведению А.С.Пушкина, написать стихотворение-посвящение Пушкину или выбрать музыкальное задание (исполнить музыкальный фрагмент, ассоциирующийся с произведениями Пушкина, или музыкальное произведение пушкинского времени, или романс на стихи Пушкина).

Далее начинается подготовка праздника. Детям дается время на выполнение их работы. Проверка выполненных заданий  и репетиции проходят индивидуально, группами.

Класс в день праздника оформляется определенным образом; старшеклассники встречают детей 5-6 классов, каждому ребенку прикалывают эмблему праздника (чаще всего это кленовый листок с годом проведения и надписью «Лицейский праздник»), детей рассаживают за специально поставленными вкруг столами, учитель говорит вступительное слово, и начинается действо. Сначала  информационная часть, сопровождаемая показом иллюстративного материала. Затем творческая часть: дети читают стихи Пушкина; свои посвящения поэту; показывают  сделанные  ими  иллюстрации, заранее помещенные на доске или стенде; исполняют музыкальные фрагменты. Порядок выступления ребят планируется заранее. Но здесь допустим и спонтанно возникший разговор.

Обсуждение праздника проводится на следующем уроке литературы. Дети говорят, что удалось, что можно было бы сделать лучше; также они пишут небольшие отзывы, которые потом входят в альманах каждого класса вместе с их иллюстрациями, фотографиями, стихами.

Сценарий информационно-театральной части

I

Смуглый отрок  бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо  и колко
Здесь лежала его треуголка
Устилают низкие пни…
И растрепанный том Парни.
(А.Ахматова)

II

Воспоминания, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой!

III

Текст о Лицее.

В 1811 году двенадцатилетнего Александра Пушкина привезли в Царское Село для поступления в Лицей. За год до этого, 12 августа 1810 года, царь Александр подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в 20 верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом участвовать в управлении и просвещении России.

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

Из речи Александра Петровича Куницына на открытии Лицея:

«…Раздался глас Отечества, в недра свои нас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук…Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями»

19 октября – день рождения школы и начало дружбы, день воспоминаний о юности, о друзьях и наставниках. Это первый, самый первый лицейский праздник. В лицейском зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый  красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею:

«Училище сие соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты…учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…» Лицей « в правах своих совершенно равняется с Российскими университетами…» (Александр I).

По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас – директор, инспектор и гувернеры; по левую – профессора. Кто же они, наставники, которым надлежало воспитывать будущую славу России?

IV

Сначала их было одиннадцать. Кто лучший?

Василий Федорович Малиновский, первый директор Лицея. Ни ученики, ни даже родной сын Иван в ту пору не могли в полной мере понять, как с первых дней обступали умного, мыслящего директора аракчеевские надзиратели; как опасно и трудно было Малиновскому воспитывать в детях то, чего он желал, и, по всей вероятности, эта трагическая ситуация немало приблизила его смерть. Он умер, так и не доведя первый выпуск до окончания.

Александр Петрович Куницын, профессор нравственных наук, единомышленник директора.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжжена…

Иван Пущин вспоминал:

«Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына, и то совершенно по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал… все делалось без подготовки, с листа. Это вызывало у самого Куницына  сложное чувство, отразившееся в характеристике: «Пушкин - весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне  не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики…»

Словесник Николай Федорович Кошанский и позже заменивший его Александр Иванович Галич.

Историк Иван Кузьмич Кайданов, у которого была одна уморительная странность: обращаясь к кому-нибудь из лицеистов, он слово  «господин» всегда ставил после фамилии: Корф-господин, Пушкин-господин.

Еще и еще  профессора.

Лицеисты приглядывались к начальству, начальники – к лицеистам.

V

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много,
Неровная и резвая семья…

Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.

Сообщения о друзьях-лицеистах.

1) 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их величали «первый курс Царскосельского лицея, так что они могли считать себя  и школьниками (им было в среднем по 12 лет ), и студентами (после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).

2) Пушкинский Лицей, пушкинский выпуск – так мы привыкли говорить, на первое место ставя имя Пушкина. Но рядом с ним были его товарищи. Без их дружбы разве Пушкин стал бы Пушкиным? Без их шуток, похвал, насмешек, писем, помощи, памяти?

А) Миша Яковлев – он умел удивительно весело изображать     своих товарищей, за что и был прозван ПАЯСОМ (Паяцем).

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь.

Б) Владимир Вольховский – спартанец, мечтающий о военной карьере (прозвище - СУВОРОЧКА).

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.

В) Федор Матюшкин, добрая душа, к которому прилипает немецкое ласковое обращение ФЕДЕРНЕЛКЕ, а потом появляется и другое - ПЛЫТЬ ХОЧЕТСЯ. С него начинается морская карьера будущего адмирала, совершившего кругосветное путешествие.

Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя.

Г) Маленький Сережа Комовский, который за приставания и ябеду сделался ЛИСОЙ и СМОЛОЙ.

Д) Гордый и веселый Горчаков (ФРАНТ), сделавший блестящую карьеру дипломата. Он был последним лицеистом.

Ты Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.

Е) Вильгельм Кюхельбекер (КЮХЛЯ, КЮХЕЛЬ, БЕКЕРКЮХЕЛЬ) – ученый чудак, поэт, позже - декабрист, приговоренный к 20 годам каторги.

Я жду тебя, мой запоздалый друг-
Приди, огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Ж) Декабристом был и Иван Пущин (БОЛЬШОЙ ЖАННО), осужденный на вечную каторгу и вернувшийся из Сибири лишь в 1856 году за три года до смерти. А в Лицее комнаты Пушкина и Пущина были рядом, их отделяла лишь дощатая перегородка, и друзья часто, когда все уже спали, говорили о событиях прошедшего дня.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной сладостной мечтою.

З) Любимым другом Пушкина был Антон Дельвиг (ТОСЯ, ТОСЕНЬКА), ленивец, во всем повторяющий древнего Диогена. На уроках созерцал учителя, не слушая, но и не болтая. О  чем он думал? Может быть, сочинял стихи?

С младенчества дух песен в нем горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел.

И) Иван Малиновский за доблесть и драчливость становится КАЗАКОМ

Хитрющий и пронырливый Сергей Ломоносов – КРОТ.

Туповатый и упрямый Мясоедов лучше всего переводится как МЯСОЖОРОВ или, добродушно, МЯСИН.

Корсаков –  «любви, забав питомец нежный,», «кудрявый наш певец, с огнем в глазах, с гитарой сладкогласной.

И Бакунин, и Данзас, и Илличевский.

К)  А Пушкина называли ФРАНЦУЗОМ за легкое владение французским языком. Прозвище понравилось самому Пушкину; впрочем,, одно из писем он подпишет:  «ЕГОЗА Пушкин» - это второе прозвище. Было и третье, из Вольтера, которое, правда, лишь в минуты острой стычки бросали ему: «ПОМЕСЬ ТИГРА С ОБЕЗЬЯНОЙ».

Прозвища были практически у всех.

VI

Златые дни! Уроки и забавы!
И черный стол, и бунты вечеров,
И наш словарь, и плески мирной славы,
И критики лицейских мудрецов.

VII

Сообщение о Лицее. Распорядок дня лицеистов.

1) Лицей – маленький четырехэтажный  городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу – там же и хозяйственное управление.
Второй этаж – это столовая, больница, канцелярия, конференц-зал (именно здесь Пушкин будет читать свои стихи Державину).
Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, место для отдыха.
На всех этажах горели лампы, в двух средних этажах были паркетные полы. В зале – огромные зеркала во всю стену, и мебель обита штофом - тяжелым узорчатым шелком…

Они твердят томительный урок,
Или роман украдкой пожирают,
Или стихи влюбленные слагают,
И позабыт полуденный звонок.

Пушкин находил, что «при всех этих удобствах… нетрудно было привыкнуть к новой жизни». Тем более что лицеистам был предложен определенный режим.

2) Подъем по звонку в 6 утра.
Одевались, шли на молитву.
От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
В 9 часов – чай с белой булкой: никаких завтраков! Лицеистов стремились отучить от изнеженности и роскоши.
Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.
От 10 до 12 часов – класс.
С 12 до 13 – вторая прогулка.
В 13.00 – обед из трех блюд.
От 14 до 15.00 – чистописание или рисование.
От 15 до 17.00 – класс.
В 17.00 – чай, до 18.00 – третья прогулка; гуляли обязательно, в любую погоду; потом – повторение уроков или « вспомогательный класс», то есть дополнительные занятия для отставших.
В 20.30 – звонок к ужину.
После ужина до 22.00 – отдых, развлечение. В зале в это время – «мячик и беготня», то есть спортивные упражнения.
В 22.00 – вечерняя молитва, сон.

Телесных наказаний никогда не было. В Лицее изредка только «арестовывали» ученика в его собственной комнате и у дверей ставили дядьку на часах.

По средам и субботам было вечернее «танцевание или фехтование».

Каждую субботу – баня. За чистотой следили строго. Как водилось в дворянском обществе, за лицеистами ходило несколько дядек: они чистили сапоги, платья, прибирали  в комнатах. Впрочем, и здесь привилегии воспитанников сочетались с суровыми, даже спартанскими, деталями быта: казенное платье, к примеру, так редко заменяли, что многие даже в церковь являлись в заплатках…

Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной,
Сквозь слезы улыбнуся я.

VIII

1) 19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея, а 9 июня 1817 года в Лицее проходил первый выпуск.

2)

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

3) Сообщение об экзаменах, выпуск.

4) Идите, друзья, на новом вашем поприще!

Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя; храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…

Энгельгардт, директор Лицея.

5)

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

6) Прощальная песня воспитанников  Царскосельского лицея (на слова А.Дельвига).

Хор

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Шествуйте, сыны!

3-й голос

Благословите положивших,
Святой Отечеству обет!
И с детства нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Хор

Простите, братья! Руку в руку:
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

4-й голос

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой,
То к правде сильное стремленье,
То ж правде -да, неправде -нет.
В несчастье - гордое терпенье,
А в счастье – всем равно привет!

Финал

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны

Прощайте, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

IX

1) 17 воспитанников выбрали гражданскую службу, 12 – военную. Этот выпуск современники называли блистательным, славным. Сегодня его называют Пушкинским. Имена товарищей Пушкина – декабристов И.Пущина, В.Кюхельбекера  ,В.Вольховского, мореплавателя  и историографа русского флота Ф.Матюшкина, поэта А.Дельвига, дипломата А.Горчакова, композитора М.Яковлева – широко известны.

2)  Встречи лицеистов 19 октября.. Стихи Пушкина, посвященные19 октября:

а) Роняет лес багряный свой убор…(1825)
б) Бог помочь вам, друзья мои…(1827)
в) Чем чаще празднует Лицей свою святую годовщину  
г) Была пора… (1831)

Сначала прошедшее еще не так далеко, а разлука с товарищами относительная. Каждый год 19 октября те, кто может, собираются вместе и вспоминают былое. Чугунные кольца крепко скрепляют их дружбу. Но с каждым годом кто-то уходит.

Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью  стесняется  едину,
Тем реже он; праздник наш
В своем веселии мрачнее:
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.

3) Памятник Пушкину. Последний лицеист.

А) 1857 год… 20 лет без Пушкина. Между тем лицеисты почти ничего о нем не записали. А молодежь  Пушкина читает все больше.
Пожилой адмирал Матюшкин первый вспоминает, что нужно памятник поэту ставить в Москве -  на родине.

Б) Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В)  

И начнется всероссийский сбор денег.
Дело непростое и долгое – у лицеистов же первого выпуска,  чугунников, - времени немного.
«Наш круг час от часу редеет»

Г) 

Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

19 октября 1877 года, в 60-летие первого выпуска, их осталось двое – Лисичка - Комовский и  Франт – Горчаков. Кому доведется увидеть памятник?

Пушкин не знал, кому посвящает последние строки своего стихотворения 19 октября.

Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспоминает нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как нынче я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Князь Горчаков заслужил последнюю награду – еще 10 пушкинских строк. 1883 год – последний год жизни последнего лицеиста.

4)  Но если сегодня мы (и не только мы) вспоминаем 30 мальчиков, которые  почти два века назад сели за парты и стали одноклассниками, если их жизнь, их судьба интересны нам, - значит, не прервалась связь поколений, значит, есть что-то, что соединяет нас: дружба, мечта, желание познавать, творчество, значит, пушкинские строчки – живут, и он говорит с нами:

Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь…

Х

Стихи других поэтов, посвященные  Пушкину.

1)

Спит Царское Село. Полуночною тенью
Подернут древний сад,
Повитые в туман дворцовые строенья,
Сквозь частый флер ветвей, как будто привиденья,
Насупившись, глядят.
Л.А.Мей

2)

Осенней позднею порою
Люблю я Царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят,
И белокрылые виденья,
На тусклом озера стекле,
В какой-то - неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
Ф.И.Тютчев

3)

Осенний день влечет к печальной грезе,
Все замерло…Порхает желтый лист,
И в той же неизменно – тихой позе
Мечтает вдохновенный Лицеист.
В.Палей

4)

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
А.Ахматова